Мнение людей о жестоком обращении с детьми

Консультация для родителей «Что такое жестокое обращение с детьми»

Ирина Бочкина
Консультация для родителей «Что такое жестокое обращение с детьми»

Воспитание ребёнка — главная задача родителей. Все хотят, чтобы их дети выросли умными, добрыми и хорошими людьми, но не все готовы дать соответствующее воспитание своему ребёнку. Воспитание очень трудоемкий процесс и требует от родителей много сил и терпения.

Положение ребенка в семьях с более низким уровнем культуры, в семьях, где ребенок становится обузой, а не радостью жизни, значительно хуже. Указанные выше способы воспитания, которые для первой группы семей являются скорей исключением, здесь становятся нормой.

Воспитание требует огромных человеческих ресурсов, которых к сожалению не всегда хватает в семьях с одним родителем. Особенно ситуация осложняется в семьях где один или оба родителя страдают от алкоголизма. В таких случаях целенаправленным воспитанием в семье не занимается никто и ребёнок часто начинает воспитываться улицей. Подобные случаи показывают, что проблема насилия и жестокого обращения с детьми в семье сегодня – это тот вопрос, который нужно не просто обсуждать, но и принимать меры по его решению.

Жестокое обращение с детьми и пренебрежение включают в себя любое действие, которое наносит вред ребенку. Дети, с которыми плохо обращаются, могут страдать во многих отношениях. Маленькие дети подвергаются особому риску. Они не могут расти должным образом, и часто испытывают трудности в общении со сверстниками. Как правило, у таких детей занижена самооценка, они плохого мнения о себе и об окружающих. Часто бывают тревожны и агрессивны. Дети не в состоянии понять, что насилие или пренебрежение не их вина. Часто они считают, что делают что-то неправильно и заслуживают такого отношения к себе. Ответственность взрослых защитить ребенка, попавшего в подобную ситуацию. Если вы знаете или подозреваете, о жестоком обращении с детьми и безнадзорности, вы можете помочь им.

Виды жестокого обращения с детьми

Жестокое обращение с детьми означает причинение ребенку физических или моральных страданий. Оно может включать в себя физическое, эмоциональное или сексуальное насилие. Пренебрежение означает не давать или не делать того, в чем нуждается ребенок. Физическое насилие над ребенком заметить проще всего. Оно включает в себя нанесение побоев, избиение, причинение любых физических страданий. Как правило, на теле ребенка можно увидеть следы побоев, синяки, кроводтеки и порезы, переломы и другие следы на теле ребенка, которым так

же могут сопутствовать внутренние повреждения органов и тканей. Эмоциональное насилие проявляется в совершении взрослыми таких поступков, которые заставляют ребенка чувствовать себя ненужным, нелюбимым, в опасности. Такое поведение взрослых может варьироваться от криков и угроз до игнорирования ребенка и лишения его любви и заботы. Подобные действия не оставляют следов на теле ребенка, но могут быть не менее опасными для состояния ребенка.

К психической форме насилия относятся:

— открытое неприятие и постоянная критика ребенка;

— угрозы в адрес ребенка в открытой форме;

— замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребенка;

— преднамеренное ограничение общения ребенка со сверстниками или другими значимыми взрослыми;

— ложь и невыполнения взрослыми своих обещаний;

— однократное грубое психическое воздействие, вызывающее у ребенка психическую травму.

Сексуальное насилие представляет собой любой сексуальный контакт между взрослым и ребенком или между детьми старшего и младшего возраста. Показ ребенку порнографии также является одним из видов сексуального насилия. Пренебрежением – это отсутствие элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию.

[3]

Проблема детской безнадзорности стоит так же остро как насилие и является даже более распространенным явлением.

.К пренебрежению элементарными нуждами относятся:

— отсутствие адекватных возрасту и потребностям ребенка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи;

— отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ребенок может стать жертвой несчастного случая.

Что делать, если вы подозреваете, что ребенок подвергается насилию или им пренебрегают?

Позвоните в полицию или местную Службу защиты детей. Вы можете не сообщать свое имя. Если ребенок находится в непосредственной опасности или был тяжело ранен, не ждите. Немедленно вызовите скорую помощь, полицию или другие службы спасения. Если вы являетесь ребенком или подростком, который в настоящее время подвергается насилию, не скрывайте этого. Вы можете рассказать об этом человеку, которому доверяете (учителю, врачу, друзьям, позвонить по телефону доверия или обратиться в полицию, социальные службы.

Что делать, если вы боитесь, кто-то может нанести вред вашему ребенку?

Если вы думаете, что ваш ребенок находится в опасности, звоните 02, поместите ребенка в безопасное место и оставайтесь радом с ним. Чтобы получить помощь в вашем районе, позвоните в социальную службу по месту жительства, доверенные работника здравоохранения, организации по работе с детьми или в полицию. Если вас беспокоит поведение постороннего человека, вы заметили, что за вашим ребенком кто-то наблюдает или следит, постарайтесь поговорить с ним и выяснить, с чем связано его поведение. Если ситуация становится более серьезной продумайте план действий и в следующий раз действуйте в соответствии с ним.

Как можно предотвратить насилие над детьми и пренебрежение?

Чтобы защитить своего ребенка от жестокого обращения: Прислушивайтесь к своему ребенку. Пусть ребенок знает, что он может с уверенностью говорить с вами о чем угодно. Познакомьтесь с друзьями своего ребенка и членами их семей. Проверьте всех взрослых,которые общаются с вашим ребенком: воспитателей в детском саду, учителей, нянь. Научите ребенка правильно называть интимные части тела, объясните разницу между «хорошим» и «плохим» контактом. Попросите членов семьи или друзей помочь вам, если вы не справляетесь или устали. Изучите методы борьбы со стрессом. Найдите информацию в интернете о здоровом образе жизни, помощи детям.

