История развития ювенальной юстиции в россии кратко

История развития ювенальной юстиции в России

Охранительные нормы начала ХХ в., касающиеся несовершеннолетних, согласно которому судебному преследованию подвергались несовершеннолетние в возрасте с 10 лет. Перенаправления уголовной политики в отношении несовершеннолетних в Советском Союзе в 1935 г.

Подобные документы

История уголовной ответственности несовершеннолетних в уголовном законодательстве России и процесс их наказания. Порядок применение принудительных мер воспитательного воздействия. Обстоятельства освобождения несовершеннолетних от ответственности.

курсовая работа, добавлен 09.06.2013

Исследование опасности внедрения ювенальной юстиции в общество. Анализ возрастания преступности среди несовершеннолетних и распада семейных связей. Возникновение самоубийств среди родителей, у которых были отобраны дети. Введение омбудсменов в школы.

контрольная работа, добавлен 26.10.2017

Создание эффективной системы органов и учреждений ювенальной юстиции в Республике Беларусь на основе анализа ее институциональных особенностей. Совершенствование организации и функционирования органов и учреждений для несовершеннолетних правонарушителей.

автореферат, добавлен 19.08.2018

Регулирование ответственности несовершеннолетних. Причины освобождения несовершеннолетних от уголовной ответственности. Виды наказания для несовершеннолетних и их назначение. Привлечение к уголовной ответственности в связи с неисполнением обязанностей.

курсовая работа, добавлен 03.11.2009

Проведение исследования прав подростков возрастной категории от 15 до 18 лет. Рассмотрение основных особенностей системы ювенальной юстиции как способа защиты прав несовершеннолетних. Основная характеристика совершенствования системы охраны детей.

статья, добавлен 15.04.2019

Определение понятий уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних. Правовая характеристика оснований освобождения несовершеннолетних от уголовной ответственности. Оценка сущности, анализ принципов и изучение видов наказания несовершеннолетних.

курсовая работа, добавлен 19.04.2012

Проблема снижения возраста уголовной ответственности несовершеннолетних в России. Применение принудительных мер воспитательного воздействия. Обстоятельства, закрепленные в качестве критериев индивидуализации наказания для несовершеннолетних преступников.

статья, добавлен 10.04.2019

Правовые стандарты уголовного наказания несовершеннолетних. Ответственность лиц, совершивших преступления в возрасте до восемнадцати лет. Система наказаний, применяемых в отношении детей. Освобождение от уголовной ответственности несовершеннолетних.

лекция, добавлен 18.04.2015

История уголовной ответственности несовершеннолетних. Назначение наказания в отношении подростков: штраф, исправительные работы, лишение свободы. Принудительные меры воспитательного воздействия. Освобождение от уголовной ответственности и наказания.

курсовая работа, добавлен 14.03.2011

Уголовное законодательство послереволюционной России в историческом аспекте и краткая история развития законодательства об ответственности несовершеннолетних. Составы преступлений и характеристика законной ответственности и наказания несовершеннолетних.

http://allbest.ru/o-2c0b65625a2bd78b4d43b88421206c26-5.html

История развития ювенальной юстиции в России

Дьяченко Михаил Александрович
магистрант
ФГБОУ ВПО «ВолГУ»

Ювенальная юстиция появилась в России до революции. Разумеется, конкретный термин для обозначения данной деятельности не использовался, но 22 января 1910 года в Санкт-Петербурге был создан первый суд по делам несовершеннолетних. Функции судьи по делам несовершеннолетних осуществлял специальный мировой судья, к компетенции которого относились дела о преступлениях несовершеннолетних и взрослых подстрекателей подростков. Необходимо отметить, что вопросы гражданского и опекунского производства к юрисдикции данного суда не относились. Судьи осуществляли надзор за работой учреждений, принимающих на себя заботу о малолетних преступниках, а позднее (1913 г.) в компетенцию были включены дела о беспризорных несовершеннолетних в возрасте до 17 лет. К 1912 году суды для несовершеннолетних действовали в Харькове, Одессе и ряде других крупных городов.

Производство в подобных судах характеризовалось следующими признаками:

· рассмотрение дел о несовершеннолетних единоличным мировым судьей;

· избрание его, как и всякого мирового судьи, среди населения, проживающего в судебном округе;

· профессиональная подготовка судьи, включающая знание детской психологии;

· достаточно широкая предметная подсудность этого суда;

· конфиденциальность судебного разбирательства;

· отсутствие формального судебного акта;

· отсутствие формальной судебной процедуры;

· упрощенное судопроизводство, сводившееся в основном к беседе судьи с подростком при участии его попечителя;

· применение в качестве основной меры воздействия попечительского надзора;

· обжалование решения судов для несовершеннолетних в особое отделение съездов мировых судей (апелляционную инстанцию на решение мировых судей).

В уголовном законодательстве тех времён содержались охранительные нормы, касающиеся несовершеннолетних, согласно которому судебному преследованию подвергались несовершеннолетние в возрасте с 10 лет (ст. 137 Уложения о наказаниях уголовных и исправительных) [1, с. 237]. Часть 2 этой статьи предусматривала льготный режим уголовной ответственности для несовершеннолетних и в возрасте от 10 до 17 лет, совершивших преступление «без разумения».

