Институт опеки и попечительства над детьми

Институт опеки и попечительства (стр. 1 из 15)

Глава 1. Опека и попечительство как приоритетная форма принятия в семью детей на воспитание

§1.1. Понятие и значение опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми

§1.2.Источники правового регулирования опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми

§1.3.Основания и порядок установления опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми, оставшимися без попечения родителей

Глава 2. Правовой статус субъектов семейно-правовых отношений опеки (попечительства) над детьми

§ 2.1.Права и обязанности органов опеки и попечительства

§2.2.Опекуны и попечители как субъекты института опеки и попечительства

§2.3.Опекаемые и подопечные как субъекты института опеки и попечительства

Глава 3 Прекращение опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми, оставшимися без попечения родителей

§3.1.Основания прекращения опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми

§3.2.Последствия прекращения опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми

Произошедшее к концу XX в. резкое изменение социально-экономического строя в России, отказ от прежней идеологии, негативные миграционные и демографические процессы повлекли за собой существенные перемены в обществе. «Спад» экономики в России и сопровождавшая его деструкция систем государственного регулирования во всех сферах социально-хозяйственной жизни страны вызвали серьезные изменения в социальной сфере. Прежде всего, они отразились на общем положении семьи и детства. Последние 10 лет в России прослеживается устойчивая тенденция увеличения количества семей, не обеспечивающих должных условий для воспитания и содержания своих детей. Итак, данное исследование актуально ввиду сложившегося в современной России положения семьи и детства.

Опека (попечительство) была и остается наиболее распространенной правовой формой устройства несовершеннолетних граждан. В этой форме заложен огромный положительный потенциал, позволяющий устроить судьбу нуждающегося в социальной заботе гражданина наилучшим способом, с одной стороны, наиболее приближенным к проживанию в семье, а с другой стороны — обеспечивающим контроль за соблюдением прав и интересов гражданина.

Целью данной работы являются исследование института опеки и попечительства, анализ норм действующего гражданского и семейного законодательства, регулирующих порядок установления и прекращения опеки и попечительства, рассмотрение субъектов семейно-правовых отношений опеки (попечительства) над детьми.

Поставленная цель решается посредством следующих задач:

— рассмотреть понятие института опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми;

— охарактеризовать круг субъектов отношений опеки и попечительства;

— рассмотреть законодательно закрепленные порядок и условия установления и прекращения опеки и попечительства;

Предметом исследования, проведенного в данной работе, является институт опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми.

Объектом исследования является опека и попечительство над несовершеннолетними как способ их устройства на воспитание в семью.

При проведении исследования использовались нормативно-правовые акты, монографии и иные работы по данной теме. Изложенный материал построен на трудах таких ученых, как Н.М Ершова, Л.М. Пчелинцева, Е. Чефранова, И.М. Кузнецова, М. Антокольская и других авторов.

Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы и приложений.

Глава 1. Опека и попечительство как приоритетная форма принятия в семью детей на воспитание

§1.1 Понятие и значение опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми

Граждане Российской Федерации вступают в различные общественные отношения во всех областях гражданской, политической, экономической, социальной и культурной жизни и имеют соответствующие права и обязанности. Положение ст. 60 Конституции РФ о возможности самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности соответствует положению действующего гражданского законодательства о наступлении гражданского совершеннолетия по достижении 18-летнего возраста.[1] С этого момента гражданин становится полностью дееспособным (ст. 21 ГК).[2] Дееспособный гражданин может самостоятельно заключать договоры, распоряжаться собственностью, выдавать доверенности, совершать иные юридические действия, что обеспечивает ему возможность принимать активное участие в общественной жизни. Однако возможны ситуации, когда гражданин в силу своего малолетнего возраста не в состоянии самостоятельно осуществлять свои права и обязанности и защищать свои законные интересы. В этих случаях он нуждается в посторонней помощи, оказание которой и является целью установления опеки или попечительства. Таким образом, опека и попечительство являются одной из форм осуществления государственной защиты личности.

Институт опеки и попечительства существовал еще в древнем Риме, где он назывался tutela и cura. Уже тогда опека и попечительство назначались для восполнения недостающей правоспособности несовершеннолетних и миноров (лиц, не достигших 25 лет). Сначала опека была призвана охранять имущество и семью, а не личность малолетнего, потому «охранитель» имущества и «охранитель» личности не совпадали. Однако впоследствии акцент сместился на личность, а неблагонадежный опекун мог быть смещен. Опекунство стало общественной должностью, общественной обязанностью.[3]

Попечительство также существовало в римском праве, а его появление было вызвано тем, что молодые юноши по неопытности зачастую становились жертвами обманных сделок. Опека как институт, направленный на охрану личных прав питомца появилась в Афинах.[4]

Опека и попечительство как правовые институты существовали и в дореволюционной России, а А. И. Загоровский писал: «Забота о малолетнем, лишившемся родителей, столь естественна и необходима, что потребность в ней сознается в самые ранние периоды человеческой общественности»[5].