Факторы риска, способствующие насилию и жестокому обращению с детьми.

— неполные и многодетные семьи, семьи с приемными детьми, с наличием отчимов или мачех;

— наличие в семье больного алкоголизмом или наркоманией, вернувшегося из мест лишения свободы;

— безработица, постоянные финансовые трудности;

— постоянные супружеские конфликты;

— статус беженцев, вынужденных переселенцев;

— низкий уровень культуры, образования;

— негативные семейные традиции;

— умственные или физические недостатки ребенка;

К сожалению, за последние годы число жертв насилия в семьях только увеличивается. Статистика показывает, что каждый год в нашей стране почти 17 тысяч детей разного возраста становятся жертвами насильственных преступлений. Каждый год около двух миллионов детей избиваются родителями, более 10 тыс. несовершеннолетних становятся инвалидами в результате совершения против них преступлений. Для 10% этих детей побои заканчиваются смертью, и 2 тыс. детей заканчивают жизнь самоубийством. Более 50 тыс. детей уходят из дома, спасаясь от родителей.

Многие родители, которые применяют,насилие в отношении своих детей даже не догадываются о таких фактах:

Читайте так же:  Развод при наличии маленьких детей

· физические наказания притупляют все лучшие качества в детях, способствуют развитию в них лжи и лицемерия, трусости и жестокости, возбуждают злобу и ненависть к старшим;

· дети, подвергавшиеся избиениям, с большей вероятностью могут сами стать способным на убийство или другие преступления;

· когда такие дети становятся взрослыми, появляется высокая вероятность того что они станут притеснять своих собственных детей и родителей;

· жесткое обращение с детьми формирует людей малообразованных, социально дезадаптированных, не умеющих трудиться, создавать семью, быть хорошими родителями.

Помните, насилие — порождает насилие! Ребенок, выращенный в грубости и жестокости будет вести себя аналогичным способом и со своими детьми. Если ваш ребёнок капризничает или плохо себя ведёт, не спешите его наказывать. Помните,наказание можно заменить:

— Терпением. Это самая большая добродетель, которая только может быть у родителей.

— Объяснением. Кратко объясните ребенку, почему его поведение неправильно, но только не вступайте с ним в спор.

— Неторопливостью. Не торопитесь наказывать ребёнка, дождитесь, пока проступок повторится.

— Наградами. Издавна известно, что награды действуют более эффективно, чем наказания.

— Похвалой. Хвалите вашего ребёнка за хорошее поведение. Всем приятно, когда их хвалят, и каждый хочет сделать так, чтобы его похвалили снова.

Также в заключении хочется привести разработанные психологами

4 заповеди мудрого родителя:

1. Не пытайтесь сделать из ребёнка самого-самого. Так не бывает, чтобы человек всё хорошо знал и умел, но наверняка найдётся дело, с которым он справляется лучше других. Похвалите его за то, что он знает, и никогда не ругайте за то, что умеют другие.

2. Не сравнивайте вслух ребёнка с другими детьми. Воспринимайте рассказ об успехах других детей просто как информацию.

3. Перестаньте шантажировать.Навсегда исключите из своего словаря такие фразы: «Вот я старалась, а ты.», «Я тебя растила, а ты.»

4. Избегайте свидетелей. Если действительно возникает ситуация, ввергающая вас в краску (ребёнок нагрубил старику, устроил истерику в магазине, нужно твердо увести его с места происшествия. Чувство собственного достоинства присуще не только взрослым, поэтому очень важно, чтобы разговор состоялся без свидетелей. После этого спокойно объясните, почему так делать нельзя.

Помните, что ребёнок это зеркальное отражение своих родителей и того воспитания, какое они ему дали и если вдруг это отражение вас не устраивает, то не стоит пенять на зеркало.

«Что такое музыкальность?» Консультация для родителей ДОУ Специалисты определяют её как комплекс способностей, позволяющий человеку активно проявлять себя в различных видах музыкальной деятельности:.

Консультация «Жестокое обращение с детьми и соблюдение прав ребёнка на защиту от всех форм насилия» Первоочередной проблемой, с которыми приходится сталкиваться современному обществу является жестокое обращение с детьми, которое превратилось.

Консультация для приемных родителей «Жестокое обращение. Как приемный родитель может помочь ребенку» Государственное казенное учреждение здравоохранения Московской области «Краснополянский специализированный дом ребенка для детей с органическим.

Консультация для родителей «Что такое ФФНР» Консультация для родителей «Что такое «ФФНР»?» В случаях нарушения функций деятельности мозга у детей возникают проблемы с развитием фонематических.

Консультация для родителей «Что такое дружба?» «Что такое дружба?» — такой вопрос очень часто можно услышать от дошкольников. Каждый из нас наверняка знает определение этого слова, но.

Консультация для родителей «Что такое мнемотехника?» Древнегреческую покровительницу памяти, рассуждений и всех названий звали Мнемозина, именно это имя ложится в основу многих определений,.

Консультация для родителей «Что такое ОНР?» Консультация для родителей «Что такое ОНР?»Очень часто многие родители замечают у своих детей только нарушение звукопроизношения и не.

Консультация для родителей в первой младшей группе «Что такое хорошо и что такое плохо?» Консультация для родителей в 1 младшей группе на тему: «Что такое хорошо и что такое плохо?» Цель занятия: беседуя с детьми о плохом и.

