Органы осуществляющие защиту прав ребенка

Раздел III. Органы, осуществляющие защиту прав и законных интересов ребенка (ст.ст. 32 — 41)

Раздел III. Органы, осуществляющие защиту прав и законных интересов ребенка

  • Статья 32 (утратила силу)
  • Статья 33. Защита прав и охраняемых законом интересов детей органами опеки и попечительства
  • Статья 34. Защита прав и охраняемых законом интересов детей судом
  • Статья 35. Защита прав и охраняемых законом интересов детей прокуратурой
  • Статья 36. Защита прав и охраняемых законом интересов детей нотариатом
  • Статья 37. Защита прав и охраняемых законом интересов детей органами записи актов гражданского состояния
  • Статья 38. Защита прав и охраняемых законом интересов детей комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав
  • Статья 39. Защита прав и охраняемых законом интересов ребенка органами внутренних дел
  • Статья 40 (утратила силу)
  • Статья 41. Защита прав и охраняемых законом интересов детей общественными объединениями
>
(утратила силу)
Содержание
Закон Воронежской области от 26 июля 1999 г. N 101-II-ОЗ «О защите прав ребенка на территории Воронежской области»

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Спасибо за обращение.
Мы уже рассматриваем Ваше обращение и скоро ответим!

Главная / Публикации / Государственные учреждения, отвечающие за защиту прав несовершеннолетних

Последние статьи и новости

НОВОСТЬ 2020-03-31 21:09:43

НОВОСТЬ 2020-03-30 13:24:15

СТАТЬЯ 2020-01-11 15:09:44

СТАТЬЯ 2019-12-17 12:36:36

Государство прямо заинтересовано в физическом, психологическом здоровье и всестороннем развитии своих юных граждан. Поэтому, хотя главным образом защитой прав детей должны заниматься их родители, существует государственная система органов, отвечающих за практическую реализацию этой защиты, в том числе при необходимости и от их собственных отца и/или матери. В эту систему включены 4 ключевых фигуры. К кому именно обращаться в каждом конкретном случае, лучше всего посоветует семейный юрист.

Органы опеки

Полномочия этих органов достаточно широки, четко закреплены на законодательном уровне и охватывают спектр спорных ситуаций:

  • Учет детей, оставшихся без родителей;
  • Установление опеки;
  • Надзор над лицами, кому доверена опека;
  • Одобрение или отказ в совершении сделок с имуществом несовершеннолетних;
  • Представительство интересов несовершеннолетних в суде;
  • Участие в решении вопроса о проживании детей с одним или с другим родителем после развода.
  • Прокуратура

    Прокуратура является органом государственной власти, осуществляющим надзор над соблюдением законности в любой сфере жизни общества. Поэтому в задачу прокурора входит контроль над законностью судебных решений, в которых так или иначе затронуты интересы несовершеннолетних. От прокурора исходит заключение о том, необходимо ли лишение родительских прав в конкретном случае или же это чрезмерное наказание.

    Прокурор имеет полномочия обращаться в суд с иском об ограничении родительских прав. В делах об усыновлении он выдает заключение: можно ли доверить усыновление гражданину. В вопросах защиты жилищных прав детей обращаться в прокуратуру следует тогда, когда есть основания полагать незаконным вынесенное решение суда и необходимо добиться его отмены.

    [3]

    Комиссия по делам несовершеннолетних

    Структура комиссий сложна и имеет уровни местного, регионального и федерального значения. Главная их задача: координировать работу в сфере профилактики правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, а также препятствование безнадзорности. Комиссия может обратиться в суд с целью защитить интересы ребенка. При участии комиссий разрабатываются новые нормативные акты в интересах детей, а также ими инициируются разработки новых законопроектов.

    Уполномоченный по правам ребенка

    В литературе и в СМИ встречается другое наименование уполномоченного по правам ребенка – «омбудсмен». Спектр его задач очень широк:

    • Защита детей в правовом поле;
    • Просветительская деятельность;
    • Запрос и получение от органов государственной власти документов;
    • Беспрепятственное посещение в рабочих целях любых органов государственной власти;
    • Проверка деятельности должностных лиц;
    • Составление и направление в госструктуры рекомендаций, в которых содержатся первоочередные меры по защите прав несовершеннолетних;
    • Привлечение при необходимости к защите прав детей экспертных организаций, ученых.
    • Чтобы точно установить, в какой орган следует обращаться в данном случае, стоит посоветоваться и принять совет, который даст адвокат по семейным делам, поскольку от верности выбора целиком зависит исход дела.

      Ваш инструмент для достижения
      бизнес-целей

      Права и обязанности родителей по защите прав и интересов детей

      Родители обязаны не только осуществлять воспитание своего ребенка, содержать его материально, но также и представлять его интересы.

      Родители – законные представители своих детей

      В соответствии со ст. 64 Семейного кодекса РФ, родители несовершеннолетнего ребенка являются его законными представителями до того момента, пока ребенок не достигнет совершеннолетия – то есть возраста 18 лет. Данная формулировка закона подразумевает, что родители обязаны не только осуществлять воспитание своего ребенка, содержать его материально, но также и представлять интересы несовершеннолетнего.

      Достаточно часто несовершеннолетние дети становятся участниками каких-либо правоотношений, например, наследственных, представлять интересы детей в которых закон допускает только родителям, являющимися законными представителями. Также Семейным кодексом установлено, что родители представляют интересы своего ребенка не только при взаимодействии с органами государственной власти, организациями и учреждениями, но и в суде.