В отличие от усыновления, опека и попечительство действовали и в течение всего периода советской власти. Постсоветский законодатель также не стал ломать традиции в этой области, поэтому опека и попечительство действуют и сейчас. До принятия ГК РФ 1994 г. отношения, связанные с опекой и попечительством, регулировались семейным законодательством. Однако при этом признавалось, что опека и попечительство тесно связаны с институтами гражданского законодательства о правоспособности и дееспособности граждан, в связи с чем должны рассматриваться наукой гражданского права и во всяком случае не могут быть отнесены только к семейному праву. Наибольшее распространение имела трактовка опеки и попечительства как смешанного института гражданского, семейного и в некоторой части административного права (например, в части контроля местной администрации за выполнением опекунами и попечителями своих обязанностей). Представление о комплексном характере правового регулирования отношений опеки и попечительства представляется обоснованным, оно получило отражение и в законодательстве.

Формирование нового российского гражданского законодательства в начале 1990-х г., изменившего многие институты гражданского права, тем не менее почти не затронуло содержания норм об охране прав и интересов недееспособных или не полностью дееспособных лиц.

Среди ученых — юристов стало традиционным отношение к институту опеки и попечительства как к незначительному. По сей день справедливо утверждение Н.М. Ершовой: “Специалисты по семейному праву не считают опеку и попечительство в целом своей областью, цивилисты же не разрабатывают этот институт, полагая, что он скорее касается сферы семейного права”.[6] Между тем изменения, произошедшие в гражданском законодательстве и в цивилистической науке, обусловливают потребность в реформировании института опеки и попечительства.

Читайте так же:  Документы для замены паспорта после смены фамилии

В научной литературе высказываются различные соображения в отношении понятия опеки и попечительства. Обоснованной представляется точка зрения Н.М. Ершовой, которая определяет опеку и попечительство как “комплексный раздел семейного и гражданского права, включающий все виды попечения над гражданами, которые нуждаются в особых формах охраны своих прав и интересов, и имеющий целью защиту их личных и имущественных прав”[7].

Данный правовой институт охватывает широкий круг вопросов, связанных, как уже замечалось, и с семейным, и с гражданским законодательством. Опека и попечительство тесно связаны друг с другом. В обоих случаях речь идет о лицах недееспособных или ограниченно дееспособных. Нормы, регулирующие опеку и попечительство, излагаются в одних и тех же законодательных актах, занимаются их решением одни и те же государственные органы — органы опеки и попечительства. Общим также является и порядок выбора и назначения опекунов, их обязанность защищать права своих подопечных.

Государство через органы опеки и попечительства осуществляет свою заботу о детях-сиротах и детях, оставшихся по различным причинам без родительского попечения.

Основное различие понятий опеки и попечительства состоит в объеме прав и обязанностей опекунов и попечителей, который определяется степенью дееспособности их подопечных.

В соответствии со ст. 2 ФЗ от 21.04.2008 года «Об опеке и попечительстве» опека — форма устройства малолетних граждан (не достигших возраста четырнадцати лет несовершеннолетних граждан) и признанных судом недееспособными граждан, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (опекуны) являются законными представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все юридически значимые действия.[8]

http://mirznanii.com/a/27440/institut-opeki-i-popechitelstva

Институт опеки и попечительства над детьми

Библиографическая ссылка на статью:
Юдина Ю.Ю. Опека и попечительство над несовершеннолетними детьми как комплексный межотраслевой правовой институт // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2015/11/13100 (дата обращения: 26.03.2019).

Рост количества социальных сирот и детей без определенного места жительства наблюдается в России с середины 90-х годов, когда в результате трансформационного кризиса резко ухудшилась экономическая, демографическая, социальная ситуация. Рост безработицы, снижение жизненного уровня населения на фоне ускоренного имущественного и социального расслоения привели к формированию прослойки семей, для которых характерны застойная безработица, злоупотребление алкоголем, наркомания, насилие. Эти семьи не выполняют своих обязанностей по содержанию и воспитанию детей «выталкивают» их из семейного круга: ребенок или сам покидает родителей или вмешиваются государственные службы защиты прав детей.

Социальное положение «детей улицы» неизбежно приводит к усвоению ими девиантных форм поведения, к искажению личностного развития, отклонений в физическом и психическом развитии. Эти дети страдают от насилия и одновременно занимаются противоправной криминальной деятельностью [ [i] ] .

Ближайшие ребенку люди – его отец и мать – несут обязанность защищать права своих детей в самых различных жизненных ситуациях, охранять их интересы в повседневной жизни, делать для этого все необходимое. Однако, как это ни странно звучит, особую опасность для ребенка представляют различного рода злоупотребления со стороны именно родителей. Все чаще дети становятся жертвами насилия в семье.

