Нормативные основы защиты прав детей

Нормативные основы защиты прав детей

1.Дети, оставшиеся без попечения родителей-лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными, находящимся в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений.

2.Дети-сироты-лица до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.

3. Социальный сирота — это ребенок , который имеет биологических родителей, но они по каким-либо причинам не занимаются воспитанием ребенка , не заботятся о нем.

1.Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

Статья 6. Дополнительные гарантии права на образование

Статья 7. Дополнительные гарантии права на медицинское обслуживание

Статья 8. Дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение

Статья 9. Дополнительные гарантии права на труд

Статья 10. Судебная защита прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

2. Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»

Защита прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возлагается на органы опеки и попечительства, которыми являются органы местного самоуправления. Их деятельность регламентируется рядом международных , федеральных и региональных нормативных актов, имеющих целью заботу государства о данной категории детей.

Основными задачами органов опеки и попечительства для целей настоящего Федерального закона являются:

1) защита прав и законных интересов граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, и граждан, находящихся под опекой или попечительством;

2) надзор за деятельностью опекунов и попечителей, а также организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане;

3) контроль за сохранностью имущества и управлением имуществом граждан, находящихся под опекой или попечительством либо помещенных под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

3.Семейный Кодекс РФ. Раздел VI полностью посвящен воспитанию детей, оставшихся без попечения родителей.

4.Федеральный закон от 16.04.2001 г. № 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения

Закон создан в целях оказания содействия в устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан РФ и создания условий для реализации права граждан, желающих принять этих детей на воспитание в свои семьи

5. Постановление Правительства РФ от 14.05.2001 N 374 «О первоочередных мерах по улучшению положения детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

6. Закон Санкт-Петербурга «О дополнительных мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 28.11.2005 г. № 616-87.

Нормативные основы защиты прав детей
консультация на тему

Одним из важнейших направлений сотрудничества детского сада и родителей является предупреждение нарушений прав ребенка в семье.

Скачать:

Вложение Размер
normativnye_osnovy_zashchity_prav_detey.docx 79.65 КБ

Скачать:

Вложение Размер
dokument_microsoft_word.doc 55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей:

«Нормативные основы защиты прав детей»

Одним из важнейших направлений сотрудничества детского сада и родителей является предупреждение нарушений прав ребенка в семье.

В должностные обязанности всех сотрудников педагогического профиля входит знание Конвенции о правах ребенка

Задача педагогов – организовать работу в учреждении в соответствии с международными нормами права ребенка, ввести правовое просвещение родителей, выявлять группу семей риска, в которых возможно или реально происходит нарушение прав ребенка, содействовать защите прав и достоинств детей.

Право – это совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей.

В 1923 году была разработана Декларация прав ребенка и стала первым международным правовым документом по охране прав и интересов детей. В ней подчеркивалось: забота о детях и их защита не являются исключительной обязанностью семьи и даже отдельного государства. Все человечество должно заботиться о защите детства.

Система защиты прав ребенка как составная часть защиты прав человека сложилась после провозглашения ООН принципа уважения прав человека. Так был создан Детский фонд ЮНИСЕФ, который осуществляет международную защиту прав ребенка.

К основным международным документам, касающимся прав детей, относятся:

Декларация прав ребенка (1959)

Конвенция ООН о правах ребенка (1989)

Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990).

В декларации прав ребенка изложены 10 принципов, где провозглашаются права детей (на имя, гражданство, любовь, развиваться физически и др.)

На основе Декларации прав ребенка была разработана – Конвенция о правах ребенка. Значение этого документа в том, что был создан международный механизм контроля – Комитет по правам ребенка.

Конвенция состоит из 54 статей. Конвенция признает право за каждым ребенком не зависимо от цвета кожи, пола, расы, юридическое право:

·- на активное участие в жизни общества

Основные права ребенка в Конвенции, по сути, повторяют права взрослого по общей Декларации:

— Права ребенка на свободу мысли, совести, религии — (ст.14, п.1);

— Право выражать свое мнение (ст. 27., п.1);

— Право на защиту от физического и психического насилия (ст.19, п.1);

— Право на отдых, досуг, игру (ст.31, п.1) и др.

Особо следует отметить выдвигаемые Конвенцией требования, касающиеся образовательного процесса (ст.29).

