Патронатное воспитание как форма защиты прав ребенка

Патронатное воспитание как форма защиты прав ребенка (на примере Нижегородской области)

(Бессонов В. А.) («Социальное и пенсионное право», 2009, N 3)

ПАТРОНАТНОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ФОРМА ЗАЩИТЫ ПРАВ РЕБЕНКА (НА ПРИМЕРЕ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)

Бессонов В. А., старший преподаватель кафедры гражданского права и процесса Нижегородской академии МВД России, кандидат юридических наук.

Патронатное воспитание является новой, современной формой семейного устройства детей. При такой форме законное представительство не передается в полном объеме семье, взявшей ребенка на воспитание, а права и обязанности по защите прав ребенка разграничены между патронатным воспитателем и органом опеки и попечительства. Патронатное воспитание пока что не вошло в федеральное законодательство и регулируется законами ряда регионов . ——————————— Патронатное воспитание пока что не введено в федеральное законодательство и регулируется законами субъектов Российской Федерации (на данный момент таких регионов 47) — согласно ст. 123 СК РФ («иные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, могут быть предусмотрены законами субъектов Российской Федерации»).

В Нижегородской области патронатное воспитание регламентируют Закон от 31 декабря 2004 г. N 173-З «О патронатном воспитании» (в ред. Закона Нижегородской области от 7 июня 2006 г. N 47-З) и Постановление правительства Нижегородской области от 12 апреля 2005 г. N 92 «О порядке организации патронатного воспитания в Нижегородской области» . ——————————— URL: http://www. cvetiki. ru/zakonnn. htm

Патронатное воспитание является аналогом широко применяемой за рубежом формы помещения детей в фостеровские семьи , благодаря которой во всем мире дети получили возможность воспитываться в семье, а не в детском доме. ——————————— Фостеровское воспитание — воспитание детей чужими семейными парами в XX в. в Англии, США, Канаде. См.: Бобылева И. А. Фостеровское воспитание // Электронный каталог МУК «Центральная библиотечная сеть» Сормовского района г. Н. Новгород, 2007.

Прежде всего это, на наш взгляд, самая современная форма устройства, которая позволяет устроить в семью абсолютно любого ребенка. Так как сегодня многие дети не могут быть усыновлены по чисто юридическим причинам, например из-за отсутствия статуса. Это не означает, что на патронат передаются только дети без такого статуса. Патронатное воспитание было придумано именно затем, чтобы профессионально помогать любому ребенку в течение всего того времени, пока он не может жить дома, вне зависимости от его возраста, здоровья, наличия или отсутствия у него документов. Вторая важная особенность: с семьями, которые хотят взять детей, с самого начала работают профессионалы — психологи и социальные педагоги, которые знают все о приемных детях, семьях, о возможных трудностях и о том, как с ними справляться. Люди, желающие взять ребенка в семью, проходят курс тренинговых занятий, который помогает им лучше понять поведение брошенных детей, узнать, что делать в трудных ситуациях. Сегодня в Нижегородской области патронатными воспитателями могут быть совершеннолетние дееспособные граждане, за исключением : ——————————— См.: ст. 4 Закона от 31 декабря 2004 г. N 173-З «О патронатном воспитании» (в ред. Закона Нижегородской области от 7 июня 2006 г. N 47-З) // Справочная правовая система «Гарант».

— свидетельство о рождении ребенка; — документы, подтверждающие правовые основания для передачи ребенка на воспитание в приемную семью, например: свидетельство о смерти биологических родителей, или копию решения суда о лишении биологических родителей родительских прав, признании биологических родителей недееспособными, безвестно отсутствующими или умершими, или акт, подтверждающий, что ребенок был подкинут, и т. д.; — заключение о состоянии здоровья, физическом и умственном развитии ребенка, выданное экспертной медицинской комиссией в установленном порядке. На практике же патронатным воспитателям часто передают и медкарту ребенка, и полис обязательного медицинского страхования, а также сведения о банковских счетах на имя ребенка, куда поступают пособия и пенсия. Нередко патронатный воспитатель получает указанные документы не в органах опеки и попечительства, а напрямую от администрации детского учреждения, откуда забирает ребенка. Под патронат передаются дети, оставшиеся без попечения родителей, — лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи : ——————————— См.: ст. 6 Закона от 31 декабря 2004 г. N 173-З «О патронатном воспитании» (в ред. Закона Нижегородской области от 7 июня 2006 г. N 47-З) // Справочная правовая система «Гарант».