      Глава 12 Семейного кодекса достаточно обширно прописывает и регламентирует права и обязанности родителей по защите прав и интересов детей. Также законом установлено, что как отец, так и мать, могут представлять интересы ребенка в равной мере и обладают на то равными правами (ст. 61 Семейного кодекса).

      Таким образом, родители, являясь законными представителями своих детей, обязаны обеспечить им соблюдение всех имущественных и неимущественных личных прав. В отдельных случаях закон предусматривает контроль над исполнением родителями своих обязанностей. Так, например, в некоторых случаях родителям для совершения тех или иных действий от имени своего ребенка требуется разрешение органов опеки (например, продажа родителями принадлежащей несовершеннолетнему недвижимости).

      Какие существуют органы по защите прав детей

      Согласно Семейному кодексу, каждый ребенок имеет право отстаивать свои интересы и свободы. В большинстве случаев этим вопросом занимается семья, но несовершеннолетний может и сам обратиться в общество по защите прав детей, а по достижении 14 лет дети могут подать исковое заявление в суд.

      Как правило, детям самим приходится решать проблемы такого рода, если родители злоупотребляют алкоголем или наркотическими веществами, не принимают участия в жизни детей или вовсе лишены родительских прав. Поводом для обращения может послужить правонарушение любого рода, психологическое угнетение или применение грубой физической силы.

      Как только другим людям, не важно, являются ли они законными представителями и имеют ли отношение к юридическим организациям, стало известно о том, что права маленького гражданина нарушаются, они обязаны обратиться в соответствующие органы и сообщить о роде правонарушения. Заявление по поводу проблем такого рода можно подать в следующие органы защиты прав ребенка:

      1. органы опеки и попечительства;
      2. прокуратуру;
      3. комиссию и инспекцию по делам несовершеннолетних.
      Читайте так же:  Добровольное установление отцовства ребенка

      На этих организациях нужно остановиться подробнее.

      Комиссии по делам несовершеннолетних

      Такие комиссии тоже относятся к организациям, защищающим права ребенка, поэтому по вопросам правонарушений стоит обратиться сначала туда. На комиссии по делам несовершеннолетних возложены следующие задачи:

      • защита прав и интересов несовершеннолетних;
      • борьба с беспризорностью и вызвавшими ее причинами;
      • решение вопросов, связанных с обучением, содержанием несовершеннолетних, а также с медицинским и социальным обслуживанием;
      • контроль за работой органов и комитетов по правам ребенка;
      • решение проблем с правонарушениями у несовершеннолетних.

      Кроме обязанностей, у отделов такого рода есть следующие полномочия:

      1. координирование работы отделов и комитетов, занимающихся делами несовершеннолетних;
      2. разработка кодексов и документов касательно области их деятельности;
      3. участие в мероприятиях, призванных сократить количество преступлений среди несовершеннолетних и поднять уровень их жизни;
      4. проведение проверки семей;
      5. решение вопросов о переводе в другую школу или исключении из них;
      6. ведение постоянного учета маленьких граждан разных категорий, особенно нуждающихся, сирот или социально-опасных.

      Защита наследственных прав несовершеннолетних

      В соответствии с законодательством РФ возраст не является препятствием для ограничения ребенка в наследственных правах. Поскольку в соответствии с семейным законодательством родители являются законными представителями своих детей, то именно родителям закон и представляет выступать от имени несовершеннолетнего ребенка при реализации ребенком своих наследственных прав.

      Так, в соответствии с законодательством, в наследственных отношениях несовершеннолетние дети наследуют имущество после смерти своих родителей в первой очереди наследников. Кроме того, в соответствии со ст. 1149 Гражданского кодекса РФ, несовершеннолетние дети не могут быть лишены доли в наследственных правах на имущество наследодателя. Так, несовершеннолетний ребенок имеет право в любом случае получить обязательную долю в размере 50 % от всего имущества, переходящего по наследству, а уже всё остальное имущество после передачи несовершеннолетнему обязательной доли будет распределяться между прочими наследниками. Данная норма закона является одной из мер по защите наследственных прав несовершеннолетних детей.

      Еще одна мера по защите наследственных прав ребенка – участие органов опеки при отказе родителей принимать наследство в пользу несовершеннолетнего. Так, если родитель отказывается вступать в права наследства за своего ребенка, в дело вступают органы опеки, которые могут не разрешить родителям отказаться от наследства в пользу ребенка. Таким образом, в случае возникновения разногласий между позицией родителей и органов опеки в наследственных вопросах с участием несовершеннолетнего, окончательное решение по данному вопросу будет приниматься органами опеки и попечительства.

      Методы защиты прав

      Согласно Конституции и кодексам разного рода, защита прав может осуществляться такими способами, как:

      • расторжение заключенных ранее договоров и признание их недействительными;
      • моральные компенсации;
      • разрешение на самостоятельную защиту прав;
      • выплата суммы понесенных убытков;
      • принуждение к выполнению судебных постановлений, если они не были исполнены в добровольном порядке.

      Комитетов и отделов, которые способны решать проблемы такого рода, немало; главное, чтобы несовершеннолетний знал свои права. Во всех ситуациях, когда его унижают или применяют физическую силу, он должен обращаться в соответствующие органы и отделы или сообщать об этом взрослым.

      Ребенок – гражданин не в меньшей степени, чем взрослый, и правонарушения против него должны строго караться согласно букве закона.