Согласно Конвенции, все государственные структуры, в том числе учебно-воспитательные, обязаны широко информировать как взрослых, так и детей о принципах и положениях Конвенции (ст.42)

Дошкольное образовательное учреждение, в силу своей близости к семье может стать важным элементом в системе контроля и в состоянии повлиять на защиту следующих прав ребенка – дошкольника, представленных в Конвенции:

·- право на охрану здоровья;

·- право на образование;

·- право на участие в играх;

·- право на сохранение своей индивидуальности;

Читайте так же:  Что требуется для усыновления грудного ребенка

·- право на защиту от всех форм физического и психического насилия.

Конвенция не является документом прямого действия. На ее основе разрабатываются нормативно-правовые документы Федерального и регионального уровней:

·- Семейный кодекс РФ (1996)

·- Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»;

·- Закон «Об образовании»

Семейный кодекс РФ – IY раздел полностью посвящен правам и обязанностям родителей детей. Особый интерес представляют глава 11 – «Права несовершеннолетних детей», глав 12 – «Права и обязанности родителей» (ст.54, ст.55, ст.56).

«Федеральный закон об основных гарантиях» — выделяет особую категорию детей, нуждающихся в защите со стороны государства (дети — инвалиды, жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, дети с отклонениями в поведении). А также конкретизируется понятие о механизмах соблюдения этих прав со стороны государства.

[1]

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Различные формы работы с семьей проводимые в системе и последовательно в течении года в подготовительной к школе группе, наиболее полно помогут расскрыть проблему прав защиты детей.

Статья для педагогов и родителей. Опубликована в информационно-аналитическом вестнике «Образование в Магаданской области» № 14, 2011 год, стр. 101. В статье раскрыты основные направления соблюдения и .

Доклад для родителей.

Основные права детей. Защита прав детей.

семинар -практикум для воспитателей.

[3]

Формирование знаний правовой культуры педагогов по защите прав ребенка.

Нормативные основы защиты прав детей

С Праздником Победы!

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение г.Астрахани

«Детский сад № 40 «Алёнушка»

Нормативные основы защиты прав детства

К основным международным документам ЮНИСЕФ, касающимся прав детей относятся:

Для создания и развития механизма реализации прав ребенка на защиту, декларированных в Конвенции и гарантированных Конституцией РФ, принят целый ряд законодательных актов:

Защита прав ребенка

Основным правовым документом, защищающим ребенка от жесткого обращения, является Конвенция ООН о правах ребенка, которая устанавливает:

Обеспечение в максимально возможной степени здорового развития ребенка

Защиту от произвольного или незаконного вмешательства в личную жизнь ребенка, от посягательств на его честь и репутацию

Обеспечение мер по борьбе с болезнями и недоеданием

Признание права каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития

Защиту ребенка от сексуального посягательства

Защиту ребенка от других форм жестокого обращения

Меры помощи ребенку, явившемуся жертвой жестокого обращения

Уголовный Кодекс РФ предусматривает ответственность:

За совершение физического и сексуального насилия, в том числе и в отношении несовершеннолетних

За преступление против семьи и несовершеннолетних

Семейный Кодекс РФ гарантирует:

Право ребенка на уважение его человеческого достоинства

Право ребенка на защиту и обязанности органа опеки и попечительства принять меры по защите ребенка

Меру «лишение родителей родительских прав» как меру защиты детей от жестокого обращения с ними в семье

Закон РФ «Об образовании» утверждает:

Право детей, обучающихся во всех образовательных учреждениях, на «уважение их человеческого достоинства»

Предусматривает административное наказание педагогических работников за допущенное физическое или психическое«насилие над личностью обучающегося или воспитанника»

Закон РФ «О защите прав детей» гласит: «жестокое обращение с детьми, физическое и психологическое насилие над ними запрещены».

Все персональные данные размещены с согласия субъекта (ов) на обработку персональных данных

Контент является обязательным к размещению

Информация, содержащаяся в разделе «Сведения об образовательной организации», однозначно идентифицируется как обязательный к размещению контент

Нормативные основы защиты прав детства

Нормативные основы защиты прав детства

К основным международным документам ЮНИСЕФ, касающимся прав детей относятся:

– Декларация прав ребенка (1959)
– Конвенция ООН о правах ребенка (1989)
– Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990)

Декларация прав ребенка является первым международным документом. В 10 принципах, изложенных в Декларации, провозглашаются права детей: на имя, гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную защиту и предоставление возможности получать образование, развиваться физически, нравственно и духовно в условиях свободы и достоинства.

Особое внимание в Декларации уделяется защите ребенка . На основе Декларации прав ребенка был разработан международный документ Конвенция о правах ребенка.