Статья 13. Договор о патронатном воспитании

Статья 13. Договор о патронатном воспитании

1. Основанием для заключения договора о патронатном воспитании являются заключение уполномоченного органа в сфере опеки, попечительства и патронажа о возможности осуществления патронатного воспитания гражданином, выразившим желание стать патронатным воспитателем, документ о прохождении подготовки гражданина, выразившего желание стать патронатным воспитателем, акт уполномоченного органа в сфере опеки, попечительства и патронажа, принятый по месту жительства ребенка-сироты, ребенка, оставшегося без попечения родителей.

2. Договор о патронатном воспитании заключается между уполномоченным органом в сфере опеки, попечительства и патронажа, патронатным воспитателем и организацией по патронатному воспитанию по месту жительства ребенка-сироты, ребенка, оставшегося без попечения родителей, на срок не менее трех месяцев и не более одного года. В интересах ребенка, переданного на патронатное воспитание, допускается продление договора о патронатном воспитании.

3. Договор о патронатном воспитании должен предусматривать условия содержания, воспитания и образования ребенка-сироты, ребенка, оставшегося без попечения родителей, меры по защите его прав и законных интересов, права и обязанности сторон.

4. Положение об организации патронатного воспитания и примерная форма договора о патронатном воспитании утверждаются Правительством Москвы.

5. Уполномоченный орган в сфере опеки, попечительства и патронажа по месту жительства ребенка, переданного на патронатное воспитание, в трехдневный срок обязан информировать регионального оператора государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, об устройстве данного ребенка на воспитание в семью в целях прекращения учета сведений о нем в государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с федеральным законодательством.

6. Патронатный воспитатель ведет учет расходов денежных средств, выделяемых на содержание ребенка, переданного на патронатное воспитание. Сведения об израсходованных денежных средствах представляются в письменной форме один раз в три месяца в уполномоченный орган в сфере опеки, попечительства и патронажа, если иное не установлено в договоре о патронатном воспитании.

7. Ребенку, переданному на патронатное воспитание, и патронатному воспитателю предоставляется сопровождение уполномоченными организациями.

>
Выявление и учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Содержание
Закон г. Москвы от 14 апреля 2010 г. N 12 «Об организации опеки, попечительства и патронажа в городе Москве»

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Патронатное воспитание (стр. 1 из 11)

Глава 1. Суть патронатного воспитания и его отличия от других форм. 5

1.1. Из истории возникновения патроната. 5

1.2. Работа по патронатному воспитанию. 15

1.3. Подготовка и сопровождение граждан в системе патронатного воспитания. 25

Читайте так же:  При рождении первенца материнский капитал

Глава 2. Опыт патронатного воспитания на примере Ульяновского детского дома «Гнездышко». 30

2.1. Цели и задачи патронатного воспитания в учреждении. 30

2.2. Виды патронатного воспитания, применяемые в детском доме «Гнездышко». 44

2.3. Итоги патронатной работы детского дома «Гнездышко». 51

Список литературы. 58

Патронатное воспитание является новой формой семейного устройства детей, при которой законное представительство не передается в полном объеме семье, взявшей ребенка на воспитание, а права и обязанности по защите прав ребенка разграничены между таким патронатным воспитателем и органом опеки и попечительства (или его уполномоченным учреждением).

Патронатное воспитание пока что не вошло в федеральное законодательство и регулируется законами ряда регионов. Патронатное воспитание является аналогом широко применяемой за рубежом формы помещения детей в фостеровские семьи, благодаря которой во всем мире все дети получили возможность воспитываться в семье, а не в детском доме.

Патронатное воспитание является более гибкой формой устройства детей в семью и позволяет жить в семье ребенку любого возраста, как при наличии у него установленного юридического статуса, так и непосредственно сразу после изъятия из семьи, вместо помещения его в приют.