Также в законе были предусмотрены специальные разъяснения относительно несовершеннолетних, которые совершили преступление «с разумением». Они, в большинстве своём, направлялись в исправительные заведения для несовершеннолетних. При невозможности поместить их в эти заведения они заключались в особые помещения, устроенные для них при тюрьмах или домах при арестованных по приговорам мировых судей на срок не более чем до достижения возраста.

Говоря о правовой базе ювенальной юстиции этого периода, нельзя забывать о законе от 2 июля 1897 г. «О малолетних и несовершеннолетних преступниках», сохранившем для подростков наказания в виде заключения в тюрьму в специальных для них помещениях и предусматривавшем каторгу и поселение для лиц в возрасте от 17 лет до 21 года.

Закон оценивался российскими юристами того времени как явно реакционный, а его отмену декретом Советской власти от 17 января 1918 г. Приветствовали как приверженцы либеральных взглядов, так и сторонники советской власти.

Автономная российская юстиция была заменена другой системой по декрету Совнаркома России от 17 января 1918 г., которая представлялась её создателям более гуманной и приспособленной к обращению с детьми и подростками.

Преобразования начались в январе 1918 г. и были продолжены через два года после этого — в марте 1920 г.

Декрет от 17 января 1918 «О комиссиях о несовершеннолетних» отменил тюремное заключение и суды для несовершеннолетних.

Созданные комиссии по делам несовершеннолетних находились в ведении Наркомата общественного призрения и включали представителей трех ведомств: общественного призрения, просвещения и юстиции. Обязательным членом комиссии был врач.

В компетенции комиссий входило освобождение несовершеннолетних от ответственности или направления их сообразно характеру деяния в учреждения Наркомата общественного призрения.

30 июля 1920 г. была опубликована Инструкция о работе комиссии о несовершеннолетних. Этот документ, определяющий деятельность комиссий, отражал общую направленность уголовной политики в отношении несовершеннолетних.

Читайте так же:  Принцип равенства долей при разделе имущества супругов

Заседание комиссий о несовершеннолетних были публичными, открытыми для прессы, которой, однако, запрещалось публиковать фамилии несовершеннолетних.

Необходимо отметить, что комиссии о несовершеннолетних восприняли опыт судов дореволюционной России, касающийся организации социальных служб по изучению личности и условий жизни несовершеннолетних.

Преимущественное участие лиц, не имеющих профессиональных навыков юриста, в заседаниях комиссий снижало юридическую грамотность их деятельности, и, соответственно, защищенность несовершеннолетних. Не лишним будет отметить, что этот изъян, несмотря на серьезные перемены, сохранился до наших дней.

Совершение подростками не только малозначительных проступков, но вполне серьезных преступлений породило необходимость в восстановлении института судов над несовершеннолетними.

В феврале 1920 г. был разработан и внесен на рассмотрение правительства проект декрета «О суде над несовершеннолетними». Он был утвержден постановлением СНК РСФСР 4 марта 1920 г.

В отличие от декрета 17 января 1918 г. данный декрет допускал передачу дел несовершеннолетних в возрасте от 14 лет до 18 лет в народный суд, при условии, что комиссия о несовершеннолетних установила невозможность применения медико-педагогических мер.

В гг. ознаменовались новой переориентация законодательства и практики на судебные формы борьбы с преступностью несовершеннолетних.

УПК РСФСР (ред. 1923 г.) включал в себя постреволюционную модель российской ювенальной юстиции, определяя правила подсудности дел о несовершеннолетних, требования к профессиональному подбору народных заседателей, сроки рассмотрения дел.

Впервые было сформулировано правило о обязательности наличия защитника при рассмотрении дел о преступлениях, совершённых несовершеннолетними. Однако подобная модель не закрепилась в советском законодательстве, и нормативные акты 30—40‑е гг. выявляют отчетливую тенденцию карательной переориентации правосудия в отношении несовершеннолетних.

Все рассмотренные выше законодательные и правоприменительные акты выявили карательную ориентацию правосудия в отношении несовершеннолетних за длительный период — от 1935 года до конца годов. Они утратили силу в связи с принятием нового уголовного и уголовно-процессуального законодательства СССР и союзных республик в

[3]

Библиография

  1. Декрет СНК РСФСР «О комиссиях для несовершеннолетних» от 14 января 1918г.
  2. Свод законов Российской империи. Т. XV. 1909 г.
  3. Постановление ЦИК и Совнарко ма № 3/598 «О мерах борьбы с преступностью среди несовершеннолетних» от 7 апреля 1935 года

http://journalpro.ru/articles/istoriya-razvitiya-yuvenalnoy-yustitsii-v-rossii/

История развития ювенальной юстиции в россии кратко

Ювенальное право — это отрасль российского права, состоящая из системы правовых норм, обеспечивающих юридическое регулирование общественных отношений, связанных с установлением, реализацией и гарантированием основ правового статуса ребенка в РФ, регулированием имущественных и личных неимущественных прав и свобод, законных интересов несовершеннолетних, условия их юридической ответственности.

Ювенальная юстиция -правовая основа системыучреждений и организаций, осуществляющихправосудие по делам о правонарушениях, совершаемых несовершеннолетними.