Конвенция о правах ребенка состоит из преамбулы и 54 статей, детализирующих права каждого человека в возрасте до 18 лет на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других форм злоупотреблений.

Конвенция признает за каждым ребенком независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического и социального происхождения – юридическое право:

– на воспитание;
– на развитие;
– на защиту;
– на активное участие в жизни общества.

Конвенция увязывает права ребенка с правами и обязанностями родителей и других лиц, несущих ответственность за жизнь детей, их развитие и защиту, и предоставляет ребенку право на участие в принятии решений, затрагивающих его настоящее и будущее.

На основе Конвенции разрабатываются нормативно-правовые документы федерального и регионального уровней.

Для создания и развития механизма реализации прав ребенка на защиту, декларированных в Конвенции и гарантированных Конституцией РФ, принят целый ряд законодательных актов – Семейный Кодекс РФ, Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», Закон «Об образовании».

Семейный Кодекс РФ документ, регулирующий правовые вопросы семейных отношений на основе действующей Конституции РФ и нового гражданского законодательства.

Раздел IV Семейного Кодекса РФ целиком посвящен правам и обязанностям родителей и детей. Особый интерес представляют глава 11 «Права несовершеннолетних детей» и глава 12 «Права и обязанности родителей».

В семейном Кодексе РФ законодательно закреплены общепризнанные принципы и нормы международного права «ребенка на жизнь и воспитание в семье, на защиту, на возможность свободно выражать свое мнение».

В целях «создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка», предусмотренных Конституцией РФ, принят ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Этот закон выделяет особую категорию детей, нуждающихся в защите со стороны государства (дети-инвалиды, жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, дети с отклонениями в поведении, дети, жизнедеятельность которых нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть эти обстоятельства сами или с помощью семьи).

Конвенция ООН о правах ребенка дает определение понятия «жестокое обращение» и определяет меры защиты (ст. 19), а также устанавливает:

  • обеспечение в максимально возможной степени здорового развития ребенка (ст. 6);
  • защиту от произвольного или незаконного вмешательства в личную жизнь ребенка, от посягательств на его честь и репутацию (ст. 16);
  • обеспечение мер по борьбе с болезнями и недоеданием (ст. 24);
  • признание права каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (ст. 24);
  • защиту ребенка от сексуального посягательства (ст. 34);
  • защиту ребенка от других форм жестокого обращения (ст. 37);
  • меры помощи ребенку, явившемуся жертвой жестокого обращения (ст. 39).
Читайте так же:  Отказ от ребенка в роддоме алименты

Уголовный кодекс предусматривает ответственность:

  • за совершение физического и сексуального насилия, в т.ч. и в отношении несовершеннолетних (ст. 106 – 136);
  • за преступление против семьи и несовершеннолетних (ст. 150 – 157).

Семейный Кодекс РФ гарантирует:

  • право ребенка на уважение его человеческого достоинства (ст. 54);
  • право ребенка на защиту и обязанности органа опеки и попечительства принять меры по защите ребенка (ст. 56);
  • меру «лишение родительских прав» как меру защиты детей от жестокого обращения с ними в семье (ст. 69);
  • немедленное отбирание ребенка при непосредственной угрозе жизни и здоровью (сит. 77).

Закон «Об образовании в РФ» утверждает право детей, обучающихся во всех образовательных организациях, на «уважение их человеческого достоинства» (ст. 5) и предусматривает административное наказание педагогических работников за допущенное физическое и психическое «насилие над личностью обучающегося или воспитанника» (ст. 56).
ДОУ в своей деятельности руководствуется федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, другими постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, Правилами внутреннего распорядка воспитанников, Уставом МАДОУ.

Устав ДОУ – нормативный документ, в котором представлены права и обязанности всех участников образовательных отношений: детей, педагогов, родителей.

Конвенция о правах ребенка — правовой документ высокого международного стандарта и большого педагогического значения. Она провозглашает ребенка полноценной и полноправной личностью, самостоятельным субъектом права и призывает строить вза­имоотношения взрослого и ребенка на нравственно-правовых нормах, в основе которых лежит подлинный гуманизм, демократизм, уважение и бережное отношение к личности ребенка, его мнениям и взглядам.
Реализация прав ребенка включает:

  • защиту его от всех форм жестокого обращения,
  • права на охрану жизни и здоровья,
  • защиту его права на образование,
  • права на игру,
  • права на сохранение своей индивидуальности.

Право ребенка на защиту его от всех форм жестокого обращения.