Консультация для родителей «Жестокое обращение с детьми» Консультация для родителей: «Жестокое обращение с детьми» Как бы печально это не звучало, но в наше время все чаще стало звучать понятие.

Консультация для родителей «Жестокое обращение с детьми» МБДОУ ЦРР – ДЕТСКИЙ САД №2 «Жемчужинка» Консультация для родителей «ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ С ДЕТЬМИ» Педагог-психолог Наринян ЭС.

Жестокое обращение с детьми. Защита детей, подвергающихся жестокому обращению в семье. Ответственность родителей

Наталья Мамырина
Жестокое обращение с детьми. Защита детей, подвергающихся жестокому обращению в семье. Ответственность родителей

Потребность в детях сегодня все более уменьшается из-за изменения условий жизни, системы социальных и экономических ценностей. Очень часто дети рассматриваются как тяжелая ноша и бремя, отрицательно влияющие на семейные и национальные ресурсы.

Их воспитание и обучение требует от родителей все больше затрат энергии, физических и духовных сил, материальных средств. В общении с ними необходимы психолого-педагогическая грамотность, терпимость, взаимопонимание.

Вторичная занятость родителей, их чрезмерная загруженность на работе, необходимая для поддержания жизненного уровня семьи, способствуют тому, что дети большую часть времени лишены родительского внимания и контроля. Можно сказать, что российские семьи оказались в кризисном положении, от которого больше всего страдают дети. Из года в год растет количество детей, которые испытывают жестокое обращение, вплоть до сексуального насилия, в собственной семье.

К, сожалению, современная российская семья – самая агрессивная в истории России. Она все больше превращается в своеобразныйполигон всех видов насилия: от физического до экономического, от сексуального до морально-психологического.

За последние годы увеличилось число жертв насилия. По данным статистики ежегодно в России около 15 тысяч женщин погибает от рук супруга, 17 тысяч детей разного возраста становятся жертвами насильственных преступлений. Каждый год около двух миллионов детей избиваются родителями, более 10 тыс. несовершеннолетних становятся инвалидами в результате совершения против них преступлений. До 10% этих детей побои заканчиваются смертью, и 2 тыс. детей кончают жизнь самоубийством.

Более 50 тыс. детей в течении года уходят из дома, спасаясь от родителей.

Знаете ли вы, что 85% родителей детей до 12 лет используют физические наказания, но только 8-10 % из них считают их эффективным методом воспитания, а 65% предпочли бы воспитывать детей иначе. Но как?

Следует отметить связь между насилием к ребенку и выраженностью в последующем в структуре его личности черт агрессивности. Установлено, что жесткий характер преступлений характерен для лиц, с которыми в детстве пренебрегали или с которыми жестоко обращались.

Жесткое обращение с детьми формирует людей малообразованных, социально дезадаптированных, не умеющих трудиться, создавать семью, быть хорошими родителями.

Опасными социальными последствиями насилия по отношению к детям является дальнейшее воспроизводство самой жестокости, поскольку жертвы часто становятся насильниками.

Драматический результат насилия родителей над детьми состоит в том, что насилие порождает насилие. Доказано, что дети, подвергавшиеся избиениям, с большей вероятностью могут сами стать способным на убийство или другие преступления. Когда такие дети становятся родителями, то появляется высокая вероятность того что они станут притеснять своих собственных родителей.

Теоретически, злоупотребление генерирует необычно высокую степень враждебности, которая в будущем может вылиться в насилие. Непропорциональное количество убий, грабителей и тех, кто издевается над членами семьи, были жертвами домашнего насилия в своем детстве. Дети-жертвы насилия имеют высокий риск выйти из-под контроля, который делает их жертвами и иногда это кончается вовлечением в преступную деятельность.

Читайте так же:  Права ребенка рожденного в гражданском браке

Любой вид жестокого обращения с детьми нарушает физическое и психическое здоровье ребенка, мешает его полноценному развитию.

К сожалению, в некоторых семьях физически наказывают детей и считают эти наказания самыми действенными. При этом родители не понимают, что физические наказания притупляют все лучшие качества в детях, способствуют развитию в них лжи и лицемерия, трусости и жестокости, возбуждают злобу и ненависть к старшим.

Некоторые родители не прибегают к телесным наказаниям, но унижают детей другими способами. Иногда приходится слышать, как мать или отец вместо оценки отдельного поступка ребенка отрицательно относятся к нему в целом. Некоторые родители допускают унижение ребенка грубым словом, наносят ему оскорбления.

В нашем обществе существует защита детей, подвергающихся жестокому обращению в семье.

Статья 63 Семейного кодекса регламентации родительских прав определяет, что родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей.

Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.

Родители имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами.

Современное законодательство (Семейный кодекc, Уголовный кодекс, Закон о психиатрической помощи и гарантах прав граждан при ее оказании) предусматривает ряд новых правовых положений позволяющих оказывать помощь детям, оказавшимся в неблагоприятных условиях в семье.

Статья 65 Семейного кодекса при регламентации родительских прав определяет, что при их осуществлении родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жесткое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей. Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам детей, несут ответственность в установленном законом порядке.

В соответствии с Семейным кодексом статья 56 ребенок имеет право на защиту своих прав и законных интересов. Ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей. При этом ребенок до 14 лет вправе самостоятельно обращаться за защитой в орган опеки и попечительства, а по достижению 14 лет в суд. Должностные лица и иные граждане, которым станет известно об угрозе жизни или здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка.