1. охранительнаый- защиты прав детей и подростков и уголовного преследования несовершеннолетних преступников

2. Воспитательное воздействие на несовершеннолетнего

3. Социальная насыщенность ювенальной юстиции. Суть этого принципа — в широком использовании в судебном процессе о делам несовершеннолетних неюридических специальных знаний, в акценте на изучении социальных условий жизни несовершеннолетних, представших перед судом, социально-психологических признаков их личности. Использование таких специальных знаний в западной правовой науке носит название «непрофессиональный элемент».

4. Индивидуализация судебного процесса в рамках ювенальной юстиции является ее принципом потому, что в центре судебного процесса находится личность несовершеннолетнего, и именно ей в первую очередь подчинена вся судебная процедура, включающая правила, отсутствующие в общем правосудии.

Социально-экономические условия развития молодежной сферы. Характеристика и особенности социально-экономического развития страны.

Глаболизация — роцесс всемирной экономической, политической, культурной и религиозной интеграции и унификации.

1. Молодые люди более гибкие и лучше всего приспосабляються к новым возможностям и условиям. Они являються самым образованным поколение в области инноваций, многи ездят по всему мирум для работы и учебы . Телефон и интернет позволяет поддерживать отношения с родителями и друзьями.

2. увелечение возможности в области труда , на смену физическому труду приходит информационных.

4. молодежная культура

5. информационные коммуникативные технологи

http://studopedia.ru/9_180569_yuvenalnoe-pravo-i-yuvenalnaya-yustitsiya-sootnoshenie-ponyatiy-ponyatie-i-printsipi-yuvenalnoy-yustitsii.html

Ювенальная юстиция в России: советский период и современность

Дата публикации: 14.05.2018 2018-05-14

Статья просмотрена: 283 раза

Библиографическое описание:

Фомина, А. А. Ювенальная юстиция в России: советский период и современность / А. А. Фомина. — Текст : непосредственный, электронный // Молодой ученый. — 2018. — № 19 (205). — С. 331-333. — URL: https://moluch.ru/archive/205/50343/ (дата обращения: 17.04.2020).

Ключевые слова: суд, Российская Федерация, судебная система, РСФСР, ювенальная юстиция, ювенальный суд.

После свержения монаршеской власти и закончившейся революции взгляд на существовавшую модель правосудия в отношения несовершеннолетних у новой власти изменился.

Уже в 1918 году ювенальные суды как автономные суды прекратили свое существование. Данное решение лишь показало всю проблематику сложившейся ситуации. Ведь отказ от ювенальных судов ставил под вопрос возможность выбора способа наказания несовершеннолетнему правонарушителю.

14 января 1918 СНК РСФСР был принят Декрет «О Комиссиях для несовершеннолетних». Декрет провозглашал отмену судов для несовершеннолетних и такую меру наказания, как тюремное заключение. Теперь работа с несовершеннолетними велась специально созданными Комиссиями. В состав комиссии входили представители следующих ведомств: юстиции, просвещения и общественного презрения. Обязательны было присутствие врача [3, с.69] Комиссия была вправе освободить малолетнего правонарушителя либо передать его дело в соответствующее учреждение Наркома общественного презрения.

В отличие от существовавших ювенальных судов в дореволюционный период Комиссии по делам несовершеннолетних располагались на территории всего государства. Главным аппаратом управления, координирующим всю деятельность Комиссий на местах, являлась Центральная комиссия по делам несовершеннолетних. Аналогов данным Комиссиям в мире не было. В обязанности Комиссий помимо вопросов об ответственности малолетних правонарушителей входила и забота об их воспитании, условиях жизни, а также борьба и профилактика беспризорности.

В основном дела в отношении несовершеннолетних решались Комиссией самостоятельно. Лишь в исключительных случаях, таких как рецидив и опасность деяния дела передавались на рассмотрение в суд. Огромная работа в то время велась и вопросах взаимодействия между учреждениями власти, были созданы органы социального обеспечении и распределительные пункты [1, с.20]

Нельзя не отметить и развивавшуюся в то время законодательную базу. 30 июля 1920 года была принята инструкция «О работе комиссии о несовершеннолетних». Данная педагогическая инструкция содержала методику работ Комиссий. Слушание были публичными, на заседаниях могла присутствовать пресса, однако фамилии несовершеннолетних не раскрывались. Благодаря созданию данных комиссий несовершеннолетних удалось отгородить от уголовного судопроизводства, тем самым повышая гуманистическую политику в отношении подростков.

Читайте так же:  Размер госпошлины при разделе квартиры

Однако гуманистическая направленность не оправдала ожиданий, рос несовершеннолетних преступников с каждым годом все больше увеличивался. Если в 1919 году осужденных подростков было 0,7 %, то уже с 1925 году этот процент вырос до 2,1. В связи с этим власть задумалась о создании судов по делам несовершеннолетних.

В феврале 1920 года был разработан и вынесен на обсуждение в правительство декрет «О суде над несовершеннолетними». Принят данный декрет был 4 марта 1920 года. Новеллой явилось то, что теперь дела в отношении несовершеннолетних в возрасте 14–18 лет передавались на рассмотрение народного суда, если Комиссия по делам не совершеннолетних не смогла применить к ним медицинские или педагогические меры воздействия.

Инструкцией Наркомпроса РСФСР по делам несовершеннолетних от 1921 года определялся порядок передачи дел в отношении несовершеннолетних в суд. Так, суду были полномочны дела о повторно совершенных преступлениях подростками, а также о побегах из исправительных учреждений, куда попадали несовершеннолетние после решения Комиссии.