Нарушение прав ребенка проявляется чаще всего в жестоком и безответственном обращении с ним.

Нарушением прав ребенка можно считать:

  • Лишение свободы движения.
  • Уход родителя из дома на несколько часов и оставление ребенка одного (ст. 156 Уголовного Кодекса РФ предполагает , что запирание на длительное время квалифицируется как неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего).
  • Применение физического насилия к ребенку.
  • Унижение достоинств ребенка — грубые замечания, высказывания в адрес ребенка – (воспитывает в ребенке озлобленность, неуверенность в себе, комплекс неполноценности, занижение самооценки, замкнутость, трусость, садизм)
  • Угрозы в адрес ребенка.
  • Ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний.
  • Отсутствие элементарной заботы о ребенке, пренебрежение его нуждами.
  • Отсутствие нормального питания, одежды, жилья, образо­вания, медицинской помощи.

Право ребенка на жизнь и здоровье

Конвенция о правах ребенка определяет, что «каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь» (ст.6), а государства и взрослые должны обеспечить «право ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития» (ст.27, п.1).В России принят ряд нормативно-правовых документов, направленных на охрану здоровья детей. В Законе «Об образовании» указано, что «образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся воспитанников».

Право ребенка на образование

Статьи 28–29 Конвенции определяют право ребенка на образование как возможность посещать образовательное учреждение, призванное обеспечивать подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе. В настоящее время в нашей стране существует гибкая система дошкольного образования. Нормативные документы предполагают функционирование ДОУ в дневное, вечернее, ночное время, круглосуточно, в выходные и праздничные дни, а также свободное посещение детьми ДОУ. Все программы дошкольного образования направлены на обеспечение в ДОУ права ребенка на образование. В выборе программы педагогические коллективы руководствуются уровнем развития ребенка, своими педагогическими идеями, концептуальными положениями и разнообразными подходами к организации педагогического процесса детском саду. Защитить права ребенка призвано и инструктивно методическое письмо Министерства образования РФ «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения» от 14. 03. 2000г., в котором четко указывается продолжительность занятий с детьми в разных возрастных группах детского сада, их количество в неделю, а также максимальная нагрузка на ребенка в системе дополнительного образования.

Право ребенка на игру

«Игра — ведущая деятельность дошкольника». Это знают многие, но далеко не всегда в системе жизнедеятельности ребенка она занимает должное место. В настоящее время в семье зачастую вместо игр ребенок много времени проводит за телевизором или за компьютером. Ответственность за обеспечение интересов ребенка в игре возлагается на семью, однако и «общество и органы публичной власти должны прилагать усилия к тому, чтобы способствовать осуще­ствлению указанного права», — утверждает Декларация прав ребенка.

Видео (кликните для воспроизведения).

Право ребенка на сохранение своей индивидуальности

«Государства-участники Конвенции обязуются уважать права ребенка на сохранение его индивидуальности» (ст. 8).
У каждого человека своя индивидуальность: характер, взгляды, отношения к окружающим. Индивидуальность – великий дар природы, но его легко уничтожить в детстве, когда человек еще не окреп. Взрослые призваны не только понимать личность ребенка, но и помогать малышу сохранить и развивать свою индивидуальность.

Нормативные основы защиты прав детства
консультация на тему

Нормативные основы защиты прав детства

Предварительный просмотр:

Нормативные основы защиты прав детства

К основным международным документам ЮНИСЕФ, касающимся прав детей относятся:

— Декларация прав ребенка (1959). Принцип 2 Декларации прав ребенка 1959 г., гласит: «Ребенку законом и другими средствами должна быть обеспечена специальная защита и предоставлены возможности и благоприятные условия, которые позволяли бы ему развиваться физически, умственно, нравственно, духовно и в социальном отношении здоровым и нормальным путем и в условиях свободы и достоинства. При издании с этой целью законов главным соображением должно быть наилучшее обеспечение интересов ребенка». Важность и значение данного положения трудно переоценить.

Историческое значение Декларации прав ребенка 1959 г. как раз и состоит в том, что в ней впервые был закреплен принцип наилучшего обеспечения интересов ребенка, о чем, к сожалению, незаслуженно забывают.

Читайте так же:  В каком возрасте ребенок легче переносит развод

— Конвенция ООН о правах ребенка (1989 г.). Спустя три десятилетия Конвенция «О правах ребенка» 1989 г. вновь подчеркивает, что дети имеют право на особую заботу и помощь. В преамбуле к Конвенции указывается, что семья как основная ячейка общества является естественной средой для роста и благополучия всех ее членов и особенно детей, ей должны быть предоставлены необходимая защита и содействие с тем, чтобы семья могла полностью возложить на себя обязанности по воспитанию детей, тем самым исключив из жизни ребенка правонарушения.

— Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990 г.). Декларация прав ребенка является первым международным документом. В 10 принципах, изложенных в Декларации, провозглашаются права детей: на имя, гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную защиту и предоставление возможности получать образование, развиваться физически, нравственно и духовно в условиях свободы и достоинства.

Особое внимание в Декларации уделяется защите ребенка. На основе Декларации прав ребенка был разработан международный документ –Конвенция о правах ребенка.

— Конвенция о правах ребенка состоит из преамбулы и 54 статей, детализирующих права каждого человека в возрасте до 18 лет на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других форм злоупотреблений.

Конвенция признает за каждым ребенком независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического и социального происхождения – юридическое право: на воспитание, на развитие, на защиту, на активное участие в жизни общества.

Для создания и развития механизма реализации прав ребенка на защиту, декларированных в Конвенции и гарантированных Конституцией Российской Федерации, принят целый ряд законодательных актов – Семейный Кодекс Российской Федерации, Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации».

— Семейный Кодекс Российской Федерации – документ, регулирующий правовые вопросы семейных отношений на основе действующей Конституции Российской Федерации и гражданского законодательства. Раздел IV Семейного Кодекса Российской Федерации целиком посвящен правам и обязанностям родителей и детей. Особый интерес представляют глава 11 «Права несовершеннолетних детей» и глава 12 «Права и обязанности родителей».

В Семейном Кодексе Российской Федерации законодательно закреплены общепризнанные принципы и нормы международного права ребенка на жизнь и воспитание в семье, на защиту, на возможность свободно выражать свое мнение.

В целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, принят Федеральный Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Этот закон выделяет особую категорию детей, нуждающихся в защите со стороны государства (дети-инвалиды, жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, дети с отклонениями в поведении, дети, жизнедеятельность которых нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть эти обстоятельства сами или с помощью семьи).

Конвенция ООН о правах ребенка дает определение понятия «жестокое обращение» и определяет меры защиты (ст. 19), а также устанавливает:

обеспечение в максимально возможной степени здорового развития ребенка (ст. 6);

защиту от произвольного или незаконного вмешательства в личную жизнь ребенка, от посягательств на его честь и репутацию (ст. 16);

обеспечение мер по борьбе с болезнями и недоеданием (ст. 24);

признание права каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (ст. 24);

защиту ребенка от сексуального посягательства (ст. 34);

защиту ребенка от других форм жестокого обращения (ст. 37);

меры помощи ребенку, явившемуся жертвой жестокого обращения (ст. 39).

Уголовный кодекс предусматривает ответственность:

за совершение физического и сексуального насилия, в т.ч. и в отношении несовершеннолетних (ст. 106 – 136);

за преступление против семьи и несовершеннолетних (ст. 150 – 157).

Семейный Кодекс РФ гарантирует:

право ребенка на уважение его человеческого достоинства (ст. 54);

право ребенка на защиту и обязанности органа опеки и попечительства принять меры по защите ребенка (ст. 56);

меру «лишение родительских прав» как меру защиты детей от жестокого обращения с ними в семье (ст. 69);

немедленное отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни и здоровью (ст. 77).

— Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» гарантирует право на образование независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Гарантирует общедоступность и бесплатность образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (ст. 5). Закреплены основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования (ст. 34). Организации, осуществляющие образовательную деятельность обязаны создать условия для охраны здоровья обучающихся (ст. 41). Прописаны права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, защита прав обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся (ст. 44-45).

[2]

Конвенция о правах ребенка – правовой документ высокого международного стандарта и большого педагогического значения. Она провозглашает ребенка полноценной и полноправной личностью, самостоятельным субъектом права и призывает строить взаимоотношения взрослого и ребенка на нравственно-правовых нормах, в основе которых лежит подлинный гуманизм, демократизм, уважение и бережное отношение к личности ребенка, его мнениям и взглядам.

Реализация прав ребенка включает:

защиту его от всех форм жестокого обращения;

права на охрану жизни и здоровья;

защиту его права на образование;

права на сохранение своей индивидуальности.

Право ребенка на защиту его от всех форм жестокого обращения.

Нарушение прав ребенка проявляется чаще всего в жестоком и безответственном обращении с ним.