Ситуация с несовершеннолетними в РФ крайне тревожная. Каждый год РФ теряет 46 тысяч детей в возрасте до 14 лет (это травмы, самоубийства, убийства и тому подобное). По данным детского фонда ООН (ЮНИСЕФ), в РФ насчитывается около 22 % населения в возрасте до 16 лет. В РФ высокий уровень детской смертности: детская смертность почти вдвое превышает рождаемость.

В такой ситуации под угрозой оказывается само будущее государства, поскольку дети – это будущее и от того, как государство их защищает, зависит, какое будущее она будет иметь и вообще будет ли существовать.

Для не допущения, в данной ситуации, крайне тяжелых последствий для детей государством вводятся определенные меры, например, установление опеки и попечительства над детьми-сиротами и детьми, лишенными родительской опеки.

На основании анализа научной литературы, в которой исследовались опекунские и попечительские правоотношения [[ii , можно установить, что в дореволюционной юриспруденции выделялись три основные концепции опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми, в каждой из которых внимание акцентировалось на различных аспектах исследуемого правового института: частно-правовая концепция; публично-правовая концепция; смешанная (частно-публично-правовая) концепция опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми. При этом все они в той или иной мере акцентировали внимание на различных сторонах опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми и, в первую очередь – частной (семейной и гражданской) или публичной.

Сегодня, целью опеки и попечительства является воспитание и предоставление образования детям (по действующему российскому законодательству ребенком (несовершеннолетним) признается лицо, не достигшее возраста 18 лет [[iii ), а также защита их прав и интересов [[iv , которые в совокупности, в той или иной степени и форме, определенны в Конвенции ООН о правах ребенка [[v , Всеобщей декларации прав человека [[vi , Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод [[vii , Конституции РФ [[viii , Семейном кодексе РФ [[ix , ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» [[x , ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» [[xi , другими нормативными правовыми актами РФ и региональными нормативными актами, в случае их нарушения.

Семейный кодекс в ч. 2 ст. 145 прямо указывает, что попечительство устанавливается над ребенком в возрасте от 14 до 18 лет. Гражданский кодекс в ч.3 ст. 31 дополняет данное правило: попечительство устанавливается над несовершеннолетними физическими лицами, которые лишены родительской опеки. То есть, действующее законодательство в отношении несовершеннолетних, устанавливает следующею градацию между институтом опеки и попечительством:

— опека устанавливается над детьми в возрасте до 14 лет.

По следующим основаниям: утрата детьми попечения родителей; по заявлению родителей.

— попечительство устанавливается – над детьми в возрасте от 14 до 18 лет.

По следующим основаниям: утрата детьми попечения родителей; по заявлению родителей; достижение ребенком в отношении которого ранее была установлена, опека, возраста 14 лет.

При этом, согласно ст. 55 СК РФ, факт установления в отношении несовершеннолетних опеки либо попечения не является основанием, для прекращения его общения с родителями, это неотчуждаемое право ребенка сохраняться за ним при любых условиях.

Читайте так же:  Раздел имущества бизнес

Опека либо попечительство в отношении несовершеннолетнего устанавливается органами опеки и попечительства, которые обязаны произвести установление опеки или попечения в отношении несовершеннолетнего, в течение одного месяца с того момента, когда возникла необходимость установления опеки или попечительства, либо когда данный орган узнал, либо должен был узнать о необходимости установления в отношении этого лица опеки или попечения. Пока опека (попечительство) над ребенком не установлены, обязанности опекуна (попечителя) выполняются органами опеки и попечительства [[xii .

Итак, институт опеки и попечительства в современном российском правовом поле не возник случайно, а был обусловлен общими потребностями жизни, необходимостью реализовать недостаточную дееспособность тем лицам, которые ограничены в своих правах в силу различных причин. Именно в силу того, что такие лица не могут самостоятельно заключать сделки, следить за состоянием своих прав, управлять имуществом, эти действия осуществляет за них опекун, который действует от их имени и в их интересах. При этом права и обязанности приобретаются непосредственно для опекаемых, характеризуется как прямое (полное) представительство, а попечители оказывают помощь опекаемым в процессе самостоятельного ведения ими дел.

При этом, хоть права несовершеннолетних защищают различные отрасли права: семейное, трудовое и др., однако едва ли не наиболее важное место в охране прав несовершеннолетних принадлежит межотраслевому правовому институту опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми который относится, прежде всего, к семейному и гражданскому праву и находится в их совместном регулировании, поскольку его нормы, регулируют отношения по воспитанию детей и защите их имущественных и личных прав[xiii]. Данный правовой институт в равной степени регулируется как нормами гражданского, так и семейного права, поскольку в объективном понимании опека и попечительство над несовершеннолетними детьми, как правовое явление, представляет собой определенную систему норм различных отраслей законодательства (гражданского, семейного и др.), направленных на обеспечение эффективного регулирования отношений, возникающих при осуществлении личных и имущественных прав малолетних, недееспособных лиц, которые не могут самостоятельно осуществлять свои права и исполнять обязанности.