      [2]

      Раздел III. Органы, осуществляющие защиту прав и законных интересов ребенка (ст.ст. 32 — 41)

      Раздел III. Органы, осуществляющие защиту прав и законных интересов ребенка

      • Статья 32 (утратила силу)
      • Статья 32.1. Защита прав и охраняемых законом интересов ребенка уполномоченным по правам ребенка при губернаторе Воронежской области
      • Статья 33. Защита прав и охраняемых законом интересов детей органами опеки и попечительства
      • Статья 34. Защита прав и охраняемых законом интересов детей судом
      • Статья 35. Защита прав и охраняемых законом интересов детей прокуратурой
      • Статья 36. Защита прав и охраняемых законом интересов детей нотариатом
      • Статья 37. Защита прав и охраняемых законом интересов детей органами записи актов гражданского состояния
      • Статья 38. Защита прав и охраняемых законом интересов детей комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав
      • Статья 39. Защита прав и охраняемых законом интересов ребенка органами внутренних дел
      • Статья 40 (утратила силу)
      • Статья 41. Защита прав и охраняемых законом интересов детей общественными объединениями
      >
      (утратила силу)
      Содержание
      Закон Воронежской области от 26 июля 1999 г. N 101-II-ОЗ «О защите прав ребенка на территории Воронежской области»

      Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

      Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

      © ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

      Права ребёнка и формы его правовой защиты.
      статья (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему

      Организация по защите прав ребенка

      Социальная политика государства направлена на то, чтобы максимально разрешить все проблемы, которые могут возникнуть в сфере семейных, имущественных и жилищных отношений. Это связано с тем, что отношения между родителями и несовершеннолетними возникают сразу же после рождения ребенка. Некоторые взаимоотношения регулируются исключительно моральными нормами, в других ситуациях приоритет имеет семейное законодательство. Федеральный или региональный закон, который принимается в России, лишь добавляет разъяснений по поводу условий проживания детей, инвалидов и сирот, осуществления имущественных и жилищных сделок и пр.

      Кроме того, федеральный акт (СК РФ), а именно статья 56, фиксирует, что каждый ребенок в современных условиях, проживающий в семье или вне семейных отношений (неважно причисляется он к категории сирот, инвалидов или недееспособных) имеет право на защиту прав от злоупотребления со стороны родителей, усыновителей, опекунов. Согласно этому НПА, каждый ребенок может обратиться в уполномоченный на то орган (федеральный или региональный неважно), направив исковое заявление с целью защиты своих прав и интересов (судебная защита).

      Органы опеки и попечительства как организация по защите прав ребенка, не достигшего возраста 14 лет, осуществляет защиту его имущественных, жилищных и личностных интересов. По достижению 14 лет каждый ребенок имеет законное право направить исковое заявление в органы судебной власти о том, что родителями не исполняются обязанности, которые затрагивают его воспитание и образование, а также, если происходит со стороны родителей злоупотребление родительскими правами.

      Помимо этого, каждый субъект (гражданин), даже если он не имеет какого-либо отношения к семье, не является участником имущественных и жилищных правоотношений, должен направить исковое заявление в органы опеки и попечительства, если обладает информацией о том, что со стороны родителей осуществляется злоупотребление родительским правом.

      Социальная составляющая семейного законодательства РФ имеет приоритет и в том, что каждый ребенок (будь он из категории инвалидов или сирот) наделяется правом высказать собственное мнение при решении имущественных, жилищных и иных важных вопросов, если они, так или иначе, затрагивают его интересы (воспитание и образование в том числе).

      Понятие защиты имущественных и жилищных прав ребенка регламентируется ст. 60 СК РФ, а также гражданским законодательством. В том случае если со стороны родителей следует злоупотребление родительскими правами, в том числе при реализации недвижимого имущества, доля в котором принадлежит несовершеннолетнему, каждый ребенок (субъект правоотношений) имеет право направить исковое заявление в федеральный судебный орган (по достижении 14 лет) или уполномоченный департамент, чтобы разрешить возникшие проблемы.

      Читайте так же:  Защита прав детей подростков

      Способы защиты прав ребенка

      В современных условиях все чаще в юридической практике всплывает понятие «жестокое обращение с детьми (в том числе из категории инвалидов и сирот) со стороны родителей или иных законных представителей. Именно поэтому способы, меры и проблемы защиты детей считаются одной из ключевых тем, которая имеет приоритет над другими вопросами, которые затрагивает социальная политика.

      К сожалению, социальная политика государства имеет колоссальные проблемы, которые затрагивают собой защиту интересов сирот, инвалидов и несовершеннолетних детей, проживающих в неполной или асоциальной семье. В частности, как показывает практика, не осуществляется профилактическая работа по предотвращению злоупотребления родительскими правами со стороны родителей и иными законными представителями (это касается таких тем, в частности, как воспитание, образование, а также решение имущественных и жилищных вопросов). Зачастую субъект правоотношений нарушает права ребенка, не выполняет свои обязанности в семье, а также использует запрещенные меры и способы, направленные на воспитание чада. Поэтому исправить сложную ситуацию и решить все проблемы в семье становится крайне сложным.

      Исходя из выше сказанного, можно сделать выводы о том, что способы и меры по защите интересов сирот, детей-инвалидов и несовершеннолетних на территории РФ находятся не в оптимальном состоянии, несмотря на свое существование. В частности, в современном законодательстве до сих пор отсутствует четкое понятие, что можно понимать под защитой прав и интересов несовершеннолетних.