Жестокое обращение с детьми – нанесение физического, психологического, эмоционального ущерба ребенку путем умышленного действия, а также пренебрежение родителями, воспитателями, другими лицами обязанностями по отношению к нему, наносящее вред его физическому и психическому развитию.

Отсутствие заботы о детях (пренебрежение основными потребностями ребенка) – это отсутствие должного обеспечения основных нужд и потребностей ребенка в пище, одежде, жилье, воспитании, образовании, медицинской помощи со стороны родителей или лиц, их заменяющих, в силу объективных причин (бедность, психические болезни, неопытность).

Нарушением прав ребенка можно считать:

Лишение свободы движения.

Уход родителя из дома на несколько часов и оставление ребенка одного (ст. 156 Уголовного Кодекса РФ предполагает, что запирание на длительное время квалифицируется как неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего).

Читайте так же:  Права ребенка и социальная защита детства

Применение физического насилия к ребенку.

Унижение достоинств ребенка – грубые замечания, высказывания в адрес ребенка – воспитывает в ребенке озлобленность, неуверенность в себе, комплекс неполноценности, занижение самооценки, замкнутость, трусость, садизм.

Угрозы в адрес ребенка.

Ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний.

Отсутствие элементарной заботы о ребенке, пренебрежение его нуждами.

Отсутствие нормального питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи.

Право ребенка на жизнь и здоровье.

Конвенция о правах ребенка определяет, что «каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь» (ст.6), а государство, родители (законные представители) должны обеспечить «право ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития» (п.1, ст. 27). В республике принят ряд нормативно-правовых документов, направленных на охрану здоровья и благополучия детей:

— Закон Республики Мордовия от 28 декабря 2004 г. № 102-З «О мерах социальной поддержки отдельных категорий населения, проживающего в Республике Мордовия»;

— Закон Республики Мордовия от 12 октября 2009 г. № 66-З «О мерах по предупреждению причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию в Республике Мордовия»;

— Закон Республики Мордовия от 10 сентября 2014 г. № 68-З «О разграничении полномочий органов государственной власти Республики Мордовия в сфере социального обслуживания граждан»;

— Закон Республики Мордовия от 12 ноября 2014 г. № 86-З «О перечне социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг в Республике Мордовия»;

— Закон Республики Мордовия от 16 апреля 2015 г. № 18-З «О государственном урегулировании розничного оборота алкогольной продукции на территории Республики Мордовия». Согласно пункту 1 статьи 7 данного закона на территории Республики Мордовия не допускается розничная продажа алкогольной продукции лицам моложе 21 года.

Постановлениями Правительства Республики Мордовия утверждены республиканские комплексные программы:

«Усиление борьбы с преступностью, противодействию терроризму, экстремизму и профилактике правонарушений» на 2011 – 2015 годы»;

«Патриотическое воспитание граждан, проживающих на территории Республики Мордовия» на 2012-2015 годы;

«Противодействие злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту» на 2014-2020 годы;

«Доступная среда» на 2014 — 2018 годы;

«Развитие образования в Республике Мордовия» на 2014 — 2020 годы;

«Развитие физической культуры и спорта» на 2014 — 2020 годы;

«Социальная поддержка граждан» на 2014 — 2020 годы;

«Юстиция и профилактика правонарушений на 2014 — 2018 годы»;

«Формирование информационного общества в Республике Мордовия в период до 2018 года»;

«Стратегия действий в интересах детей в Республике Мордовия» на 2012 – 2017 годы.

Право ребенка на игру.

«Игра — ведущая деятельность дошкольника». Это знают многие, но далеко не всегда в системе жизнедеятельности ребенка она занимает должное место. В настоящее время в семье зачастую вместо игр ребенок много времени проводит за телевизором или за компьютером. Ответственность за обеспечение интересов ребенка в игре возлагается на родителей (законных представителей), однако и «общество и органы публичной власти должны прилагать усилия к тому, чтобы способствовать осуществлению указанного права», – утверждает Декларация прав ребенка.

Право ребенка на сохранение своей индивидуальности.

«Государства-участники Конвенции обязуются уважать права ребенка на сохранение его индивидуальности» (ст. 8). У каждого человека своя индивидуальность: характер, взгляды, отношения к окружающим. Индивидуальность – великий дар природы, но его легко уничтожить в детстве, когда человек еще не окреп. Взрослые призваны не только понимать личность ребенка, но и помогать ему сохранить и развивать свою индивидуальность.

Право ребенка на образование.