Поскольку, нормы, которые регулируют исследуемые правоотношения, не действуют автономно, а представляют собой единый комплекс взаимодействующих и взаимосвязанных правовых элементов, каждый из которых сохраняет свои основные свойства, и имеет целью обеспечение беспрепятственного осуществления личных и имущественных прав несовершеннолетних, институт опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми является комплексным правовым институтом. Вследствие такой комплексности и направленности устанавливается единый порядок регулирования данных правоотношений, достигается целостность и эффективность правового воздействия на их участников и других субъектов, вступающих с ними в гражданские правоотношения.

Таким образом, опеку и попечительство над несовершеннолетними детьми необходимо рассматривать под разными углами зрения. Так, опека и попечительство над несовершеннолетними детьми, как правовая форма воспитания детей, лишенных родительской опеки, является институтом семейного права, но одновременно, как способ охраны имущественных прав определенных категорий лиц, безусловно, является гражданско-правовым институтом. А следовательно логично предположить, что обоснованным будет разделение ФЗ «Об опеке и попечительстве» на две автономные части: регулирующею исключительно гражданско-правовые отношения (восполнение дееспособности несовершеннолетних детей, их представительство и т.п.), и имеющею исключительно отношение к семейному воспитанию осиротевших детей в форме опеки над ними, которая должна войти в состав Семейного кодекса РФ.

В результате проведенного исследования, можем заключить, что опека и попечительство над несовершеннолетними детьми является многоаспектным социально-правовым явлением, которое имеет несколько смысловых определений и может рассматриваться как: а) правовой институт; б) способ охраны (защиты) личных и имущественных прав несовершеннолетних детей; в) вид правовой помощи со стороны государства несовершеннолетним детям, поскольку они не могут самостоятельно осуществлять свои личные и имущественные права.

Исходя из того, что: 1) институт опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми включает в свой состав ряд правовых норм как имущественного, так и неимущественного характера; 2) отношения, возникающие при установлении и осуществлении опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми, являются предметом регулирования различных отраслей права; 3) в целом нормы, регулирующие отношения возникающие при установлении и осуществлении опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми, не действуют автономно, а являются единым комплексом взаимодействующих и взаимосвязанных правовых элементов, каждый из которых сохраняет свои основные свойства и имеет целью обеспечение беспрепятственного осуществления имущественных и личных прав несовершеннолетними детьми, можно сделан вывод о комплексном характере данного правового института. Вследствие такой комплексности и направленности устанавливается единый порядок регулирования опекунских и попечительских правоотношений в отношении несовершеннолетних детей, а также достигается целостность и эффективность правового воздействия на их участников и других субъектов, вступающих с ними в правоотношения.

Соответственно, институт опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми является комплексным межотраслевым правовым институтом, который является системой норм различных отраслей права, основной целью которых является охрана личных и имущественных прав несовершеннолетних детей.

[[i Оськина И. Лупу А. Внимание! Несовершеннолетний подозреваемый // ЭЖ-юрист №5, 2015. С.12.

[ii] См., например: Гоголева В. В. Опека над несовершеннолетними: понятие и сущность // Право и государство: теория и практика. – 2008. – № 1. – С. 40-44.

http://human.snauka.ru/2015/11/13100

Институт опеки и попечительства над детьми

Библиографическая ссылка на статью:
Юдина Ю.Ю. Опека и попечительство над несовершеннолетними детьми как комплексный межотраслевой правовой институт // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/11/59441 (дата обращения: 02.02.2020).

Рост количества социальных сирот и детей без определенного места жительства наблюдается в России с середины 90-х годов, когда в результате трансформационного кризиса резко ухудшилась экономическая, демографическая, социальная ситуация. Рост безработицы, снижение жизненного уровня населения на фоне ускоренного имущественного и социального расслоения привели к формированию прослойки семей, для которых характерны застойная безработица, злоупотребление алкоголем, наркомания, насилие. Эти семьи не выполняют своих обязанностей по содержанию и воспитанию детей «выталкивают» их из семейного круга: ребенок или сам покидает родителей или вмешиваются государственные службы защиты прав детей.

Социальное положение «детей улицы» неизбежно приводит к усвоению ими девиантных форм поведения, к искажению личностного развития, отклонений в физическом и психическом развитии. Эти дети страдают от насилия и одновременно занимаются противоправной криминальной деятельностью [ [i] ] .

Ближайшие ребенку люди – его отец и мать – несут обязанность защищать права своих детей в самых различных жизненных ситуациях, охранять их интересы в повседневной жизни, делать для этого все необходимое. Однако, как это ни странно звучит, особую опасность для ребенка представляют различного рода злоупотребления со стороны именно родителей. Все чаще дети становятся жертвами насилия в семье.