      Если обратиться к практике, то органы ювенальной юстиции представляют собой один из самых действенных защитных механизмов детства, который имеет своих характерные особенности. Этот федеральный орган представляет собой систему правосудия, чье влияние в первую очередь имеет приоритет в сторону несовершеннолетних. Судебная система предполагает, что государство должно выступать в роли попечителя детей (сирот и инвалидов в том числе), что позволит защитить их не только от злоупотребления со стороны родителей, но и от вредного влияния со стороны общества.

      Понятие ювенальная юстиция (судебная система) представляет собой федеральный механизм, который в первую очередь делает упор не на правонарушения, которые может осуществить субъект, а на внимание к личности правонарушителя. В частности, министерство направляет свои меры на защиту прав и воспитание детей (в частности, сирот и инвалидов), а также тех, кто рос в неблагополучной семье в плохих социальных и жилищных условиях.

      Кроме того, социальная политика государства имеет приоритет и в поддержании и поступательном развитии гражданского общества, в рамках которого воспитание, образование становятся приоритетными направлениями. В частности, органы гражданского общества должны принимать меры и проводить мероприятия, которые позволят реабилитировать детей, росших в неблагополучной семье, тем самым уменьшая риски асоциального и девиантного поведения несовершеннолетних в будущем.

      Таким образом, способы и формы защиты прав ребенка, а также обязанности госорганов в данной сфере является одной из самых злободневных тем, которые должна решить социальная политика, в частности через официальные документы (НПА).

      Конвенция о защите прав ребенка

      Так как международные договора считаются преобладающими над российским законодательством, то есть имеют приоритет, то первостепенную роль в данном случае имеет Конвенция о правах ребенка. Что же собой представляет данный нормативно-правовой акт?

      Конвенция о защите прав ребенка — это правовой акт, принятый на международном уровне, который определяет собой права несовершеннолетних, проживающих на территории государств-участников. Конвенция признается как основополагающий правовой документ, исполнение норм которого считается обязательным для всех без исключения стран, кто ратифицировал международный правовой акт.

      Конвенция подразделяется на 54 статьи, в каждой из которых прописаны особенности индивидуальных прав ребенка от самого рождения и до достижения 18 лет (если иное не предусматривает федеральный закон на уровне стран участников). В частности, Конвенция регламентирует основы, которые необходимы для воплощения детьми своих законных прав и интересов, что становятся возможным только в отсутствии злоупотреблений со стороны третьих лиц (жестокости, насилия, принуждения и пр.)

      Конвенция была принята всеми участниками международного сотрудничества в рамках ООН, а также Святым Престолом и Палестиной. Единственной страной, где Конвенция не ратифицирована, считается США.

      Что касается российской правовой системы, то приоритет играет Семейный кодекс РФ. Именно в данный правовой акт содержит ст. 56, в которой прописаны основы защиты несовершеннолетних, инвалидов, сирот, а также детей, проживающих в приемной или неполной семье, и обязанности родителей, направленные на воспитание и образование несовершеннолетних. Кроме того, данный правовой акт содержит и иные нормы (имеющие свои особенности), в которых прописаны основы благополучия детей, инвалидов и сирот.

      Скачать:

      Вложение Размер
      prava_rebyonka_i_formy_ego_pravovoy_zashchity.doc 51.5 КБ

      Защита прав несовершеннолетних детей

      Как было сказано выше, социальная политика российского государства в первую очередь направлена на защита прав и интересов несовершеннолетних детей. Ведь именно с этого и выстраивается вся социальная составляющая российского общества.

      Защита прав и интересов детей регламентируется несколькими НПА, которые действуют на территории России.

      Предварительный просмотр:

      Права ребёнка и формы его правовой защиты.

      Видео (кликните для воспроизведения).

      Ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина, установленные СК РФ. Глава 11 СК РФ содержит перечень прав несовершеннолетних детей. В частности, несовершеннолетние дети вправе:

      1) жить и воспитываться в семье. Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам. Ребенок имеет права на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства. При отсутствии родителей, при лишении их родительских прав и в других случаях утраты родительского попечения право ребенка на воспитание в семье обеспечивается органом опеки и попечительства;

      2) общаться с родителями и другими родственниками. Ребенок имеет право на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками. Расторжение брака родителей, признание его недействительным или раздельное проживание родителей не влияют на права ребенка. В случае раздельного проживания родителей ребенок имеет право на общение с каждым из них. Ребенок имеет право на общение со своими родителями также в случае их проживания в разных государствах. Ребенок, находящийся в экстремальной ситуации (задержание, арест, заключение под стражу, нахождение в лечебном учреждении и другое), имеет право на общение со своими родителями и другими родственниками в порядке, установленном законом;

      3) защищать свои права и законные интересы. Защита прав и законных интересов ребенка осуществляется родителями (лицами, их заменяющими), а в случаях, предусмотренных СК РФ, органом опеки и попечительства, прокурором и судом. Несовершеннолетний, признанный в соответствии с законом полностью дееспособным до достижения совершеннолетия, имеет право самостоятельно осуществлять свои права и обязанности, в том числе право на защиту. Ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей (лиц, их заменяющих). При нарушении прав и законных интересов ребенка, в том числе при невыполнении или при ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию ребенка либо при злоупотреблении родительскими правами, ребенок вправе самостоятельно обращаться за их защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста четырнадцати лет — в суд. Должностные лица организаций и иные граждане, которым станет известно об угрозе жизни или здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. При получении таких сведений орган опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав и законных интересов ребенка;

      [1]

      4) выражать свое мнение. Ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства. Учет мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам. В случаях, предусмотренных СК РФ, органы опеки и попечительства или суд могут принять решение только с согласия ребенка, достигшего возраста десяти лет;