Патронатное воспитание существует только там, где имеются специализированные службы по устройству детей – уполномоченные организации органов опеки и попечительства, с которыми патронатные воспитатели заключают договор.

В договоре определяются права и обязанности, как семьи, так и учреждения. Наличие такого договора является юридической основой для профессионального сопровождения ребенка в течение всего времени его воспитания в семье. И ребенку и семье гарантированно предоставляется юридическая, социальная, психологическая и любая иная помощь – в зависимости от потребностей ребенка.

В настоящее время в ряде регионов созданы такие экспериментальные площадки – уполномоченные учреждения органов опеки и попечительства. Все такие учреждения проводят подготовку кандидатов в патронатные воспитатели, используют социально- психологические технологии подготовки и обследования семьи, заметно отличающиеся от формальных действий, используемых обычно органами опеки и попечительства, оказывают детям и семьям необходимую помощь после помещения ребенка в семью, и, тем самым — повышают процент успешности и стабильности размещения детей в патронатных семьях.

Патронатное воспитание – это новая форма устройства ребенка в семью. Оно осуществляется на основе разграничения прав и обязанностей по защите прав ребенка между службой по устройству (уполномоченным учреждением органа опеки) и патронатным воспитателем (не все права передаются семье, за часть вопросов отвечает служба органа опеки).

Патронатное воспитание означает как родительскую любовь, так и профессиональную работу. У патронатного воспитателя две роли: и родительская и профессиональная. Ребенок живет в патронатной семье и расценивает ее как свою. В то же время заключается трудовой договор. Это первая в России форма надомной работы по воспитанию ребенка, лишенного семьи. При этом имеется и служба, оказывающая семье разнообразную помощь — семья не останется наедине с проблемами. Это самая гибкая форма устройства – и для ребенка, и для семьи, что и подчеркивает актуальность данной темы исследования.


На основании вышеизложенного, цель работы – рассмотреть патронатное воспитание как одну из технологий социальной защиты сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

— рассмотреть суть патронатного воспитания и его отличия от других форм;

— проанализировать опыт патронатного воспитания на примере Ульяновского детского дома «Гнездышко»;

— сделать выводы и внести предложения по результатам исследования.

Глава 1. Суть патронатного воспитания и его отличия от других форм

1.1. Из истории возникновения патроната

Патронат известен в России со времен Екатерины П, активно применялся в годы Великой Отечественной войны для того, чтобы помочь детям, оставшимся сиротами. «Патрон – покровитель, заступник, либо благодетель». Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля 1863 г.

Социальное сиротство — это тяжелая, неестественная ситуация, когда родители по разным причинам не воспитывают своих детей. На Руси призрение детей — сирот развивалось вместе с внедрением христианства и возлагалось на князей и церковь «Власть родителей над детьми, и при этом власть обоих родителей, была признана у нас уже во времена язычества», вплоть права родителей отдавать своих детей в рабство[20, с. 34].

В древние времена авторитет родителей «был весьма велик и проявлялся и охранялся весьма сильно. У славянских народов далекого прошлого дети освобождались «по смерти одного из родителей из-под власти другого». Становились они свободными от власти другого родителя и тогда, когда тот вступал в повторный брак. Полное подчинение ребенка воле родителей преследовало и другую цель: сохранение в загробной жизни условий жизни, существовавших на земле. Исследователи обычаев древней Руси обнаружили «умерщвление грудных младенцев над телами воинов Святослава».

После крещения на Руси (988 год) церковь постепенно начинает брать на себя то, что раньше регулировалось обычным правом. Начинает приобретать все большее распространение христианская семейная мораль. Теперь Русь берет жизнь детей под сохранение своих законов. Великий князь Владимир I поручил в 996 году общественное призрение, куда входила и помощь сиротам, попечению и надзору духовенства. Заботился он о прокормлении сирот и сам, раздавая убогим, странникам, сиротам великую милостыню. 3 Великий князь Ярослав учредил сиротское училище, где призревал и обучал своим иждивением 300 юношей. Призрение бедных и страждущих, в том числе и детей, рассматривал как одну из главнейших обязанностей и Владимир Мономах. В своей Духовной Детям он завещал защищать сироту и призывал: » Всего же паче убогих не забывайте, но елико могуще по силе кормите, снабдите сироту»[11, с. 24].