Читайте так же:  Подать на алименты после развода задним числом
Видео (кликните для воспроизведения).

Ситуация с несовершеннолетними в РФ крайне тревожная. Каждый год РФ теряет 46 тысяч детей в возрасте до 14 лет (это травмы, самоубийства, убийства и тому подобное). По данным детского фонда ООН (ЮНИСЕФ), в РФ насчитывается около 22 % населения в возрасте до 16 лет. В РФ высокий уровень детской смертности: детская смертность почти вдвое превышает рождаемость.

В такой ситуации под угрозой оказывается само будущее государства, поскольку дети – это будущее и от того, как государство их защищает, зависит, какое будущее она будет иметь и вообще будет ли существовать.

Для не допущения, в данной ситуации, крайне тяжелых последствий для детей государством вводятся определенные меры, например, установление опеки и попечительства над детьми-сиротами и детьми, лишенными родительской опеки.

На основании анализа научной литературы, в которой исследовались опекунские и попечительские правоотношения [[ii , можно установить, что в дореволюционной юриспруденции выделялись три основные концепции опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми, в каждой из которых внимание акцентировалось на различных аспектах исследуемого правового института: частно-правовая концепция; публично-правовая концепция; смешанная (частно-публично-правовая) концепция опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми. При этом все они в той или иной мере акцентировали внимание на различных сторонах опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми и, в первую очередь – частной (семейной и гражданской) или публичной.

Сегодня, целью опеки и попечительства является воспитание и предоставление образования детям (по действующему российскому законодательству ребенком (несовершеннолетним) признается лицо, не достигшее возраста 18 лет [[iii ), а также защита их прав и интересов [[iv , которые в совокупности, в той или иной степени и форме, определенны в Конвенции ООН о правах ребенка [[v , Всеобщей декларации прав человека [[vi , Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод [[vii , Конституции РФ [[viii , Семейном кодексе РФ [[ix , ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» [[x , ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» [[xi , другими нормативными правовыми актами РФ и региональными нормативными актами, в случае их нарушения.

Семейный кодекс в ч. 2 ст. 145 прямо указывает, что попечительство устанавливается над ребенком в возрасте от 14 до 18 лет. Гражданский кодекс в ч.3 ст. 31 дополняет данное правило: попечительство устанавливается над несовершеннолетними физическими лицами, которые лишены родительской опеки. То есть, действующее законодательство в отношении несовершеннолетних, устанавливает следующею градацию между институтом опеки и попечительством:

— опека устанавливается над детьми в возрасте до 14 лет.

По следующим основаниям: утрата детьми попечения родителей; по заявлению родителей.

— попечительство устанавливается – над детьми в возрасте от 14 до 18 лет.

По следующим основаниям: утрата детьми попечения родителей; по заявлению родителей; достижение ребенком в отношении которого ранее была установлена, опека, возраста 14 лет.

При этом, согласно ст. 55 СК РФ, факт установления в отношении несовершеннолетних опеки либо попечения не является основанием, для прекращения его общения с родителями, это неотчуждаемое право ребенка сохраняться за ним при любых условиях.

Опека либо попечительство в отношении несовершеннолетнего устанавливается органами опеки и попечительства, которые обязаны произвести установление опеки или попечения в отношении несовершеннолетнего, в течение одного месяца с того момента, когда возникла необходимость установления опеки или попечительства, либо когда данный орган узнал, либо должен был узнать о необходимости установления в отношении этого лица опеки или попечения. Пока опека (попечительство) над ребенком не установлены, обязанности опекуна (попечителя) выполняются органами опеки и попечительства [[xii .

Итак, институт опеки и попечительства в современном российском правовом поле не возник случайно, а был обусловлен общими потребностями жизни, необходимостью реализовать недостаточную дееспособность тем лицам, которые ограничены в своих правах в силу различных причин. Именно в силу того, что такие лица не могут самостоятельно заключать сделки, следить за состоянием своих прав, управлять имуществом, эти действия осуществляет за них опекун, который действует от их имени и в их интересах. При этом права и обязанности приобретаются непосредственно для опекаемых, характеризуется как прямое (полное) представительство, а попечители оказывают помощь опекаемым в процессе самостоятельного ведения ими дел.

При этом, хоть права несовершеннолетних защищают различные отрасли права: семейное, трудовое и др., однако едва ли не наиболее важное место в охране прав несовершеннолетних принадлежит межотраслевому правовому институту опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми который относится, прежде всего, к семейному и гражданскому праву и находится в их совместном регулировании, поскольку его нормы, регулируют отношения по воспитанию детей и защите их имущественных и личных прав[xiii]. Данный правовой институт в равной степени регулируется как нормами гражданского, так и семейного права, поскольку в объективном понимании опека и попечительство над несовершеннолетними детьми, как правовое явление, представляет собой определенную систему норм различных отраслей законодательства (гражданского, семейного и др.), направленных на обеспечение эффективного регулирования отношений, возникающих при осуществлении личных и имущественных прав малолетних, недееспособных лиц, которые не могут самостоятельно осуществлять свои права и исполнять обязанности.