Знаковым событием того периода времени явилось и то, что впервые были четко определены принудительные меры воздействия на несовершеннолетних, а именно: беседа, разъяснение, замечание, внушение, оставление на свободе под присмотром родителей, устройство на работу, определение в школу, оправление на родину, помещение в специализированные воспитательные и лечебные учреждения.

После принятия в 1923 году Уголовно-процессуального кодекса в РСФСР впервые был закреплен механизм работы ювенальных технологий. Новым явилось то, что теперь четко были регламентированы вопросы подсудности дел, сроков их рассмотрений, а также внедрены квалификационные требования к судьям по рассмотрению дел в отношении несовершеннолетних. Судебное заседание по вопросам ответственности несовершеннолетнего велось только в присутствии защитника [3, с.70–71]

Правосудие по делам несовершеннолетних вновь приняло карательный характер, когда Постановлением ЦИК и СНК СССР от 07 апреля 1935 года «О мерах борьбы с преступностью несовершеннолетних» было возобновление привлечение несовершеннолетних ко всем видам наказания, а также был снижен возраст привлечения к уголовной ответственности до 12 лет. Комиссии по делам несовершеннолетних вовсе были ликвидированы. Теперь борьбу с подростковой преступностью вел НКВД в его же ведении были и специализированные учреждения по делам несовершеннолетних.

Впоследствии в 60-е годы 20 столетия Комиссии по делам несовершеннолетних вновь были воссозданы. Основными задачами данных Комиссии явилось: рассмотрение дел о преступлениях, совещенных подростками, защита их прав и свобод, а также надзор и профилактика беспризорности. В УК РСФСР 1960 были введены смягчающие обстоятельства в отношении несовершеннолетних, а также возможность применение принудительных мер воспитательного характера взамен уголовной ответственности. УПК РСФСР 1960 года ввел новый специальный раздел «Производство по делам несовершеннолетних». Таким образом, гуманистические традиции в отношении ювенальной юстиции снова возродились [1, с.21]

После распада Советского Союза правовые акты, действовавшие до сих пор, прекратили свое существование. Вопрос о создании правосудия в отношении несовершеннолетних в новой России ставился очень остро.

Верховным Советом РСФСР в 1991 году была одобрена Концепция судебной реформы, которая предусматривала создание в России специализированных судов по делам несовершеннолетних.

Верховным Советом СФСР вела попытка разработки проекта закона о ювенальных судах, но в дальнейшем он не получил своего развития и последующего ободрения, так как не был вынесен даже на обсуждение.

Первые два созыва Государственной Думы также оставляли эту проблему без своего внимания.

Однако в Государственной Думе все же были сторонники введения закона о ювенальных судах (Мизулина Е. Б., Лахова Е. Ф., Махачев Г. Н. и др.) Ими было принято решение о внесении поправки в закон о судебной системе, а затем уже принятие самого закона о ювенальных судах. В Государственную Думу документов. В Государственную Думу был внесен проект ФКЗ «О внесении дополнений в Федеральный конституционный закон Российской Федерации «О судебной системе Российской Федерации». Данный Закон предусматривал введение в закон о судебной системе статьи о ювенальных судах. Проектом было предусмотрено создание специализированных судов по делам несовершеннолетних (ювенальных судов), данные суды должны были рассматривать дела с участием хотя бы одного несовершеннолетнего в суде первой инстанции, второй, в порядке надзора и по вновь открывшемся обстоятельствам.

Председателем Верховного Суда РФ Лебедевым М. В. в декабре 2001 года был подготовлен и направлен председателю Государственной Думы Селезневу Г. Н. положительный отзыв на проект закона. Также положительный отзыв получило и Министерство юстиции Российской Федерации. В феврале 2002 года Федеральный Конституционный Закон о внесении изменений в судебную систему РФ был внесен на рассмотрение в Государственную Думу. В первом чтении дынный проект был одобрен большинством голосов депутатов. В то время значительная часть политиков поддерживала идею внедрения ювенальных технологий в российское правосудие.

Все же 8 октября 2010 года Государственной Думой РФ во втором чтении более 400 депутатов отклонили проект конституционного закона «О внесении дополнений в ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» в части, касающейся создания специализированных судов по делам несовершеннолетних. По факту отклонение проект депутаты высказывались об отсутствии четкой структуры судов для несовершеннолетних, излишней размытости компетенции ювенальных судов, а также было непонятно: ювенальный суды будут существовать самостоятельно, либо в структуру отдельного суда будет включена в специализированная должность судьи по рассмотрению дел в отношении несовершеннолетних правонарушителей. Оставался открытым и вопрос подсудности, а также возможности рассмотрения уголовных и гражданских дел совестно.

Данный проект поднимал немаловажный вопрос о целесообразности создания указанных судов вообще. Для решения вышеназванных вопрос необходимо было принять ряд законопроектов.

Был разработан проект Федерального конституционного закона «О ювенальных судах в Российской Федерации». По данному проекту в систему ювенальных судов входили ювенальная судебная коллегия Верховного Суда РФ, ювенальные судебные коллегии судов субъектов и федеральные ювенальные судьи. Ювенальные суды должны были рассматривать уголовные и административные дела, в которых несовершеннолетний выступал либо подозреваемым, либо потерпевшим. При рассмотрении гражданских дел в ювенальном суде подросток мог выступать одной из заинтересованных сторон.