В те далекие времена, когда еще не существовало единого государства Российского, призрение детей-сирот было частным делом князей, либо возлагалось княжеским государством на церковь. Но в любом случае оно осуществлялось из религиозных, моральных побуждений, рассматривалось как богоугодная акция. Поговорка того времени гласит: «Не постись, не молись, а призри сироту.»

Существовали в древние времена и конкретные способы защиты осиротевшего ребенка путем его усыновления или передачи на опеку. Усыновление как искусственное «сыновство», как прием «стороннего» в состав семьи, совершалось в России «издревле, то есть и в пору язычества.

Таким образом, усыновление знали и времена, когда существовала древняя семья с патриархальным отцом семейства во главе, в которую одинаково входили «и дети, и рабы, и принятые в семью (примаки) из чужой семьи». Но со временем все более отчетливым становится намерение усыновителя иметь наследника, который бы поминал души бездетных супругов.

Опека над несовершеннолетними своими корнями уходит далеко вглубь истории. Потребность в ней существовала во «все времена, даже в эпоху господства большой патриархальной семьи. И всегда она связана с заменой родительской власти. Именно «этот мотив, это обоснование и это оправдание учреждения опеки и проявляются у всех народов» Но первоначально опека возникает не столько по соображениям нравственного порядка — позаботиться о сироте, сколько ради соблюдения интересов его родственников — претендентов на имущество в случае смерти малолетнего. На первых порах именно поэтому опека представляла собою «право этих родственников».

Первый случай опеки над ребенком, упоминавшийся в летописи, относится к 879 году. После смерти родителей опекунами становились те ближайшие родственники, которые в роде занимали место умерших. Например, после смерти князя Игоря, опекуншей над Святославом стала его мать. Что касается существа опекунских отношений, то они были только личными. Опекун заботился только «о воспитании и прокормлении сироты, об охранении его от обид и несправедливостей. А имущество принадлежало всему роду. Никаких имущественных обязанностей опекун не имел, ему принадлежали только права. Вот почему он был безотчетен и безответственен[17, с. 42].

Читайте так же:  Как реагируют дети на развод родителей

Патронатное воспитание как форма защиты прав ребенка (на примере Нижегородской области)

(Бессонов В. А.) («Социальное и пенсионное право», 2009, N 3)

ПАТРОНАТНОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ФОРМА ЗАЩИТЫ ПРАВ РЕБЕНКА (НА ПРИМЕРЕ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)

Бессонов В. А., старший преподаватель кафедры гражданского права и процесса Нижегородской академии МВД России, кандидат юридических наук.

Патронатное воспитание является новой, современной формой семейного устройства детей. При такой форме законное представительство не передается в полном объеме семье, взявшей ребенка на воспитание, а права и обязанности по защите прав ребенка разграничены между патронатным воспитателем и органом опеки и попечительства. Патронатное воспитание пока что не вошло в федеральное законодательство и регулируется законами ряда регионов . ——————————— Патронатное воспитание пока что не введено в федеральное законодательство и регулируется законами субъектов Российской Федерации (на данный момент таких регионов 47) — согласно ст. 123 СК РФ («иные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, могут быть предусмотрены законами субъектов Российской Федерации»).

В Нижегородской области патронатное воспитание регламентируют Закон от 31 декабря 2004 г. N 173-З «О патронатном воспитании» (в ред. Закона Нижегородской области от 7 июня 2006 г. N 47-З) и Постановление правительства Нижегородской области от 12 апреля 2005 г. N 92 «О порядке организации патронатного воспитания в Нижегородской области» . ——————————— URL: http://www. cvetiki. ru/zakonnn. htm

Патронатное воспитание является аналогом широко применяемой за рубежом формы помещения детей в фостеровские семьи , благодаря которой во всем мире дети получили возможность воспитываться в семье, а не в детском доме. ——————————— Фостеровское воспитание — воспитание детей чужими семейными парами в XX в. в Англии, США, Канаде. См.: Бобылева И. А. Фостеровское воспитание // Электронный каталог МУК «Центральная библиотечная сеть» Сормовского района г. Н. Новгород, 2007.