      Читайте так же:  Установление отцовства в отношении умершего ребенка

      5) иметь имя, отчество и фамилию. Имя ребенку дается по соглашению родителей, отчество присваивается по имени отца, если иное не предусмотрено законами субъектов Российской Федерации или не основано на национальном обычае. Фамилия ребенка определяется фамилией родителей. При разных фамилиях родителей ребенку присваивается фамилия отца или фамилия матери по соглашению родителей, если иное не предусмотрено законами субъектов Российской Федерации. При отсутствии соглашения между родителями относительно имени или фамилии ребенка возникшие разногласия разрешаются органом опеки и попечительства. Если отцовство не установлено, имя ребенку дается по указанию матери, отчество присваивается по имени лица, записанного в качестве отца ребенка, фамилия — по фамилии матери;

      6) изменить свое имя и фамилию. По совместной просьбе родителей до достижения ребенком возраста четырнадцати лет орган опеки и попечительства исходя из интересов ребенка вправе разрешить изменить имя ребенку, а также изменить присвоенную ему фамилию на фамилию другого родителя. Если родители проживают раздельно и родитель, с которым проживает ребенок, желает присвоить ему свою фамилию, орган опеки и попечительства разрешает этот вопрос в зависимости от интересов ребенка и с учетом мнения другого родителя. Учет мнения родителя не обязателен при невозможности установления его места нахождения, лишении его родительских прав, признании недееспособным, а также в случаях уклонения родителя без уважительных причин от воспитания и содержания ребенка. Если ребенок рожден от лиц, не состоящих в браке между собой, и отцовство в законном порядке не установлено, орган опеки и попечительства исходя из интересов ребенка вправе разрешить изменить его фамилию на фамилию матери, которую она носит в момент обращения с такой просьбой. Изменение имени или фамилии ребенка, достигшего возраста десяти лет, может быть произведено только с его согласия;

      Формы защиты прав ребенка в РФ

      Защита прав ребенка в административном порядке осуществляется правоохранительными органами и органами опеки и попечительства (ст.8 СК). К первым относятся:

      · Органы внутренних дел.

      Прокурор, защищая права детей, использует следующие способы:

      · предъявление иска о лишении родительских прав (ст.70 СК), ограничении в родительских правах (ст.73 СК), об отмене усыновления ребенка (ст.142 СК);

      · предъявление в суд, орган опеки и попечительства заявления с требованием о восстановлении (признании) нарушенного (оспоренного) права ребенка (ст.21 Закона «О прокуратуре РФ»);

      · непосредственно участвуя в рассмотрении судом дел о защите прав ребенка (ст.35 Закона «О прокуратуре РФ»; ст. ст.72, 73, 125, 140 СК РФ);

      · внесение предостережения о недопустимости нарушения прав ребенка в дальнейшем и представления об устранении нарушений закона (ст.24, ст.25 Закона «О прокуратуре РФ»);

      · опротестование актов других административных органов, имеющих прямое отношение к защите прав детей (при наличии оснований, предусмотренных законом (ст.23 Закона «О прокуратуре РФ»).

      Органы внутренних дел участвуют в принудительном исполнении решений, связанных с отобранием ребенка (ст.79 СК), а также в розыске лиц, уклоняющихся от исполнения судебных решений по спорам, связанным с воспитанием детей (пп.14 ст.10 Закона «О милиции», ст.3, 6 Указа Президента РФ «О милиции общественной безопасности (местной милиции) в РФ»). Также ОВД проводят индивидуальную профилактическую работу с семьями, в которых нарушаются права ребенка; с родителями, не исполняющими или ненадлежаще исполняющими свои обязанности по воспитанию, обучению или содержанию несовершеннолетних детей; участвуют в выявлении фактов нарушения прав ребенка в семье; в необходимых случаях осуществляют подготовку дел по лишению и ограничению родительских прав.

      Защита прав ребенка в семье входит также в компетенцию Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Согласно ст.11 Закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» в обязанности этих комиссий входит:

      · предъявление в суд иска о лишении и ограничении родительских прав;

      · осуществление мер по защите и восстановлению прав и законных интересов ребенка, выявлению и устранению причин и условий, способствующих их безнадзорности, беспризорности;

      · организация, в случае необходимости, контроля за условиями воспитания, обучения, содержания несовершеннолетних детей;

      · подготовка материалов, представляемых в суд по вопросам, связанным с защитой прав ребенка в семье.

      В соответствии со ст.121 СК РФ органы опеки и попечительства выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учет таких детей и исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей избирают формы их устройства, а также осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования. Помимо этого, органы опеки и попечительства: предъявляют иск о лишении родительских прав, ограничении родительских прав, выступают в роли ответчика по делам о восстановлении в родительских правах, отмене ограничения родительских прав, дают заключения по делам, связанным с установлением усыновления, отменой усыновления, дают заключения по спорам, связанным с воспитанием ребенка в семье, в соответствии со ст.79 СК участвуют в исполнении решений суда по делам, связанным с воспитанием детей.