Был подготовлен еще один законопроект «Об основах системы ювенальной юстиции». Указанный проект Федерального закона определял следующие государственные органы и учреждения, способствовавшие установлению в России ювенальных технологий: ювенальные суды, уполномоченные по правам ребенка; комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав; должностных лиц и иных работников прокуратуры, органов следствия и дознания; специализированные органы и учреждения юстиции, внутренних дел, здравоохранения, образования и культуры, социальной защиты, социального обслуживания; воспитательные колонии и иные специализированные учреждения. Однако, и этому закону не суждено было обрести свое существование в законодательной базе Российской Федерации [2, с.11.-13].

Читайте так же:  Новый год с детьми в разводе

Современные УПК и УК содержан отдельные разделы, которые относятся к малолетним. Однако до настоящего времени законодателю все же не удалось разработать единый закон, регулирующий правосудие по делам несовершеннолетних.

На сегодняшний день правосудие в отношении несовершеннолетних осуществляется по единым стандартам, принципам и нормам уголовного процесса, хотя и отличается некой мягкостью. Все же законодатель пока не готов к кардинальным реформам в данной области.

  1. Замышляев М. Д. Перспективы ювенальной юстиции в России: исторические аспекты // Вопросы ювенильной юстиции. — 2012. — № 5. — С. 18–22.
  2. Замышляев М. Д. Перспективы ювенальной юстиции в России: исторические аспекты // Вопросы ювенильной юстиции. — 2012. — № 6. — С. 11–15.
  3. Льноградская О. И. История становления ювенальной юстиции // Вестник Самарского юридического института. — 2013. — № 3(11). — С. 67–72.

http://moluch.ru/archive/205/50343/

История развития ювенальной юстиции в России

Возникновение ювенальной юстиции в России, её развитие в дореволюционный период. Функции, задачи мирового судьи. Создание комиссии по делам несовершеннолетних, формирование правил об обязательности наличия защитника при рассмотрении дел о преступлениях.

Рубрика Государство и право
Вид статья
Язык русский
Дата добавления 06.09.2017
Размер файла 16,4 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Видео (кликните для воспроизведения).

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

История развития ювенальной юстиции в России

Дьяченко Михаил Александрович

Ювенальная юстиция появилась в России до революции. Разумеется, конкретный термин для обозначения данной деятельности не использовался, но 22 января 1910 года в Санкт-Петербурге был создан первый суд по делам несовершеннолетних. Функции судьи по делам несовершеннолетних осуществлял специальный мировой судья, к компетенции которого относились дела о преступлениях несовершеннолетних и взрослых подстрекателей подростков. Необходимо отметить, что вопросы гражданского и опекунского производства к юрисдикции данного суда не относились. Судьи осуществляли надзор за работой учреждений, принимающих на себя заботу о малолетних преступниках, а позднее (1913 г.) в компетенцию были включены дела о беспризорных несовершеннолетних в возрасте до 17 лет. К 1912 году суды для несовершеннолетних действовали в Харькове, Одессе и ряде других крупных городов.

Производство в подобных судах характеризовалось следующими признаками:

• рассмотрение дел о несовершеннолетних единоличным мировым судьей;

• избрание его, как и всякого мирового судьи, среди населения, проживающего в судебном округе;

• профессиональная подготовка судьи, включающая знание детской психологии;

• достаточно широкая предметная подсудность этого суда;

• конфиденциальность судебного разбирательства;

• отсутствие формального судебного акта;

• отсутствие формальной судебной процедуры;

• упрощенное судопроизводство, сводившееся в основном к беседе судьи с подростком при участии его попечителя;

[1]

• применение в качестве основной меры воздействия попечительского надзора;

• обжалование решения судов для несовершеннолетних в особое отделение съездов мировых судей (апелляционную инстанцию на решение мировых судей).

В уголовном законодательстве тех времён содержались охранительные нормы, касающиеся несовершеннолетних, согласно которому судебному преследованию подвергались несовершеннолетние в возрасте с 10 лет (ст. 137 Уложения о наказаниях уголовных и исправительных) [1, с. 237]. Часть 2 этой статьи предусматривала льготный режим уголовной ответственности для несовершеннолетних и в возрасте от 10 до 17 лет, совершивших преступление «без разумения».

Также в законе были предусмотрены специальные разъяснения относительно несовершеннолетних, которые совершили преступление «с разумением». Они, в большинстве своём, направлялись в исправительные заведения для несовершеннолетних. При невозможности поместить их в эти заведения они заключались в особые помещения, устроенные для них при тюрьмах или домах при арестованных по приговорам мировых судей на срок не более чем до достижения 18-летнего возраста.

Говоря о правовой базе ювенальной юстиции этого периода, нельзя забывать о законе от 2 июля 1897 г. «О малолетних и несовершеннолетних преступниках», сохранившем для подростков наказания в виде заключения в тюрьму в специальных для них помещениях и предусматривавшем каторгу и поселение для лиц в возрасте от 17 лет до 21 года.