Поскольку, нормы, которые регулируют исследуемые правоотношения, не действуют автономно, а представляют собой единый комплекс взаимодействующих и взаимосвязанных правовых элементов, каждый из которых сохраняет свои основные свойства, и имеет целью обеспечение беспрепятственного осуществления личных и имущественных прав несовершеннолетних, институт опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми является комплексным правовым институтом. Вследствие такой комплексности и направленности устанавливается единый порядок регулирования данных правоотношений, достигается целостность и эффективность правового воздействия на их участников и других субъектов, вступающих с ними в гражданские правоотношения.

Таким образом, опеку и попечительство над несовершеннолетними детьми необходимо рассматривать под разными углами зрения. Так, опека и попечительство над несовершеннолетними детьми, как правовая форма воспитания детей, лишенных родительской опеки, является институтом семейного права, но одновременно, как способ охраны имущественных прав определенных категорий лиц, безусловно, является гражданско-правовым институтом. А следовательно логично предположить, что обоснованным будет разделение ФЗ «Об опеке и попечительстве» на две автономные части: регулирующею исключительно гражданско-правовые отношения (восполнение дееспособности несовершеннолетних детей, их представительство и т.п.), и имеющею исключительно отношение к семейному воспитанию осиротевших детей в форме опеки над ними, которая должна войти в состав Семейного кодекса РФ.

Читайте так же:  Как оградить ребенка от отца после развода

В результате проведенного исследования, можем заключить, что опека и попечительство над несовершеннолетними детьми является многоаспектным социально-правовым явлением, которое имеет несколько смысловых определений и может рассматриваться как: а) правовой институт; б) способ охраны (защиты) личных и имущественных прав несовершеннолетних детей; в) вид правовой помощи со стороны государства несовершеннолетним детям, поскольку они не могут самостоятельно осуществлять свои личные и имущественные права.

Исходя из того, что: 1) институт опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми включает в свой состав ряд правовых норм как имущественного, так и неимущественного характера; 2) отношения, возникающие при установлении и осуществлении опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми, являются предметом регулирования различных отраслей права; 3) в целом нормы, регулирующие отношения возникающие при установлении и осуществлении опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми, не действуют автономно, а являются единым комплексом взаимодействующих и взаимосвязанных правовых элементов, каждый из которых сохраняет свои основные свойства и имеет целью обеспечение беспрепятственного осуществления имущественных и личных прав несовершеннолетними детьми, можно сделан вывод о комплексном характере данного правового института. Вследствие такой комплексности и направленности устанавливается единый порядок регулирования опекунских и попечительских правоотношений в отношении несовершеннолетних детей, а также достигается целостность и эффективность правового воздействия на их участников и других субъектов, вступающих с ними в правоотношения.

Соответственно, институт опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми является комплексным межотраслевым правовым институтом, который является системой норм различных отраслей права, основной целью которых является охрана личных и имущественных прав несовершеннолетних детей.

[[i Оськина И. Лупу А. Внимание! Несовершеннолетний подозреваемый // ЭЖ-юрист №5, 2015. С.12.

[ii] См., например: Гоголева В. В. Опека над несовершеннолетними: понятие и сущность // Право и государство: теория и практика. – 2008. – № 1. – С. 40-44.

http://web.snauka.ru/issues/2015/11/59441

Понятие и значение опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми

План

Глава 1. Опека и попечительство как приоритетная форма принятия в семью детей на воспитание

§1.1. Понятие и значение опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми

§1.2.Источники правового регулирования опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми

§1.3.Основания и порядок установления опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми, оставшимися без попечения родителей

Глава 2. Правовой статус субъектов семейно-правовых отношений опеки (попечительства) над детьми

§ 2.1.Права и обязанности органов опеки и попечительства

§2.2.Опекуны и попечители как субъекты института опеки и попечительства

§2.3.Опекаемые и подопечные как субъекты института опеки и попечительства

Глава 3 Прекращение опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми, оставшимися без попечения родителей

§3.1.Основания прекращения опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми

§3.2.Последствия прекращения опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми

Введение

Произошедшее к концу XX в. резкое изменение социально-экономического строя в России, отказ от прежней идеологии, негативные миграционные и демографические процессы повлекли за собой существенные перемены в обществе. «Спад» экономики в России и сопровождавшая его деструкция систем государственного регулирования во всех сферах социально-хозяйственной жизни страны вызвали серьезные изменения в социальной сфере. Прежде всего, они отразились на общем положении семьи и детства. Последние 10 лет в России прослеживается устойчивая тенденция увеличения количества семей, не обеспечивающих должных условий для воспитания и содержания своих детей. Итак, данное исследование актуально ввиду сложившегося в современной России положения семьи и детства.