Прежде всего это, на наш взгляд, самая современная форма устройства, которая позволяет устроить в семью абсолютно любого ребенка. Так как сегодня многие дети не могут быть усыновлены по чисто юридическим причинам, например из-за отсутствия статуса. Это не означает, что на патронат передаются только дети без такого статуса. Патронатное воспитание было придумано именно затем, чтобы профессионально помогать любому ребенку в течение всего того времени, пока он не может жить дома, вне зависимости от его возраста, здоровья, наличия или отсутствия у него документов. Вторая важная особенность: с семьями, которые хотят взять детей, с самого начала работают профессионалы — психологи и социальные педагоги, которые знают все о приемных детях, семьях, о возможных трудностях и о том, как с ними справляться. Люди, желающие взять ребенка в семью, проходят курс тренинговых занятий, который помогает им лучше понять поведение брошенных детей, узнать, что делать в трудных ситуациях. Сегодня в Нижегородской области патронатными воспитателями могут быть совершеннолетние дееспособные граждане, за исключением : ——————————— См.: ст. 4 Закона от 31 декабря 2004 г. N 173-З «О патронатном воспитании» (в ред. Закона Нижегородской области от 7 июня 2006 г. N 47-З) // Справочная правовая система «Гарант».

— свидетельство о рождении ребенка; — документы, подтверждающие правовые основания для передачи ребенка на воспитание в приемную семью, например: свидетельство о смерти биологических родителей, или копию решения суда о лишении биологических родителей родительских прав, признании биологических родителей недееспособными, безвестно отсутствующими или умершими, или акт, подтверждающий, что ребенок был подкинут, и т. д.; — заключение о состоянии здоровья, физическом и умственном развитии ребенка, выданное экспертной медицинской комиссией в установленном порядке. На практике же патронатным воспитателям часто передают и медкарту ребенка, и полис обязательного медицинского страхования, а также сведения о банковских счетах на имя ребенка, куда поступают пособия и пенсия. Нередко патронатный воспитатель получает указанные документы не в органах опеки и попечительства, а напрямую от администрации детского учреждения, откуда забирает ребенка. Под патронат передаются дети, оставшиеся без попечения родителей, — лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи : ——————————— См.: ст. 6 Закона от 31 декабря 2004 г. N 173-З «О патронатном воспитании» (в ред. Закона Нижегородской области от 7 июня 2006 г. N 47-З) // Справочная правовая система «Гарант».

Вопрос: Может ли быть взыскан с судебного пристава-исполнителя ущерб, причиненный этим приставом, в порядке регресса? (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2009)

Подготовлен для системы КонсультантПлюс

Вопрос: Может ли быть взыскан с судебного пристава-исполнителя ущерб, причиненный этим приставом, в порядке регресса?

А. В.Тютюнников Управление ФССП России по Московской области, заместитель начальника отдела правового обеспечения

Вопрос: Каковы основания для признания торгов по реализации имущества в рамках исполнительного производства недействительными (cт. 93 Закона «Об исполнительном производстве»)? (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2009)

Подготовлен для системы КонсультантПлюс

Вопрос: Каковы основания для признания торгов по реализации имущества в рамках исполнительного производства недействительными (cт. 93 Закона «Об исполнительном производстве»)?

А. В.Тютюнников Управление ФССП России по Московской области, заместитель начальника отдела правового обеспечения

усыновите. ру

Патронатное воспитание: что это такое?

Патронатное воспитание – это новая форма устройства ребенка в семью. Оно осуществляется на основе разграничения прав и обязанностей по защите прав ребенка между службой по устройству (уполномоченным учреждением органа опеки) и патронатным воспитателем (не все права передаются семье, за часть вопросов отвечает служба органа опеки).