      В настоящее время в большинстве органов опеки и попечительства всю работу по защите прав несовершеннолетних выполняет как правило один специалист (инспектор) по охране детства. Это приводит к тому, что удается выполнять только самую неотложную работу, как правило связанную с представительством интересов несовершеннолетнего в суде, подготовкой заключений (зачастую непрофессиональных, в связи с отсутствием необходимых для этого навыков и знаний), по запросу суда и т.д. Таким образом у органов опеки и попечительства нет возможности защищать права детей должным образом, в связи с чем предлагается провести реформу этих органов. Основными элементами реформированного органа опеки и попечительства будут являться:

      · расширение круга детей, защиту прав и законных интересов которых осуществляют органы опеки и попечительства;

      · введение системы социального патроната над детьми (семьей), нуждающимися в государственной защите (К семье, в которой ребенок признан нуждающимся в государственной защите «прикрепляется» патронатный воспитатель, оказывающий необходимую помощь в воспитании ребенка и реабилитации семьи.);

      · составление Плана по защите ребенка — акта органа опеки и попечительства, в котором устанавливается перечень мероприятий по обеспечению прав и законных интересов ребенка, нуждающегося в государственной защите, сроки их исполнения, устанавливается четкое разграничение ответственности при выполнении плана между сторонами, участвующими в процессе воспитания и содержания ребенка;

      Читайте так же:  Раздел имущества дду

      · распределение полномочий по опеке и попечительством между несколькими уполномоченными главой органа местного самоуправления службами (очевидно, что вышеуказанный объем полномочий не может осуществляться одним специалистом по охране детства);

      · создание (перепрофилирование) учреждения, предоставляющего патронатное воспитание (учреждения для содержания, воспитания и подготовки ребенка, нуждающегося в государственной защите, к помещению в семью а также по поиску, отбору и обучению патронатных воспитателей, оказанию содействия в воспитании и проведении реабилитационной работы с детьми и т.д.);

      · разграничение прав и обязанностей по защите прав и законных интересов ребенка, т.е. распределение обязанностей по законному представительству интересов ребенка между уполномоченной службой (учреждением), кровными родителями (законными представителями ребенка) и патронатным воспитателем;

      · контроль уполномоченной службы за состоянием развития ребенка, нуждающегося в государственной защите.

      Возможность скорого внедрения и успешного применения описанной выше модели является сомнительной, так как она во многом списана с западных моделей, и эффективность ее работы в российских условиях не была специально исследована. Тем не менее, положение, когда согласно федеральной норме, на 5 тысяч несовершеннолетних должен быть лишь один специалист по охране их прав является неприемлемым и должно быть исправлено.

      Таким образом, защита прав ребенка в судебном порядке касается случаев нарушения его прав в семье, если возникает спор о воспитании ребенка. А защита прав ребенка, особенно того, кто утратил родительское попечение, входит в сферу деятельности органа опеки и попечительства. Поэтому приоритетным и наиболее распространенным способом защиты прав ребенка является не судебная, а административно-правовая защита, осуществляемая органами опеки и попечительства. Именно эти органы управомочены государством на выполнение защитных функций, которые осуществляются по-разному, в зависимости от конкретной ситуации.

      Противоречия между интересами детей и родителей

      Нередки случаи, когда позиция родителей в том или ином вопросе, касающемся воспитания ребенка, прямо противоречит желаниям и интересам самого несовершеннолетнего. В данном случае закон предусмотрел, что между родителями и детьми могут возникать определенные противоречия.

      Здесь стоит отметить, что ст. 57 Семейного кодекса РФ законодательно закрепляет право ребенка высказывать свое мнение по различным вопросам, возникающим в семье, в том случае, если данные вопросы затрагивают интересы непосредственно самого несовершеннолетнего. Кроме того, даже орган опеки обязан принимать во внимание мнение ребенка, которому уже исполнилось 10 лет.

      Так, выбирая образовательное учреждение, в котором будет учиться ребенок, родители обязаны учитывать и его мнение. В противном случае, невнимание к мнению ребенка может впоследствии вызвать не только серьезный конфликт между родителями и ребенком, но и повлечь возникновение психологических проблем у несовершеннолетнего, что будет являться прямым нарушением родителями норм ст. 65 Семейного кодекса РФ. Если родители сомневаются в выборе правильной позиции по воспитанию своего ребенка, они могут обращаться в компетентные органы за получением профессиональной помощи юристов, медиков, педагогов и иных специалистов. Кроме того, при наличии серьезного конфликта интересов родителей и ребенка, сами родители имеют право разрешить данный конфликт, обратившись в органы опеки и попечительства за получением разъяснений.

      Если позиция органов опеки не разрешает конфликт интересов родителей и ребенка, родители имеют право обратиться в суд с исковым заявлением.

      Таким образом, закон на сегодняшний день возлагает на родителей обязанность выступать в качестве законных представителей своих несовершеннолетних детей, причем в соответствии с законом в процессе осуществления воспитания родители должны учитывать мнение ребенка и действовать исключительно в его интересах.

      Защита прав и интересов детей

      Защите законных прав и интересов ребенка повышенное внимание уделяют как на российском, так и международном уровне.

      Защита прав и интересов детей повышенное внимание уделяют как на российском, так и международном уровне. В частности, в 1990 году была принята Конвенция о правах ребенка, которая была ратифицирована государственными органами власти СССР. Так как РФ считается правопреемницей СССР, то действие данного НПА распространяется и на нынешние реалии. Кроме того, защита прав и законных интересов ребенка признается одной из самых главных тем социальной политики государства, так как затрагивает воспитание и образование несовершеннолетних, соответственно, их адаптацию к общественной жизни. Для этого создаются государственные органы, в чью компетенцию как раз и входят функции по защите детства.

      Органы опеки и попечительства

      Как только возникает вопрос, куда обратиться по защите прав ребенка, сразу же вспоминаются именно органы опеки и попечительства. В большинстве случаев они занимаются вопросами, касающимися маленьких граждан, которые остались без родителей, а также эти органы ответственны за подбор опекунов.