В качестве мер защиты детей, подвергающихся жестокому обращению, которые одновременно являются мерами профилактики агрессивных криминальных действий в отношении детей,являются:

отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью в соответствии со ст. 77 Семейного кодекса. С учетом интересов ребенка суд может принять решение об отобрании ребенка у родителей без лишения их родительских прав;

• госпитализация родителей (матери или отца) в соответствии с Законом о психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании в не добровольном порядке в случаях, когда пребывание с ним представляет для ребенка опасность;

• ограничение родительских прав в соответствии со ст. 73 Семейного кодекса;

• лишение родительских прав в соответствии со ст. 69 Семейного кодекса.

А также в случае пренебрежительного, жесткого, грубого, унижающее человеческое достоинство обращения, оскорбления или эксплуатации детей, родители несут уголовную ответственность в установленном законом порядке.

Статья 156 УК РФ Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего.

Видео (кликните для воспроизведения).

«Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем или иным лицом, на которое возложены эти обязанности, а равно педагогом или другим работником образовательного, воспитательного, лечебного либо иного учреждения, обязанного осуществлять надзор за несовершеннолетним, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним, — наказывается штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо обязательными работами на срок до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на срок до трех лет.»

Памятка родителям.

Внимание! Перед тем, как взяться за ремень или высказать оскорбления ребёнку:

Остановитесь и проанализируйте, отчего ваш ребенок ведет себя так, как вам не хочется. Не действуйте сгоряча!

Подумайте, не требуете ли вы от ребенка слишком многого.

Подумайте: может быть, поступок ребенка, за который вы его наказываете, — это сигнал тревоги, говорящий, что ребенок попал в трудную ситуацию.

Помните, что вы можете помочь своему ребенку, поддержать его, не прибегая к физическому наказанию.

Любой вид жестокого обращения с детьми нарушает физическое и психическое здоровье ребенка, мешает его полноценному развитию.

Право на детство: профилактика и защита детей в образовательном учреждении и семье Подготовил: Социальный педагог первой категории МКДОУ № 22 Курганской области, города Шадринска Хасанова Анжела Джамбуловна «Право на.

Беседа с элементами тренинга на тему «Жестокое обращение с детьми: что это такое?» Беседа с элементами тренинга на тему «Жестокое обращение с детьми: что это такое?» Уважаемые родители, наши дети – наше будущее. И чтобы.

Консультация для родителей «Особенности общения с детьми в семье» Консультация для родителей Особенности общения с детьми в семье Цель: Дать родителям полное представление об общении, показать важность.

Консультация для родителей «Защита детей от жестокого обращения» В наше время проблема защиты детей от жестокого обращения и насилия становится все более и более актуальной. Жестокое обращение не сводится.

Консультация для родителей «Жестокое обращение с детьми» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ С ДЕТЬМИ» Жестокое обращение с детьми и пренебрежение включают в себя любое действие, которое.

Памятка для родителей Жестокое обращение с детьми Ребенок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации. Принцип 9 Декларации прав ребенка (20 ноября.

«Последний звонок». Прощальное обращение родителей к учителям школы В качестве прощального слова родителей — музыкальное попурри. На мотив песни «Чему учат в школе». [/b] 1. Буквы разные писать тонким перышком.

Психологический лекторий для родителей «Вина и ответственность в воспитании ребенка» Наверное, каждый человек хотя бы однажды испытывал чувство вины. Чувство вины — это «эмоциональное осуждение себя за что-то». В зависимости.

Родительское собрание «Права ребенка-ответственность родителей» Родительское собрание «Права ребенка – ответственность родителей» 1 Уважаемые родители! Сегодня я хочу затронуть очень важную и актуальную.

Родительское собрание «Жестокое обращение с детьми» Цель: • дать родителям задуматься над проблемами воспитания детей, посмотреть по – новому на использование наказаний, переосмыслить их.

Случаи жестокого обращения с приемными детьми в России. Справка

По данным проведенного в 2005 году Минобрнауки России исследования, за период 2000-2005 годов по вине усыновителей, опекунов и приемных родителей в России погибли 10 детей, был причинен тяжкий вред здоровью 23 детей, зарегистрировано 160 случаев отмены семейного устройства в связи с жестоким обращением с детьми (Российская газета от 05.10.2007)

В 2006 году отменено более 1 тысячи решений о помещении ребенка в семью по причине невыполнения приемными родителями своих обязанностей, более 30 — из-за жестокого обращения с детьми.

Читайте так же:  Размен квартиры через суд при разводе

В 2007 году из-за жестокого обращения 27 детей в приемных семьях либо погибли, либо получили тяжелейшие травмы.

По статистике МВД, в 2008 году социальные работники забрали из приемных семей 323 ребенка по причине ненадлежащего обращения, 58 – из-за жестокого.

Случаи жестокого обращения с приемными детьми в 2000-2009 гг.

В конце февраля 2000 года 46-летняя жительница села Новокозловское Новосибирской области, уроженка Киргизии, убила пятилетнего приемного сына. Женщина усыновила мальчика за несколько лет до этого. Воспитывая, она часто била приемного сына. Во время очередной экзекуции женщина так сильно толкнула ребенка, что он ударился головой об отопительную батарею и сразу же умер. Боясь ответственности, убийца сожгла труп в домашней печи.

В апреле 2004 года в поселке Горбово Рузского района Московской области приемная мать Надежда Михеева нанесла тяжелое ранение грудной клетки 12-летнему Диме. Женщина, усыновившая мальчика за два года до этого, регулярно била его, а затем решила «в воспитательных целях» использовать кухонный нож. Мальчик чудом остался жив, Надежде Михеевой было предъявлено обвинение в нанесении тяжких телесных повреждений, а также в нанесении побоев и истязании.