Статьи 28–29 Конвенции о правах ребенка определяют право ребенка на образование как возможность посещать образовательную организацию, призванное обеспечивать подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в соответствии с государственными стандартами. В выборе программы педагогические коллективы руководствуются уровнем развития ребенка, своими педагогическими идеями, концептуальными положениями и разнообразными подходами к организации педагогического процесса.

При осуществлении защиты прав и законных интересов детей, родители (законные представители) могут обратиться за помощью в созданные в республике следующие специальные институты:

— Уполномоченному по правам ребенка при Главе Республики Мордовия;

— Органы опеки и попечительства (администрации муниципальных районов и районов г.о. Саранск);

— Подразделения по делам несовершеннолетних (межмуниципальные отделы и отделы г.о. Саранск при МВД по Республике Мордовия);

— Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (Республиканской, муниципальных районов и районов г.о. Саранск);

— Управление Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков по Республике Мордовия;

— Детский телефон доверия с единым общероссийским номером и другие телефоны доверия действующие в республике;

— Другие правозащитные органы и общественные организации.

Нормативные основы защиты прав детей

Дети являются высшей ценностью каждого государства. Сегодня ни у кого не вызывает сомнения, что критерием дееспособности и прозорливости власти является ее отношение к детям, уважение и защита их прав, свобод и законных интересов. В раннем возрасте дети особенно уязвимы и особенно подвержены разным влияниям, и поэтому ребенок должен пользоваться приоритетом в том, что касается наших забот и ресурсов. Постоянно прогрессирующий рост преступности несовершеннолетних, количество детей, лишившихся родительского попечения и находящихся в конфликте с законом, требуют поиска и применения срочных и далеко не ординарных мер.

Преодоление глубочайшего кризиса российского общества заключается в его коренном социально-экономическом и духовно-нравственном оздоровлении, в формировании и проведении эффективной социальной политики, способной существенно улучшить условия жизни граждан страны, стать важнейшей гарантией удовлетворения жизненных потребностей молодого человека, защиты его прав и интересов. Вместе с тем социальная защита несовершеннолетних граждан не может сводиться к решению проблем лишь чисто материального характера. Перед страной стоит задача разработки и реализации концептуальных основ новой правовой базы реального обеспечения прав, свобод и законных интересов детей. Особо значимы здесь постоянный поиск и апробация нетрадиционных для сегодняшней России, но доказавших свою эффективность в мировой практике путей решения наиболее острых проблем. Российская Федерация, как правопреемник СССР, на законодательном уровне в последние годы предпринимает значительные усилия по реализации международных стандартов по защите прав и свобод ребенка, наилучшему обеспечению его интересов.

Формирование правового, демократического государства предполагает социальную защищенность детей, оказание им такой социальной помощи, которая бы обеспечила социальное благополучие каждому ребенку. Любые декларации о правах и свободах ребенка, даже прописанные в Конституции и иных многочисленных законодательных актах, ущербны, если не обеспечены реальными гарантиями со стороны структур власти государства и общества.

Читайте так же:  Отмена судебного приказа о взыскании алиментов образец

Каждому гражданину Российской Федерации гарантируется судебная защита его прав и свобод (ст.46 Конституции РФ). Это конституционное положение относится ко всем гражданам независимо от их возраста и получило закрепление в текущем законодательстве. Согласно ст.ст.1, 8, 56 СК РФ, ст.11 ГК РФ судебная защита гражданских и семейных прав и интересов ребенка является основной юрисдикционной формой защиты.

Основой данного исследования явились Федеральные законы: Семейный кодекс РФ 1995 г., «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (1998 г.), «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (1999 г.), «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» (2001 г.) «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (1996 г.), Конвенция о правах ребенка 1989 года и многие другие нормативно-правовые акты.

Правительством были определены «Основные направления государственной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 года», Принята Федеральная целевая программа «Дети России» на 2003 — 2006 гг. (утв. постановлением Правительства РФ от 3 октября 2002 г. N 732). Но реалии жизни свидетельствуют, что такого рода мер явно недостаточно. В этой связи долг федеральных и региональных органов исполнительной власти — постоянно наращивать потенциал самой системы правоприменения, повышать исполнительскую дисциплину, совершенствовать профессионализм специалистов, работающих в области обеспечения прав молодых граждан страны.

Нормативные основы защиты прав детей

К основным международным документам ЮНИСЕФ, касающимся прав детей относятся:

– Декларация прав ребенка (1959)– Конвенция ООН о правах ребенка (1989)– Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990)

Декларация прав ребенка является первым международным документом. В 10 принципах, изложенных в Декларации, провозглашаются права детей: на имя, гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную защиту и предоставление возможности получать образование, развиваться физически, нравственно и духовно в условиях свободы и достоинства.