Закон оценивался российскими юристами того времени как явно реакционный, а его отмену декретом Советской власти от 17 января 1918 г. Приветствовали как приверженцы либеральных взглядов, так и сторонники советской власти. ювенальная юстиция россия несовершеннолетний

Автономная российская юстиция была заменена другой системой по декрету Совнаркома России от 17 января 1918 г., которая представлялась её создателям более гуманной и приспособленной к обращению с детьми и подростками.

Преобразования начались в январе 1918 г. и были продолжены через два года после этого — в марте 1920 г.

Декрет от 17 января 1918 «О комиссиях о несовершеннолетних» отменил тюремное заключение и суды для несовершеннолетних.

Созданные комиссии по делам несовершеннолетних находились в ведении Наркомата общественного призрения и включали представителей трех ведомств: общественного призрения, просвещения и юстиции. Обязательным членом комиссии был врач.

В компетенции комиссий входило освобождение несовершеннолетних от ответственности или направления их сообразно характеру деяния в учреждения Наркомата общественного призрения.

30 июля 1920 г. была опубликована Инструкция о работе комиссии о несовершеннолетних. Этот документ, определяющий деятельность комиссий, отражал общую направленность уголовной политики в отношении несовершеннолетних.

Заседание комиссий о несовершеннолетних были публичными, открытыми для прессы, которой, однако, запрещалось публиковать фамилии несовершеннолетних.

Необходимо отметить, что комиссии о несовершеннолетних восприняли опыт судов дореволюционной России, касающийся организации социальных служб по изучению личности и условий жизни несовершеннолетних.

Преимущественное участие лиц, не имеющих профессиональных навыков юриста, в заседаниях комиссий снижало юридическую грамотность их деятельности, и, соответственно, защищенность несовершеннолетних. Не лишним будет отметить, что этот изъян, несмотря на серьезные перемены, сохранился до наших дней.

Читайте так же:  Как проходит лишение родительских прав отца

Совершение подростками не только малозначительных проступков, но вполне серьезных преступлений породило необходимость в восстановлении института судов над несовершеннолетними.

В феврале 1920 г. был разработан и внесен на рассмотрение правительства проект декрета «О суде над несовершеннолетними». Он был утвержден постановлением СНК РСФСР 4 марта 1920 г.

В отличие от декрета 17 января 1918 г. данный декрет допускал передачу дел несовершеннолетних в возрасте от 14 лет до 18 лет в народный суд, при условии, что комиссия о несовершеннолетних установила невозможность применения медико-педагогических мер.

В 20-е гг. ознаменовались новой переориентация законодательства и практики на судебные формы борьбы с преступностью несовершеннолетних.

УПК РСФСР (ред. 1923 г.) включал в себя постреволюционную модель российской ювенальной юстиции, определяя правила подсудности дел о несовершеннолетних, требования к профессиональному подбору народных заседателей, сроки рассмотрения дел.

Впервые было сформулировано правило о обязательности наличия защитника при рассмотрении дел о преступлениях, совершённых несовершеннолетними. Однако подобная модель не закрепилась в советском законодательстве, и нормативные акты 30—40-е гг. выявляют отчетливую тенденцию карательной переориентации правосудия в отношении несовершеннолетних.

Все рассмотренные выше законодательные и правоприменительные акты выявили карательную ориентацию правосудия в отношении несовершеннолетних за длительный период — от 1935 года до конца 50-х годов. Они утратили силу в связи с принятием нового уголовного и уголовно-процессуального законодательства СССР и союзных республик в 1958-1961 годы.

1. Декрет СНК РСФСР «О комиссиях для несовершеннолетних» от 14 января 1918г.

2. Свод законов Российской империи. Т. XV. 1909 г.

3. Постановление ЦИК и Совнаркома № 3/598 «О мерах борьбы с преступностью срединесовершеннолетних» от 7 апреля 1935 года

http://revolution.allbest.ru/law/00821952_0.html

Исторические аспекты создания ювенальной юстиции в России

История зарождения ювенальной юстиции в России имеет свое начало в законодательных актах, дифференцирующих подходы к взрослой и дет­ской преступности.

Ответственность малолетних была предусмотрена: в литовском Су­дебнике 1468 г., в «Правилах поместных соборов», в «Градском законе», в «Ответах правильных Тимофея, Архиепископа Александрийского».

В Новоуказных статьях 1666 г. содержится разъяснение о неподсуд­ности семилетних детей.

По Воинским артикулам Петра I малолетний возраст преступников принимался во внимание при совершении ими воровства.

Указ Сената от 23 августа 1742 г. впервые определил возраст мало­летнего в уголовных делах — до 17 лет — и установил запрет на пытки, сече­ние кнутом и смертную казнь в отношении малолетних, оставив такие те­лесные наказания, как сечение плетьми, розгами, батогами, заковывание в ножные кандалы.

В Указе Екатерины II от 26 июня 1765 г. была закреплена полная невменяемость детей в возрасте до 10 лет, различались малолетние от 10 до 15 и от 15 до 17 лет, уголовное наказание для них смягчалось.

Свод законов 1832 г. с изменениями, внесенными Законом от 28 ию­ня 1833 г., сохранил положения Указа 1765 г. и возлагал на суд обязан­ность решать вопрос «о разумении» действий малолетнего.