В 2005 году в Ленинский суд г. Омска было направлено уголовное дело в отношении родителей, которые жестоко избивали приемную дочь. Полину удочерили в 2001 году, но после рождения собственного сына девочка стала лишней в семье. В милицию заявили цыгане, которые нашли ребенка, когда приемный отец выгнал ее на улицу в одном белье. Уголовное дело в отношении приемных родителей было заведено по статьям 116 УК РФ «Побои» и 156 УК РФ «Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего».

В октябре 2005 года в Республике Алтай было возбуждено уголовное дело в отношении родителей из села Эликманар, жестоко избивавших 7-летнего приемного сына. За четыре месяца приемный отец нанес мальчику восемнадцать телесных повреждений. А в последний раз так избил приемного сына, что того пришлось срочно везти в больницу, где ему была сделана срочная операция. Против приемных родителей было возбуждено уголовное дело по ст. 156 УК РФ (невыполнение функций по воспитанию ребенка, жестокое обращение с ним) и по ч. 1 ст. 111 УК РФ (причинение тяжкого вреда здоровью). Мальчика отдали в другую семью.

Летом 2006 года прокуратурой Кургана была проведена проверка по факту жестокого обращения опекунов с полуторагодовалой девочкой. Знакомые семьи неоднократно наблюдали, что на теле девочки имеются непроходящие синяки. Опекуны объясняли это тем, что девочка якобы неспокойная — сама падает на различные предметы и постоянно плачет. Однако прокурорская проверка показала, что телесные повреждения, обнаруженные на теле ребенка, самостоятельно девочка получить не могла. По данным фактам прокуратурой города возбуждено уголовное дело по ст.156 УК РФ – неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего.

В сентябре 2006 года жительница села Чапаево Усть-Абаканского района Хакасии Ирина Данилова была осуждена на 8 лет колонии строгого режима за убийство четырехлетнего Тимофея Токоякова, одного из пятерых своих приемных детей. Его брат – Кирилл – также умер в семье Даниловых всего через несколько месяцев после того, как попал к ним. Тогда Данилова сумела убедить всех, что это был несчастный случай. Детей брали в семью из-за денег.

В сентябре 2008 года Вагайский районный суд Тюменской области вынес приговор в отношении 39-летней Чулпан Ишбулаевой, которая в течении 5 месяцев истязала свою приемную дочь. Следствием установлено, что Ишбулаева, являясь опекуном 6‑летней девочки, в период с января по май 2008 года за малейшую провинность избивала дочку. Ишбулаева оставляла девочку одну дома, привязав ее за руки к кровати. Одним из «методов воспитания» явилось прижигание различных частей тела девочки раскаленными предметами. Позднее, в ходе следствия экспертом у девочки обнаружены 12 рубцов, образовавшихся вследствие заживления ожоговых ран.

Суд признал Чулпан Ишбулаеву виновной по п. «г» ч. 2 ст. 117 – истязание, совершенное в отношении заведомо несовершеннолетнего, заведомо для виновного находящегося в беспомощном состоянии, в материальной и иной зависимости от виновного) и ст. 156 УК РФ (ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, соединенное с жестоким обращением с несовершеннолетним).

В октябре 2008 года в г. Каменске-Уральском в приемной семье была избита шестилетняя девочка, которую взяли на воспитание из детского приюта за полгода до этого. Сообщение об избиении ребенка поступило от соседей семьи. Девочка была доставлена в одну из больниц города с сотрясением головного мозга, у ребенка очень тяжелая психологическая травма. По этому факту возбуждено уголовное дело.

13 ноября 2008 года Прохоровский районный суд Белгорода вынес обвинительный приговор в отношении 29-летнего жителя района за то, что он избил до смерти 4-летнего приемного ребенка. Подсудимый и его супруга, имеющие двоих малолетних детей, в феврале 2008 года взяли из детского дома под опеку 4-летнего мальчика. В конце июня 2008 года поздно вечером маленькие дети повздорили, после чего «опекун» стал избивать мальчика руками и ногами, нанеся не менее 17 ударов, среди них – травму живота с разрывом тонкого кишечника, от которой на следующий день мальчик умер в больнице. Суд признал обвиняемого виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.4 ст. 111 УК РФ «Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее смерть».

В конце 26 января 2009 года под автомобильным мостом через реку Пехорку между деревней Машково и поселком Томилино Московской области, был найден труп маленького мальчика. Его сначала морили голодом, а потом еще живого бросили в воду, привязав к шее аккумулятор. Ребенка замучили до смерти приемные родители ‑ 31‑летний уроженец Молдовы и его 20‑летняя супруга, жительница Перми.

20 марта 2009 года был доставлен в детскую больницу Москвы трехлетний мальчик Глеб Агеев, госпитализированным из приемной семьи с множественными ожогами и гематомами. Приемные родители заявили медикам, что он якобы упал с лестницы. Ребенок рассказал, что его избила приемная мать.

[2]

Власти раскрыли данные о жестоком обращении с детьми в регионах

Лидером по числу случаев жестокого обращения с детьми в России в 2018 году стал Пермский край, следует из данных Министерства просвещения и Росстата, с которыми ознакомился РБК. В этом регионе в 2018 году было зафиксировано 159 таких случаев. Это почти в три раза больше, чем в Архангельской области и Краснодарском крае, которые делят второе и третье места, — по 55 таких случаев. В первой пятерке также Оренбургская (53) и Кировская (46) области.