Патронатное воспитание означает как родительскую любовь, так и профессиональную работу. У патронатного воспитателя две роли: и родительская и профессиональная. Ребенок живет в патронатной семье и расценивает ее как свою. В то же время заключается трудовой договор. Это первая в России форма надомной работы по воспитанию ребенка, лишенного семьи. При этом имеется и служба, оказывающая семье разнообразную помощь — семья не останется наедине с проблемами.

Это самая гибкая форма устройства – и для ребенка, и для семьи.

Данный раздел содержит официальную трактовку патронатного воспитания, поддерживаемую Минобрнауки РФ.

Новости

Эпохальное событие произошло благодаря пандемии. Из детских домов и интернатов стали забирать сирот и взрослых подопечных

Алёна Синкевич, координатор проекта «Близкие люди» БФ «Волонтёры в помощь детям-сиротам», рассказывает в блоге фонда о том, с какими сложностями столкнулись приемные семьи во время карантина, и советует сначала надеть кислородную маску на себя, а потом на ребенка.

Минздрав предложил критерии для усыновления детей ВИЧ-инфицированным Согласно проекту постановления, больные с ВИЧ могут усыновлять или удочерять детей, если они находятся на наблюдении у инфекциониста более года, а уровень CD4+ лимфоцитов не менее 350 клеток на миллилитр крови

Общественные организации призывают всех объединиться для помощи самым уязвимым группам граждан

© 2008-2020 Автономная некоммерческая организация Центр развития социальных проектов

Понятие патронатного воспитания

Патронатная семья является одной из разновидностей опеки и попечительства. Ребенка передают на проживание к людям, официально оформившим трудовое соглашение с Детским домом. Они получают зарплату воспитателей и обязаны выполнять условия договора. Права на малыша сохраняются у представителей органов опеки и попечительства (ООП) и детского дома, где он ранее содержался.

Читайте так же:  Заявление отказ от ребенка матерью образец

Требования к воспитателям

Для устройства на работу воспитатель должен совершеннолетним здоровым человеком, имеющим высокие нравственные качества и личное жилье, удовлетворяющие требованиям органов опеки. Не имеют права осуществлять патронат над детьми следующие группы лиц:

  • люди без собственного жилья и прописки;
  • биологические родители;
  • ранее судимые граждане;
  • люди, лишенные родительских или опекунских прав;
  • бывшие усыновители;
  • инвалиды или имеющие проблемы со здоровьем люди;
  • недееспособные граждане.

Необходимая документация

При оформлении нового сотрудника служба патроната тщательно изучает кандидата. Для установления личности и прочих нюансов потребуются такие документы:

  • Заявление о предоставлении ребенка на патронатное воспитание.
  • Документ, подтверждающий наличие официального дохода, и справка о размере зарплаты.
  • Справка, свидетельствующая о наличии жилплощади и ее соответствии установленным нормам.
  • Результаты медицинской экспертизы, подтверждающие хорошее состояние здоровья.
  • Свидетельство о браке и пенсионное удостоверение (при наличии).
  • Одобрение (в письменном виде) совершеннолетних граждан, живущих в одном доме с кандидатом в воспитатели, касаемо становления частью патронатной семьи.
  • Справка из органов внутренних дел, в которой говорится, что заявитель ранее не имел судимостей.
  • Свидетельство об окончании курсов подготовки.

Новости

Эпохальное событие произошло благодаря пандемии. Из детских домов и интернатов стали забирать сирот и взрослых подопечных

Алёна Синкевич, координатор проекта «Близкие люди» БФ «Волонтёры в помощь детям-сиротам», рассказывает в блоге фонда о том, с какими сложностями столкнулись приемные семьи во время карантина, и советует сначала надеть кислородную маску на себя, а потом на ребенка.

Минздрав предложил критерии для усыновления детей ВИЧ-инфицированным Согласно проекту постановления, больные с ВИЧ могут усыновлять или удочерять детей, если они находятся на наблюдении у инфекциониста более года, а уровень CD4+ лимфоцитов не менее 350 клеток на миллилитр крови

Общественные организации призывают всех объединиться для помощи самым уязвимым группам граждан

© 2008-2020 Автономная некоммерческая организация Центр развития социальных проектов

Патронатное воспитание как форма устройства детей-сирот (стр. 3 из 5)

К основным отличиям, выделяющим патронатное воспитание из других форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, можно отнести:

Видео (кликните для воспроизведения).