Опека (попечительство) была и остается наиболее распространенной правовой формой устройства несовершеннолетних граждан. В этой форме заложен огромный положительный потенциал, позволяющий устроить судьбу нуждающегося в социальной заботе гражданина наилучшим способом, с одной стороны, наиболее приближенным к проживанию в семье, а с другой стороны — обеспечивающим контроль за соблюдением прав и интересов гражданина.

Целью данной работы являются исследование института опеки и попечительства, анализ норм действующего гражданского и семейного законодательства, регулирующих порядок установления и прекращения опеки и попечительства, рассмотрение субъектов семейно-правовых отношений опеки (попечительства) над детьми.

Поставленная цель решается посредством следующих задач:

— рассмотреть понятие института опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми;

— охарактеризовать круг субъектов отношений опеки и попечительства;

— рассмотреть законодательно закрепленные порядок и условия установления и прекращения опеки и попечительства;

[1]

Предметом исследования, проведенного в данной работе, является институт опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми.

Объектом исследования является опека и попечительство над несовершеннолетними как способ их устройства на воспитание в семью.

При проведении исследования использовались нормативно-правовые акты, монографии и иные работы по данной теме. Изложенный материал построен на трудах таких ученых, как Н.М Ершова, Л.М. Пчелинцева, Е. Чефранова, И.М. Кузнецова, М. Антокольская и других авторов.

[2]

Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы и приложений.

[3]

Глава 1. Опека и попечительство как приоритетная форма принятия в семью детей на воспитание

Понятие и значение опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми

Граждане Российской Федерации вступают в различные общественные отношения во всех областях гражданской, политической, экономической, социальной и культурной жизни и имеют соответствующие права и обязанности. Положение ст. 60 Конституции РФ о возможности самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности соответствует положению действующего гражданского законодательства о наступлении гражданского совершеннолетия по достижении 18-летнего возраста.[1] С этого момента гражданин становится полностью дееспособным (ст. 21 ГК).[2] Дееспособный гражданин может самостоятельно заключать договоры, распоряжаться собственностью, выдавать доверенности, совершать иные юридические действия, что обеспечивает ему возможность принимать активное участие в общественной жизни. Однако возможны ситуации, когда гражданин в силу своего малолетнего возраста не в состоянии самостоятельно осуществлять свои права и обязанности и защищать свои законные интересы. В этих случаях он нуждается в посторонней помощи, оказание которой и является целью установления опеки или попечительства. Таким образом, опека и попечительство являются одной из форм осуществления государственной защиты личности.

Институт опеки и попечительства существовал еще в древнем Риме, где он назывался tutela и cura. Уже тогда опека и попечительство назначались для восполнения недостающей правоспособности несовершеннолетних и миноров (лиц, не достигших 25 лет). Сначала опека была призвана охранять имущество и семью, а не личность малолетнего, потому «охранитель» имущества и «охранитель» личности не совпадали. Однако впоследствии акцент сместился на личность, а неблагонадежный опекун мог быть смещен. Опекунство стало общественной должностью, общественной обязанностью.[3]

Попечительство также существовало в римском праве, а его появление было вызвано тем, что молодые юноши по неопытности зачастую становились жертвами обманных сделок. Опека как институт, направленный на охрану личных прав питомца появилась в Афинах.[4]

Читайте так же:  Основания для лишения отцовства в россии

Опека и попечительство как правовые институты существовали и в дореволюционной России, а А. И. Загоровский писал: «Забота о малолетнем, лишившемся родителей, столь естественна и необходима, что потребность в ней сознается в самые ранние периоды человеческой общественности»[5].

В отличие от усыновления, опека и попечительство действовали и в течение всего периода советской власти. Постсоветский законодатель также не стал ломать традиции в этой области, поэтому опека и попечительство действуют и сейчас. До принятия ГК РФ 1994 г. отношения, связанные с опекой и попечительством, регулировались семейным законодательством. Однако при этом признавалось, что опека и попечительство тесно связаны с институтами гражданского законодательства о правоспособности и дееспособности граждан, в связи с чем должны рассматриваться наукой гражданского права и во всяком случае не могут быть отнесены только к семейному праву. Наибольшее распространение имела трактовка опеки и попечительства как смешанного института гражданского, семейного и в некоторой части административного права (например, в части контроля местной администрации за выполнением опекунами и попечителями своих обязанностей). Представление о комплексном характере правового регулирования отношений опеки и попечительства представляется обоснованным, оно получило отражение и в законодательстве.

Формирование нового российского гражданского законодательства в начале 1990-х г., изменившего многие институты гражданского права, тем не менее почти не затронуло содержания норм об охране прав и интересов недееспособных или не полностью дееспособных лиц.