Что же касается отношения количества случаев жестокого обращения к общему числу детей в регионе, то, по расчетам РБК, антилидером в этой категории стала Еврейская автономная область, где этот показатель составил семь случаев на 10 тыс. детей. На втором месте Камчатский край (3,7 случая на 10 тыс.), далее следуют Ямало-Ненецкий округ (2,9), Пермский край (2,7) и Архангельская область (2,4). Но ориентироваться на эту статистику как на отражение реальной картины нельзя, замечает доктор психологических наук, член правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Галина Семья. И реальная ситуация куда хуже.

Читайте так же:  Рождении заключении расторжении брака

Что считается жестоким обращением с детьми

Жестокое обращение с детьми — это умышленное или неосторожное обращение, действия (или бездействие) со стороны взрослых, которые привели к травмам, нарушению в развитии, смерти ребенка либо угрожают его правам и благополучию, объясняет Галина Семья.

В десяти регионах не зафиксировано ни одного случая жестокого обращения с детьми. Четыре из них находятся в Северо-Кавказском федеральном округе: Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия. Также не зафиксировано жестокого обращения с детьми в Тамбовской и Орловской областях, Республике Алтай, Калмыкии, Севастополе и на Чукотке. В большинстве из них статистики по жестокому обращению с детьми нет из года в год, следует из данных Росстата.

По абсолютным цифрам судить о ситуации в каждом конкретном регионе неправильно, считает Семья. «В одних регионах специалисты нацелены и подготовлены к выявлению жестокого обращения — [поэтому фиксируется] много случаев, в других — нет, и мало того, они могут получить требование не указывать причину», — говорит эксперт. Она связывает лидерство Пермского края с тем, что в регионе активно занимаются профилактикой насилия. Статистику по Кавказу она называет «слабым местом».

Правовое поле в этой сфере «резиновое», отмечает уполномоченный по правам ребенка в Москве Евгений Бунимович. То, что один педагог или работник органа опеки посчитает вопиющим случаем, другой сочтет обычным делом, поясняет он. «Из-за этого такая разница в статистике по разным регионам, и именно поэтому она ничего не означает, кроме того, что мы не видим реальную картину», — считает омбудсмен. С одной стороны, многие случаи жестокого обращения не доходят до правоохранительных органов, с другой — действия добросовестных родителей могут быть записаны как жестокое обращение. «Например, какой-нибудь папа, который случайно споткнулся с ребенком на шее и упал. Кому лучше от того, что этого папу еще будут штрафовать, как-то наказывать и так далее?» — задается вопросом Бунимович.

Как часто лишают родительских прав за жестокое обращение

Статистика по жестокому обращению с детьми не коррелирует с данными по лишению родительских прав. Регион — лидер по количеству родителей, лишенных прав за жестокое обращение с детьми, — Крым. Там за 2018 год было принято 26 таких решений. В Приморском крае — 17, Архангельской области — 14, Нижегородской и Оренбургской — по 11.

По общему количеству случаев лишения родительских прав по всем причинам (а не только за жестокое обращение) лидирует Московская область с показателем 1165. В Красноярском крае — 1126, Свердловской области — 981, Пермском крае — 964, Нижегородской области — 947.

«Суд прописывает только одну причину как основную и, как правило, ту, что легче доказать. Например, алкоголизм и насилие практически всегда связаны, а суд лишает прав за алкоголизм (3284 случая в 2018 году, а за жестокое обращение — 276)», — отмечает Галина Семья.

Сколько возбуждается уголовных дел на недобросовестных родителей

Пятерка антилидеров по уголовным делам по ст. 156 Уголовного кодекса (неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего) в 2018 году выглядит следующим образом: на первом месте Оренбургская область с 118 делами, затем Башкирия — 114, Пермский край — 73, Саратовская область — 70, Челябинская область — 66 случаев (данные Генпрокуратуры). Во всех регионах, кроме Перми, количество уголовных дел превышает количество зафиксированных случаев жестокого обращения с детьми.

По данным МВД, в 2018 году число преступлений против несовершеннолетних увеличилось на 5% (с 91 554 в 2017 году до 96 150), в том числе на 4,9% (с 13 487 до 14 152) — направленных против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетних. Более 60% (54 697, в 2017 году — 44 568) уголовно-наказуемых деяний в отношении детей совершено в семьях.

«Чтобы дошло до лишения родительских прав, надо доказать умышленность жестокого обращения. Есть политический фактор, бывают ситуации, когда суды получают негласное указание не портить статистику и не лишать родительских прав», — говорит Галина Семья.

Негативную роль сыграл закон о декриминализации домашних побоев, утверждает Бунимович. «Теперь наказание за побои детей — штраф. Штраф взимается с той же семьи и бьет в том числе по тем же детям, которые и так пострадали», — пояснил он.

В пресс-службе Минпросвещения сообщили, что ведомство занимается профилактикой жестокого обращения с детьми. «Психологическая и методическая поддержка родительского сообщества — эффективный механизм, который во многом может препятствовать и предотвращать возникновение случаев жестокого обращения с детьми. В национальном проекте «Образование» заложено создание центров помощи семьям, которые охватят все страну», — указали в ведомстве.

В Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы насилие в отношении детей было признано одним из главных вызовов современности и был предложен комплекс мер, но его так и не удалось реализовать из-за отсутствия единого органа, ответственного за решение проблемы, считает Галина Семья.