Особое внимание в Декларации уделяется защите ребенка. На основе Декларации прав ребенка был разработан международный документ Конвенция о правах ребенка.

Конвенция о правах ребенка состоит из преамбулы и 54 статей, детализирующих права каждого человека в возрасте до 18 лет на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других форм злоупотреблений.

Конвенция признает за каждым ребенком независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического и социального происхождения – юридическое право:

– на воспитание;– на развитие;– на защиту;– на активное участие в жизни общества.

Конвенция увязывает права ребенка с правами и обязанностями родителей и других лиц, несущих ответственность за жизнь детей, их развитие и защиту, и предоставляет ребенку право на участие в принятии решений, затрагивающих его настоящее и будущее.

На основе Конвенции разрабатываются нормативно-правовые документы федерального и регионального уровней.

Для создания и развития механизма реализации прав ребенка на защиту, декларированных в Конвенции и гарантированных Конституцией , принят целый ряд законодательных актов Кодекс о БС ПМР, Закон «Об образовании».

Кодекс о браке и семье –документ, регулирующий правовые вопросы семейных отношений на основе действующей Конституции и гражданского законодательства.

Целый Раздел Кодекса посвящен правам и обязанностям родителей и детей. Особый интерес представляют глава «Права несовершеннолетних детей» и глава «Права и обязанности родителей».

В Кодексе законодательно закреплены общепризнанные принципы и нормы международного права «ребенка на жизнь и воспитание в семье, на защиту, на возможность свободно выражать свое мнение».

В целях «создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка», предусмотренных Конституцией РФ, принят ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Этот закон выделяет особую категорию детей, нуждающихся в защите со стороны государства (дети-инвалиды, жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, дети с отклонениями в поведении, дети, жизнедеятельность которых нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть эти обстоятельства сами или с помощью семьи).

Конвенция ООН о правах ребенка дает определение понятия «жестокое обращение» и определяет меры защиты , а также устанавливает:

1 обеспечение в максимально возможной степени здорового развития ребенка ;

2 защиту от произвольного или незаконного вмешательства в личную жизнь ребенка, от посягательств на его честь и репутацию ;

3 обеспечение мер по борьбе с болезнями и недоеданием ;

4 признание права каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (ст. 24);

5 защиту ребенка от сексуального посягательства (ст. 34);

6 защиту ребенка от других форм жестокого обращения (ст. 37);

7 меры помощи ребенку, явившемуся жертвой жестокого обращения (ст. 39).

Уголовный кодекспредусматривает ответственность:

1за совершение физического и сексуального насилия, в т.ч. и в отношении несовершеннолетних ;

2 за преступление против семьи и несовершеннолетних .

Кодекс о браке и семьегарантирует:

1)право ребенка на уважение его человеческого достоинства

2)право ребенка на защиту и обязанности органа опеки и попечительства принять меры по защите ребенка ;

3)меру «лишение родительских прав» как меру защиты детей от жестокого обращения с ними в семье

4)немедленное отбирание ребенка при непосредственной угрозе жизни и здоровью .

Видео (кликните для воспроизведения).

Закон «Об образовании»утверждает право детей, облучающихся во всех образовательных учреждениях, на «уважение их человеческого достоинства» и предусматривает административное наказание педагогических работников за допущенное физическое и психическое «насилие над личностью обучающегося или воспитанника» В помощь семье и воспитанию детей дошкольного возраста, охране и укреплении их здоровья, развитию индивидуальных особенностей и необходимой коррекции нарушений развития действует сеть дошкольных образовательных учреждений.

Источники

Литература


  1. Марат, Ж.П. План уголовного законодательства; Иностранной литературы, 2012. — 152 c.

  2. Под редакцией Аванесова Г. А. Криминология; Юнити-Дана — Москва, 2010. — 576 c.

  3. Попова А. В. Международное частное право; Питер — Москва, 2010. — 192 c.
  4. Торгашев, Г.А. Методика преподавания юриспруденции в высшей школе / Г.А. Торгашев. — М.: ГОУ ВПО «Российская академия правосудия», 2014. — 463 c.
  5. Общее образование. Школа, гимназия, лицей. Юридический справочник директора, учителя, учащегося. — М.: Альфа-пресс, 2013. — 592 c.
  6. Нормативные основы защиты прав детей
    Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here