Малолетние преступники от 10 до 14 лет освобождались от катор­жных работ, наказаний кнутом и публичных наказаний плетьми, а от 14 до 17 лет освобождались от телесных наказаний, но не от каторжных работ.

«Уложение о наказаниях уголовных и исправительных» 1845 г. уста­новило следующие положения, касающиеся несовершеннолетних:

• до 7 лет — нет вменения,

• от 7 до 10 лет дети не подлежат ответственности, но отдаются ро­дителям или родственникам для домашнего исправления;

• от 10 до 14 лет, если совершил преступление без разумения, то не­наказуем, если с разумением, то подвергается наказаниям, но более мяг­ким, чем взрослые;

• возраст от 14 до 21 года являлся основанием только для уменьше­ния ответственности.

Согласно Указам от 22 марта 1860 г. и от 1 января 1874 г. и Закону от 27 октября 1881 г. несовершеннолетние вместо ссылки на житье, отдачи в арестантские отделения и тюрьму приговаривались к тюрьме на сроки, уменьшенные на одну или две ступени. При повторном совершении несо­вершеннолетними преступлений они несли ответственность наравне с со­вершеннолетними (ст. 146 Уложения 1845 г.).

Закон от 20 мая 1892 г. «Об изменении постановлений, касающихся обращения в исправительные приюты и содержания в них малолетних преступников» внес изменения в ст. 137 и 138 «Уложения о наказаниях уголовных и исправительных». Существенное значение для облегчения участи несовершеннолетних преступников имел Закон от 8 февраля 1893 г. «Об изменении порядка заключения и пересылки несовершеннолетних, состоящих под следствием и судом», а также Закон от 2 июня 1897 г. «Об изменении форм и обрядов судопроизводства по делам о преступных де­яниях малолетних и несовершеннолетних».

Данный закон изменил ст. 137—140 Уложения и ст. 6 и 11 Устава о наказаниях. На суд возлагалось решение вопроса о вменяемости несовер­шеннолетнего от 10 до 17 лет. В случае признания невменяемым к несо­вершеннолетнему могли быть применены меры:

• отдача под ответственный надзор;

• помещение в исправительно-воспитательные заведения впредь до исправления, но до достижения им 21 года;

• помещение в монастыри соответствующего вероисповедания до 21 года;

• отдача в особые помещения для несовершеннолетних при тюрьмах и арестных домах на срок не свыше 3 лет.

По Уложению от 1903 г. субъектом преступления становилось лицо по достижении им десятилетнего возраста.

Закон от 2 июля 1897 г. «О малолетних и несовершеннолетних прес­тупниках», действовавший до 17 января 1918 г., расценивался юристами как реакционный, этот закон сохранял для подростков наказание в виде заключения в тюрьму, хотя и в специальных помещениях. К несовершен­нолетним в возрасте от 17 до 21 года допускалось применение каторги и отправки на поселение.

В России первый суд по делам несовершеннолетних был открыт в Санкт-Петербурге 22 января 1910 г. Функции судьи по делам несовер­шеннолетних осуществлял специальный мировой судья, к компетенции ко­торого относились дела о преступлениях несовершеннолетних, а также взрослых, подстрекавших подростков к совершению преступлений. На судью также возлагались функции надзора за работой учреждений, в кото­рых содержались малолетние преступники.

С 1913 г. компетенция суда была расширена сферой гражданского и опекунского судопроизводства, им стали рассматриваться дела о беспри­зорных несовершеннолетних.

Читайте так же:  Административный арест за неуплату алиментов

В 1912 г. ювенальный суд был учрежден в Москве, азатем в Киеве, Харькове, Одессе и других городах.

Специального закона о создании ювенальных судов в России не су­ществовало, и такие суды действовали на основе опыта деятельности зару­бежных ювенальных судов и собственного опыта, который весьма высоко был оценен юристами того времени.

Первым судьей по делам несовершеннолетних в Санкт-Петербурге был опытный юрист Н. Окунев.

Создание специальных судов способствовало воспитательной на­правленности при рассмотрении дел в отношении несовершеннолетних, при этом выявлялись недостатки в надзоре и попечении о ребенке, а также условия, способствовавшие его преступному поведению.

В задачи суда входило принятие мер в отношении беспризорных и за­щита интересов детей. Разбирательство проходило в особой комнате, при зак­рытом заседании, в присутствии только родителей или попечителей.

Суд по делам несовершеннолетних в России имел следующие осо­бенности:

• рассмотрение дела единолично мировым судьей;

• избрание судьи среди населения, проживающего в судебном окру­ге (по принципу избрания мирового судьи);

• профессиональная подготовка судьи, предполагавшая знание дет­ской психологии, педагогики и медицины;

• достаточно широкая предметная подсудность,

• конфиденциальность судебного разбирательства;

• упрощенное судопроизводство без формального судебного разби­рательства и обвинительного акта;

• применение в качестве основной меры попечительского надзора;

• обжалование решения в особое отделение съезда мировых судей.

Создание ювенальных судов в России позволило уделять должное вни­мание изучению личности несовершеннолетнего преступника и причин совер­шения преступлений, а также повлияло на смягчение карательной функции в государственной уголовной политике в отношении несовершеннолетних.

Декрет от 17 января 1918 г. «О комиссиях о несовершеннолетних» отменил суды для несовершеннолетних и установил, что дела несовершен­нолетних до 17 лет, замеченных в общественно опасных деяниях, подле­жат ведению комиссией о несовершеннолетних.