Эксперт отмечает, что анализ статистических данных свидетельствует о тревожной тенденции увеличения более чем в два раза числа несовершеннолетних, пострадавших от преступлений, сопряженных с насильственными действиями, совершенных членами их семей, фактически проживающими совместно с ними: в 2011 году — 5,4 тыс., в 2016-м — 12,3 тыс.

«Профилактика жестокого обращения с детьми»
консультация

Консультация для родителей

Скачать:

Вложение Размер
doklad_zhestokoe_obrashchenie_s_detmi_2.docx 49.1 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Профилактика жестокого обращения с детьми»

Жестокое обращение с детьми

Жестокое обращение с детьми – это все многообразие действий или бездействие со стороны окружающих лиц, которые наносят вред физическому и психическому здоровью несовершеннолетнего, его развитию и благополучию, а также ущемляют его права или свободу. Жестокое обращение с детьми может проявляться не только в форме физического или психического насилия либо в покушении на их половую неприкосновенность, но и в применении недопустимых способов воспитания, грубом, пренебрежительном, унижающем человеческое достоинство обращении с детьми, оскорблении или эксплуатации несовершеннолетних. Жестокое обращение с ребёнком в любых формах может проявляться со стороны других несовершеннолетних, что носит название «буллинг» (от англ. bullying – запугивание, травля).

Выделяют 4 типа жестокого обращения с детьми:

  • Физическое насилие.
  • Сексуальное насилие.
  • Психологическое (психическое) насилие.
  • Пренебрежение нуждами детей.

Физическое насилие над ребенком – это вид жестокого обращения, когда несовершеннолетнему причиняют боль, телесные повреждения, наносят ущерб его здоровью или физическому развитию, лишают жизни или не предотвращают возможность причинения страданий, вреда здоровью и угрозы жизни несовершеннолетнего.

Формы физического насилия :

  • избиение;
  • пощечины, подзатыльники, тычки, шлепки, щипки;
  • порка;
  • нанесение травм, ожогов;
  • вырывание волос;
  • фиксация в неудобной позе;
  • укусы;
  • изоляция (запирание в кладовке, туалете и т. п.);
  • преднамеренное лишение еды, питья, одежды (выставление ребенка в мороз на улицу без теплой одежды);
  • грубое нарушение режима дня;
  • обращение с детьми, не соответствующее их возрасту и развитию (предъявление требований, которые ребенок еще не способен выполнить, либо которые перерос);
  • сильное встряхивание грудных детей.

Сексуальное насилие над ребенком – это вид жестокого обращения, который заключается в вовлечении несовершеннолетнего в действия сексуального характера с целью получения взрослыми сексуального удовлетворения или материальной выгоды.

Коммерческая сексуальная эксплуатация – это форма сексуального насилия над ребенком, которое совершается за вознаграждение в виде наличных денег или благ ребенку или третьему лицу.

Читайте так же:  Порядок установления отцовства в загсе

Согласие ребенка на сексуальный контакт не является оправданием, так как несовершеннолетний не обладает свободой воли, находится в зависимом положении по отношению к взрослому и в силу функциональной незрелости не осознает значения действий взрослого и не может предвидеть все последствия этих действий.

Формы сексуального насилия :

  • половой акт;
  • телесный контакт с половыми органами ребенка;
  • введение различных предметов во влагалище или анус ребенка;
  • мастурбация;
  • демонстрация обнаженных гениталий, груди, ягодиц ребенку;
  • демонстрация эротических и порнографических материалов ребенку;
  • совершение полового акта в присутствии ребенка;
  • подглядывание за ребенком во время совершения им интимных процедур;
  • принуждение ребенка к раздеванию в присутствии других лиц;
  • игры сексуального характера;
  • изготовление порнографических изображений ребенка;
  • подавление нормальных сексуальных интересов ребенка или стимулирование детской сексуальности в ущерб другим аспектам развития ребенка;
  • разговоры о сексуальности, не соответствующие возрасту ребенка;
  • детская проституция;
  • детский сексуальный туризм;
  • детская порнография;
  • трэффик детей (торговля детьми) в сексуальных целях.

Психологическое насилие – периодическое или постоянное психологическое воздействие родителей или других взрослых на ребенка, приводящее к формированию у ребенка патологических черт характера и нарушению психического развития.

Формы психологического насилия :

отвержение, игнорирование, открытая неприязнь, холодность, отказ в общении, унижение, высмеивание, запугивание, оставление в опасности или незнакомом месте, изоляция.

Отвержение – слова и действия, демонстрирующие неприятие ребенка и принижающие его достоинство: враждебное отношение; унижение, в том числе публичное; высмеивание, превращение ребенка в «козла отпущения».

Терроризирование – запугивание, угрозы совершить насилие над ребенком или его близкими: убить, причинить боль или физический вред; помещение ребенка в страшное для него место; оставление ребенка в опасности; предъявление нереалистичных требований к ребенку, не соответствующих его уровню развития.

Игнорирование – отсутствие эмоционального отклика на нужды ребенка и его попытки к взаимодействию, лишение его эмоциональной стимуляции: нежелание или неспособность взрослого взаимодействовать с ребенком; взаимодействие с ребенком только в случае крайней необходимости; отсутствие проявлений привязанности к ребенку, любви , заботы.

Изоляция – последовательные действия, направленные на лишение ребенка возможности встречаться и общаться с другими людьми как дома, так и вне его: необоснованное ограничение свободного передвижения ребенка; необоснованное ограничение или запрещение социальных контактов ребенка со сверстниками или взрослыми в его среде.