      Если в городе нет специальной организации, функции надзора за опекой и попечительством могут осуществлять органы местного самоуправления.

      Согласно Федеральному закону, такая служба обязана выполнять следующие задачи:

      • защищать права и интересы тех граждан Российской Федерации, которые нуждаются в установлении над ними опеки или уже находящихся на попечении;
      • следить за тем, как опекуны и законные представители осуществляют воспитание;
      • контролировать процесс выполнения всех необходимых медицинских и социальных услуг;
      • следить за имуществом несовершеннолетнего, чтобы по достижении им 18 лет он сам мог распоряжаться своими вещами и деньгами.

      Если в законах субъектов РФ прописаны дополнительные обязанности органов опеки и попечительства, они обязуются выполнять и их тоже, не игнорируя при этом общие законы Российской Федерации.

      Такие органы по правам ребенка имеют следующие полномочия:

      1. вести списки граждан, которым нужна опека;
      2. признавать подопечных дееспособными или недееспособными в зависимости от обстоятельств;
      3. устанавливать опеку и попечительство и снимать их;
      4. следить за выполнением своих обязанностей опекунами или общественными организациями, занимающимися попечительством;
      5. заключать договоры, которые разрешают опекунам распоряжаться имуществом несовершеннолетних с их на то согласия;
      6. выдавать разрешения на отдельное проживание опекунов и их подопечного;
      7. производить проверки качества жизни подопечного;
      8. оказывать необходимую помощь опекунам и подопечным.

      Если семья по каким-либо причинам переезжает в другой город, служба опеки и попечительства обязана переслать личное дело подопечного в органы, выполняющие там те же функции.

      Органы, осуществляющие защиту прав детей

      Функции по защите основных прав и интересов детей возлагаются не на один уполномоченный на выполнение данной обязанности орган, а на целую систему госорганов. Если обратиться к СК РФ, а именно, ст. 8, то приоритет защиты прав ребенка в административном порядке имеет уполномоченный правоохранительный орган (неважно федеральный, или региональный) в лице Прокуратуры и ОВД. При этом каждый субъект имеет свои характерные особенности и обязанности исполнения полномочий.

      Прокуратура применяет следующие меры и способы:

      • Предъявляет исковое заявление и подтверждающие документы о лишении или же ограничении родительских прав, а также постановление об отмене усыновления;
      • Предоставляет в федеральный суд исковое заявление, в котором требуется восстановить ущемленные или нарушенные права несовершеннолетнего (которые могут затрагивать воспитание, образование ребенка или вопрос о жилищных условиях и пребывания в неблагополучной семье) и необходимые для этого документы;
      • Имеет непосредственное право присутствовать на основных судебных процессах, в рамках которых идет разбирательство о нарушении прав несовершеннолетнего и пр.

      Особенности и обязанности, которые имеет Министерство внутренних дел, состоят в том, что они принимают непосредственное участие в осуществлении принудительного мероприятия, направленного на отобрание детей, которые, например, проживали в неблагополучной семье и не получили должное воспитание и образование, так как родители не выполняли свои прямые обязанности.
      Кроме того, социальная система государственных органов подразумевает участие в проведении защитного мероприятия и со стороны Комиссии по делам несовершеннолетних. Федеральный закон под № 120 ставит в приоритет данного органа следующие обязанности:

      • Судебная защита прав ребенка, в том числе данный уполномоченный субъект направляет в суд исковое заявление и необходимые документы для лишения родительских прав.
      • Осуществление защитных мер, которые способствуют восстановлению ущемленных прав и интересов ребенка. В частности, уполномоченный орган (субъект) решает проблемы беспризорности и безнадзорности, закрепляя за собой определенные обязанности посредством проведения профилактического мероприятия, направленного на социальное воспитание несовершеннолетних.
      Читайте так же:  Лишение родительских прав за алкогольное опьянение

      Помимо того, что уполномоченный представитель направляет исковое заявление в судебный департамент, он еще и подготавливает необходимые документы для судебного разбирательства проблемы, связанной с несовершеннолетними.

      Понятие «социальная политика» государства подразумевает в первую очередь защиты прав и интересов всех граждан РФ, в особенности, несовершеннолетних детей, относящихся к категории риска.

      Органы по защите прав ребенка: куда обращаться при нарушении

      Несмотря на современные морально-этические правила, которые втолковываются каждому человеку еще с малого возраста, преступления против детей продолжают происходить. Ранее, когда права не достигших совершеннолетия не слишком учитывались, правонарушения такого рода происходили постоянно.

      К ним относится не только физическое насилие, но и психологическое угнетение, а также нарушение конституционных прав. Итак, какие же организации занимаются защитой и охраной данных прав и какое место среди них занимает Комитет по защите прав ребенка?

      Конвенция о правах ребенка

      Становление общемировой практики защиты детских прав началось еще в 1946 году, когда Организация Объединенных Наций создала Детский Фонд. По истечении 2 лет Всеобщая декларация, сообщающая о всех человеческих правах, начала действовать. В 1966 году вышли пакты, которые подтвердили, что ребенок тоже имеет права и, более того, нуждается в особо сильной защите.

      Результатом всех этих документов стала сначала принятая в 1959 году декларация, провозглашающая список прав несовершеннолетних, а затем в 1990 начала действовать Конвенция по правам, которую приняли к 1995 году все мировые государства. А 20 ноября, когда и была принята Конвенция о правах ребенка, считается Днем детей. И по сей день ведется работа над Конвенцией, мировые комитеты и отделы по защите прав несовершеннолетних постоянно предлагают все новые поправки.