В компетенцию комиссии входило освобождение несовершеннолет­них от ответственности или направление их в одно из убежищ Наркомата общественного призрения (сообразно характеру деяния).

30 июля 1920 г. была опубликована Инструкция о работе комиссии о несовершеннолетних, определяющая направления ее деятельности и пре­дусматривающая передачу несовершеннолетнего вместе с делом народно­му судье в следующих случаях:

• если признано недостаточным применение к несовершеннолетнему медико-психологических и воспитательных мер;

• при упорных рецидивах;

• при систематических побегах из детских домов;

[2]

• при явной опасности для окружающих в случае оставления несо­вершеннолетнего на свободе.

Несовершеннолетние в возрасте старше 14 лет доставлялись в течение 24 ч с момента задержания народному судье, входившему в состав комиссии о несовершеннолетних. Судья в течение трех суток должен был провести не­обходимые следственные действия и внести доклад о результатах расследова­ния комиссии, которая принимала окончательное решение по делу.

Малолетние в возрасте до 14 лет и несовершеннолетние в возрасте до 18 лет, задержанные за незначительные правонарушения, поступив в приемные и распределительные пункты, подвергались воспитательным мерам воздействия по постановлениям, вынесенным в данных пунктах и утвержденным комиссией о несовершеннолетних.

На публичных заседаниях комиссии о несовершеннолетних разреша­лось присутствие прессы, но запрещалось публиковать фамилии несовер­шеннолетних.

В связи с опасными преступлениями, совершаемыми несовершенно­летними, и недостаточной эффективностью предупреждения таких преступ­лений комиссиями о несовершеннолетних 4 марта 1920 г. постановлением СНК РСФСР был утвержден декрет «Осуде над несовершеннолетними». В данном декрете допускалась передача дел несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет в народный суд, если комиссия о несовершеннолетних уста­новила невозможность применения медико-психологических мер.

Этот декрет восстанавливал некоторые элементы ювенального суда, однако сохранял юрисдикцию комиссии о несовершеннолетних.

Судебное вмешательство производилось специальным составом су­дей и только в случаях совершения несовершеннолетними тяжких прес­туплений (до 1935 г.).

Правосудие периода 20-х гг. XX в. в России имело тенденцию к ос­лаблению карательной политики в отношении несовершеннолетних.

В 1930-40-х гг. карательная функция усилилась. Был снижен возраст уголовной ответственности до 12 лет по значительной части составов прес­туплений, восстановлен принцип применения к несовершеннолетним всех видов наказаний, исключена из УПК РСФСР ст. 38 о выделении дел в от­ношении несовершеннолетних в отдельное производство и т. п.

Уголовный кодекс РСФСР 1960 г. установил для несовершеннолет­них более высокие возрастные границы — 15 и 16 лет, а с 1966 г. — 14 лет за отдельные виды преступлений.

В 70-80-е гг. при довольно незначительных государственных затра­тах на профилактику подростковой преступности состояние дел в данной сфере не вызывало особой тревоги, чем можно объяснить отсутствие ка­ких-либо шагов по созданию ювенальной юстиции в РСФСР.

Основы уголовного законодательства СССР и союзных республик от 2 июля 1991 г. № 2281-1 содержали специальный раздел «Особенности уголов­ной ответственности несовершеннолетних», в данном разделе правоохранитель-

ная система ориентировалась на применение к несовершеннолетним мер воспи­тательного характера

Первое десятилетие XXI в. в России высветило наиболее острые со­циальные проблемы, касающиеся защиты детей. Накопление таких про­блем происходило по мере экономических и политических перемен в Рос­сийской Федерации. В результате резко повысилась преступность несовер­шеннолетних и еще более повысилось количество преступлений, совер­шаемых в отношении детей.

К сожалению, на современном этапе ювенальная юстиция не является приоритетным направлением реформирования судебной системы в России и не получает законодательного закрепления. Кроме экономичес­ких трудностей в Российской Федерации негативным фактором, мешаю­щим возрождению ювенальной юстиции, можно признать отсутствие в об­ществе и государстве должного понимания такой необходимости.

Видео (кликните для воспроизведения).

http://lawbook.online/pravo-rossii-yuvenalnoe/istoricheskie-aspektyi-sozdaniya-yuvenalnoy-71458.html

Литература


  1. Сборник постановлений пленума верховного суда СССР. (1924-1977 гг.) (комплект из 2 книг). — М.: Известия Советов народных депутатов СССР, 2016. — 822 c.

  2. Волеводз, А. Г. Международный розыск, арест и конфискация полученных преступным путем денежных средств и имущества (правовые основы и методика) / А.Г. Волеводз. — М.: Юрлитинформ, 2015. — 477 c.

  3. Шнитенков, А. В. Глава 23 УК РФ. Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях. Постатейный комментарий. Судебная практика: моногр. / А.В. Шнитенков. — М.: Юстицинформ, 2018. — 917 c.
  4. Штерн, С НАЛОГОВЫЕ АГЕНТЫ. Проблемы статуса и практики; Юркафе, 2012. — 112 c.
  5. Правоведение. — М.: Знание, 1999. — 304 c.
  6. История развития ювенальной юстиции в россии кратко
    Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here