Развращение – действия по отношению к ребенку, которые становятся причиной развития у него дезадаптивного поведения: побуждение несовершеннолетнего к антисоциальному поведению; формирование поведения, не соответствующего уровню развития ребенка; воспрепятствование естественному развитию ребенка; лишение ребенка права иметь свои взгляды, чувства, желания.

Пренебрежение нуждами – отсутствие должного обеспечения основных нужд и потребностей ребенка в пище, одежде, жилье, воспитании, образовании, медицинской помощи со стороны родителей или лиц, их заменяющих, в силу объективных причин (бедность, психические болезни, неопытность) и без таковых.

Формы пренебрежения нуждами :

  • оставление ребенка без присмотра;
  • отсутствие должного внимания, опеки, защиты (безнадзорность);
  • не предоставление ребенку питания, одежды, жилья;
  • несоответствие среды обитания потребностям ребенка: отсутствие спального места, соответствующего возрасту ребенка, места для игр и занятий;
  • приготовление пищи ребенку непригодным для него способом, кормление пищей, не соответствующей возрасту ребенка;
  • отсутствие должного гигиенического ухода: купание, смена подгузников, стирка и смена белья и одежды;
  • несоответствие одежды ребенка погодным условиям;
  • не предоставление медицинской помощи ребенку: обследования, лечения, профилактических прививок;
  • неквалифицированное лечение ребенка: дача лекарств без показаний, в неправильной дозировке;
  • опасные условия для жизни ребенка: антисанитария, паразиты, битое стекло, незащищенные электрические розетки, легкий доступ к ядовитым веществам и т.п.;
  • отсутствие внимания развитию ребенка соответственно возрасту: безучастие к общению и играм с ребенком, отсутствие игрушек, соответствующих возрасту, школьных принадлежностей; бездействие в отношении школьного обучения или препятствование ему.

В результате жестокого обращения могут наступать очевидные последствия: инвалидность и смерть .

Менее очевидны эмоциональные последствия. Дети испытывают страх, гнев, отчаяние, ненависть. В результате нередко развивается комплекс неполноценности , психологические травмы, алкоголизм, наркомания, депрессия и другие психические расстройства. У ребёнка ослабевает концентрация внимания, что ухудшает его школьные результаты. Дети, подвергающиеся жестокому обращению, не умеют управлять своими эмоциями .

Дети не доверяют окружающим, стремятся к самоизоляции, становятся агрессивными, замкнутыми. Как следствие они не популярны среди сверстников. С годами эти проблемы только нарастают. Дети, подвергавшиеся жестокому обращению, чаще совершают преступления и самоубийства. Они становятся очень уступчивыми и в то же время учатся сами проявлять жестокость: унижать, запугивать бить других людей. Эта модель поведения закрепляется на всю жизнь.

Для некоторых детей жестокое обращение проходит бесследно. Их мы называем жизнестойкими .

Крайней мерой защиты детей от жестокого обращения является лишение родительских прав и привлечение насильников к уголовной ответственности.

Нередко эффективным способом профилактики жесткого обращения с детьми является психологическое консультирование и социально -психологические тренинги. У родителей, которые научились эффективным способам воспитания и общения , управления своими эмоциями , отпадает необходимость прибегать к психологическому и физическому насилию над детьми. Можно учиться этому и самостоятельно, с помощью книг.

  1. Волкова Е.Н., Волкова И.В., Исаева О.М. Оценка распространенности насилия над детьми // Социальная психология и общество. 2016. Том 7. № 2.
  2. Крайг Г. Психология развития.
  3. Кузьмина З. Г. Справочник по выявлению и оказанию помощи несовершеннолетним, пострадавшим от жестокого обращения. – СПб: Врачи детям, 2010.
  4. Луковцева З.В., Кулажина Д.Р. Актуальные проблемы профилактики жестокого обращения с детьми // Психология и право. — 2013. — № 3.
  5. Тащёва А. И., Гриднева С. В. Восприятие детьми семейного насилия // Психология и право. — 2013. — № 1.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Данный материал содержит план мероприятий по профилактике жестого обращения по всем возрастным группам, разработанный на год.

Дошкольное детство — уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности. В то же время это период, в течение которого ребенок находит.

Агитационные плакаты педагогам и родителям «Детство без насилия».

Профилактика жестокого обращения с детьми.

Для того, чтобы мудро воспитывать своего ребенка, знать спектр методов, применимых при процедуре наказания, чтобы не потерять родительский авторитет и не унижать личность формирующегося человека, роди.

Простые правила, которые помогут родителям в воспитании ребёнка.

Видео (кликните для воспроизведения).

профилактика жесктого обращения с детьми в семье.

Источники

Литература


  1. Веденин, Н.Н. Земельное право; М.: Юриспруденция; Издание 4-е, перераб. и доп., 2012. — 192 c.

  2. Воронков, Ю. С. История и методология науки. Учебник / Ю.С. Воронков, А.Н. Медведь, Ж.В. Уманская. — М.: Юрайт, 2016. — 490 c.

  3. Маранц, Ю. В. Постатейный комментарий к Федеральному закону «О судебной системе Российской Федерации» / Ю.В. Маранц. — М.: Юстицинформ, 2014. — 120 c.
  4. Герасимова, Л.П.; Зубко, Ю.А. Шпаргалка по коммерческому праву; Аллель-2000, 2011. — 167 c.
  5. Пикуров, Н. И. Комментарий к судебной практике квалификации преступлений на примере норм с бланкетными диспозициями / Н.И. Пикуров. — М.: Юрайт, 2014. — 496 c.
  6. Мнение людей о жестоком обращении с детьми
    Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here