      Прокуратура

      Полномочия прокурора в вопросе защиты прав детей в РФ основаны на том, что прокуратура обязана следить за соблюдением всех прав человека и принимать меры в случае их нарушения. Прокуратура правомерна на следующие действия:

      • лишение родительских прав по разным причинам или их восстановление;
      • расторжение браков;
      • признание действительным или недействительным алиментного соглашения;
      • установление опеки и ее снятие по решению суда;
      • изъятие
      • ребенка у родителей, если они не выполняют в полной мере своих обязанностей по отношению к несовершеннолетнему.

      При обращении за помощью в вопросах детских прав прокурор действует следующим образом:

      1. предъявляет иск в суд, согласно существующей проблеме;
      2. участвует в судебных слушаниях и рассмотрении дела;
      3. опротестовывает несправедливые судебные решения;
      4. выписывает предупреждения о наказаниях за возможные последующие нарушения прав детей.

      Права детей в РФ

      Ребенком человек юридически считается до момента достижения им совершеннолетия, поэтому все законы, регламентирующие права детей, распространяются также и на подростков. Согласно Конституции, несовершеннолетние обладают следующими незыблемыми правами:

      • на жизнь;
      • на семью;
      • на свободу слова и мысли;
      • на обучение;
      • на получение гражданства;
      • на помощь в медицинских учреждениях;
      • на государственную помощь и т.д.

      Вышеперечисленные права были закреплены еще в Семейном кодексе, созданном в 1995 году, и в настоящее время являются основой правовых документов, касающихся несовершеннолетних. В различных кодексах, как правило, указаны только права детей, поскольку их обязанности в таком возрасте еще нельзя регламентировать, они зависят только от морально-этических норм общества, уровня воспитанности и других индивидуальных факторов.

      Права и обязанности родителей по защите прав детей

      Права и обязанности родителей по защите прав и интересов детей, с одной стороны, прописаны в законодательстве, однако, с другой стороны, закон дозволяет родителям осуществлять воспитание ребенка в соответствии со своими внутренними убеждениями.

      Тем не менее, ст. 65 Семейного кодекса гласит, что родители, выбирая форму воспитания для своего ребенка и представляя его интересы, не должны позволять себе грубо или жестоко вести себя с ребенком, как-либо принижать его честь и достоинство, а также иным образом негативно воздействовать на физическое и психическое состояние несовершеннолетнего.

      Еще одна прямая обязанность родителей – обеспечить ребенку защиту его интересов в сфере получения образования. Семейным законодательством установлено, что родители могут сами выбрать форму, по которой их ребенок будет получать основное образование. Также ст. 44 Федерального закона «Об образовании в РФ» закреплено право родителей принимать активное участие в процессе получения ребенком основного общего образования.

      Кроме того, закон наделяет родителей правом выбирать место жительства для своего ребенка.

      Так, закон указывает, что постоянным местом жительства ребенка является место фактического проживания его родителей (ч.2 ст. 20 Гражданского кодекса РФ).

      Тем не менее, нередки случаи, когда между интересами детей и родителей возникают разногласия. В таких случаях закон рекомендует родителям прислушиваться к мнению ребенка. В вопросах получения или отчуждения имущества, принять решение по которым несовершеннолетний не может в силу своего возраста, от имени ребенка помимо родителей выступают и органы опеки. Часто органы опеки контролируют соблюдение интересов ребенка при участии в наследственных правоотношениях.

      По теме: методические разработки, презентации и конспекты

      Методическая разработка содержит сценарий и презентацию (активную игру в форме ток-шоу «Сто к одному»). Вопросы, которые затрагивает игра, касаются содержания Конвенции о праавх ребёнка. Материал подо.

      Основной целью деятельности социального педагога является социальная защита прав детей, обеспечение охраны их жизни и здоровья. Работая с семьями и изучая проблемы каждой, социальный педаго.

      Разработка урока » Права ребёнка и их защита» с использованием материалов пособия для учащихся Я-Гражданин России Я.В. Соколов (книга 14 п. 3).

      Сценарий внеклассного занятия с презентацией к Всероссийскому дню защиты прав ребёнка«Права детей – забота государства» (классный час).

      Классный час распространяет правовые знания, способствует повышению правовой культуры школьников.

      Видео (кликните для воспроизведения).

      Права ребёнка – ключевая категория, определяющая качественные показатели положения детей во всём мире.20 ноября 1989 года Организацией Объединённых Наций был принят международный документ о прав.

      Источники

      Литература


      1. Сергеев С. Г. Конституционное право России; Дашков и Ко — Москва, 2008. — 576 c.

      2. Фаградянц, И. Немецко — русский словарь — справочник. Переписка с официальными лицами и учреждениями: структура письма, образцы обращений, примеры писем; М.: ЭТС & Polyglossum, 2011. — 208 c.

      3. Ивакина, Н.Н. Основы судебного красноречия (риторика для юристов); М.: Юристъ, 2012. — 384 c.
      4. Ло, Реймонд Фен-Шуй и анализ судьбы; София, 2011. — 224 c.
      5. Комментарий к Федеральному закону «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (постатейный). — М.: Деловой двор, 2011. — 120 c.
      6. Органы осуществляющие защиту прав ребенка
        Оценка 5 проголосовавших: 1

      ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

      Please enter your comment!
      Please enter your name here