Среди ученых — юристов стало традиционным отношение к институту опеки и попечительства как к незначительному. По сей день справедливо утверждение Н.М. Ершовой: “Специалисты по семейному праву не считают опеку и попечительство в целом своей областью, цивилисты же не разрабатывают этот институт, полагая, что он скорее касается сферы семейного права”.[6] Между тем изменения, произошедшие в гражданском законодательстве и в цивилистической науке, обусловливают потребность в реформировании института опеки и попечительства.

В научной литературе высказываются различные соображения в отношении понятия опеки и попечительства. Обоснованной представляется точка зрения Н.М. Ершовой, которая определяет опеку и попечительство как “комплексный раздел семейного и гражданского права, включающий все виды попечения над гражданами, которые нуждаются в особых формах охраны своих прав и интересов, и имеющий целью защиту их личных и имущественных прав”[7].

Данный правовой институт охватывает широкий круг вопросов, связанных, как уже замечалось, и с семейным, и с гражданским законодательством. Опека и попечительство тесно связаны друг с другом. В обоих случаях речь идет о лицах недееспособных или ограниченно дееспособных. Нормы, регулирующие опеку и попечительство, излагаются в одних и тех же законодательных актах, занимаются их решением одни и те же государственные органы — органы опеки и попечительства. Общим также является и порядок выбора и назначения опекунов, их обязанность защищать права своих подопечных.

Государство через органы опеки и попечительства осуществляет свою заботу о детях-сиротах и детях, оставшихся по различным причинам без родительского попечения.

Основное различие понятий опеки и попечительства состоит в объеме прав и обязанностей опекунов и попечителей, который определяется степенью дееспособности их подопечных.

В соответствии со ст. 2 ФЗ от 21.04.2008 года «Об опеке и попечительстве» опека — форма устройства малолетних граждан (не достигших возраста четырнадцати лет несовершеннолетних граждан) и признанных судом недееспособными граждан, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (опекуны) являются законными представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все юридически значимые действия.[8]

Попечительство — форма устройства несовершеннолетних граждан в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет и граждан, ограниченных судом в дееспособности, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (попечители) обязаны оказывать несовершеннолетним подопечным содействие в осуществлении их прав и исполнении обязанностей, охранять несовершеннолетних подопечных от злоупотреблений со стороны третьих лиц, а также давать согласие совершеннолетним подопечным на совершение ими действий в соответствии со статьей 30 Гражданского кодекса Российской Федерации;

В подтверждение вышеизложенного можно привести мнение Е.А. Чефрановой: “Что касается опеки и попечительства, то это не только способ устройства в семью детей, оставшихся в силу различных причин без попечения родителей, но в первую очередь институт, имеющий целью защиту имущественных и личных неимущественных прав как несовершеннолетних, так и других недееспособных и не полностью дееспособных лиц”.[9]

Цели опеки и попечительства, таким образом, состоят, во-первых, в восполнении недостающей дееспособности подопечного лица («дополнение его незрелой воли волей опекуна»), а, во-вторых (и это характеризует опеку и попечительство именно как форму замещающей семьи) – в обеспечении интересов несовершеннолетнего, оставшегося без попечения родителей (прежде всего, интереса в воспитании). Таким образом, особая задача опеки (попечительства) над несовершеннолетними состоит в обеспечении семейного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, в тех случаях, когда отсутствует возможность передачи ребенка на усыновление.

Указанное обусловливает выделение среди функций опекуна (попечителя) следующее:

-забота о физическом состоянии подопечного (уход, питание, лечение);

-контроль за действиями подопечного, недопущение причинения ему вреда;

-представление и защита интересов подопечного вовне;

-забота об обучении и воспитании несовершеннолетнего, а также совместное с ним проживание.

Таким образом, с помощью института опеки и попечительства государство защищает как личные, так и имущественные права и интересы граждан, которые сами сделать это не могут, а для несовершеннолетних опека (попечительство) — еще и способ их устройства на воспитание в семью.

Видео (кликните для воспроизведения).

http://megaobuchalka.ru/13/37906.html

Литература


  1. Малахов, В. П. Теория государства и права / В.П. Малахов, И.А. Горшенева, А.А. Иванов. — М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2009. — 160 c.

  2. Теория государства и права. В 2 частях. Часть 2. Теория права. — М.: Зерцало-М, 2011. — 336 c.

  3. Акции. Судебная практика, официальные разъяснения, образцы документов. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2016. — 930 c.
  4. Левенфельд, Л. Гипнотизм. Руководство к изучению гипноза и внушения (особенно в медицине и юриспруденции) / Л. Левенфельд. — М.: Типография «Саратовского Дневника», 2016. — 438 c.
  5. ред. Славин, М.М. Становление судебной власти в обновляющейся России; М.: Институт государства и права РАН, 2013. — 880 c.
  6. Институт опеки и попечительства над детьми
    Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here