· временная ограниченность, то есть это временная форма устройства;

· разделение ответственности между государственными органами опеки и патронатными родителями, то есть это наиболее удобно для начинающих родителей;

· материальная поддержка, то есть в условиях кризиса можно совместить родительство с работой.

Таким образом, как уже было сказано, патронатное воспитание – это наиболее гибкая и перспективная форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без родительского попечения, которая применяется во всем мире и позволяет избавиться от детских домов, как ненужной и отсталой системы.

Кого могут передать в патронатную семью?

Установление патроната осуществляется над детьми, имеющими определенные «проблемы» с родителями:

  • они без вести пропали;
  • находятся на содержании медицинских учреждений;
  • признаны судом частично или полностью недееспособными;
  • содержатся в местах лишения свободы;
  • признаны умершими;
  • не имеют средств на содержание ребенка;
  • серьезно больны;
  • ограничены или лишены родительских прав.

Планируя передать малыша на патронатное воспитание, сотрудники приюта и органов опеки поступают исключительно в его интересах. После достижения воспитанником 10 лет обязательно требуется его согласие. Если речь идет о детях, находящихся в родственных связях (братьях, сестрах), то их следует оформить вместе в одну семью, или не трогать никого. Лишь по медицинским показателям возможны исключения.

Преимущества патроната

Заключение патронатного договора с социальной службой принесет новоиспеченным воспитателям определенную пользу:

  • Бесплатные курсы правильного воспитания детей.
  • Выплаты денежных средств (пособий, алиментов) на содержание ребенка.
  • Официальная работа с отпуском, трудовым стажем, заработной платой, премиями и оплатой больничного листа.
  • Бесплатная помощь юриста, детского психолога, педиатра, социального работника и педагога.
  • Полезный опыт воспитателя.


Детям патронатное воспитание принесет не меньше пользы:
  • Ребенок продолжит получать гарантированные государством пособия и льготы.
  • У сироты появится возможность жить в комфортных условиях с людьми, желающими заботиться и ухаживать, а не в приюте.
  • Малыш получит хорошее образование и требуемые социальные навыки, воспитываясь в семье.

2.2 Организация патронатной семьи

Учитывая зарубежный опыт и реальные потребности детей, нуждающихся в государственной защите, можно выделить следующие виды патронатного воспитания:

· Устройство на длительный срок. Ребенок помещается в семью фактически до совершеннолетия. Возврат в кровную семью крайне маловероятен по причинам необратимого распада и деградации этой семьи. В случае успешного устройства образуются родственные связи. Ребенок воспринимает патронатных воспитателей, как своих родителей.

· Устройство с перспективой усыновления (подготовка к усыновлению). То же, что в предыдущем пункте, при условии, что ребенок юридически свободен, а семья готова перейти к усыновлению и форму патронатного воспитания рассматривает как переходную. При переходе к усыновлению происходит официальное признание образовавшихся родственных связей.

· Экстренное устройство на патронатное воспитание. Применяется в случаях, когда ребенок был срочно изъят из кровной семьи и по каким-либо причинам ему противопоказано или не обязательно нахождение в детском учреждении для диагностики и подготовки к жизни в семье (ребенок-инвалид, младенец, ребенок с особыми психологическими проблемами). Размещение производится на срок до нахождения постоянной патронатной семьи, либо семьи усыновителей; или до возвращения в кровную семью.

· Устройство детей-инвалидов. Перед изъятием такого ребенка из семьи вначале необходимо найти семью, способную и готовую его принять.

· Устройство подростков для подготовки к самостоятельной жизни. Патронатный воспитатель рассматривается подростком как авторитетный старший товарищ.

· Устройство на короткий период времени (до полугода, либо периодически на небольшое количество дней) для воспитания ребенка на период болезни кровных или патронатных родителей, для воспитания ребенка на период отпуска (вынужденного отъезда) кровных или патронатных родителей; на выходные дни, каникулы.

Итак, существуют различные формы патронатного воспитания, но все они невозможны без наличия службы, которая профессионально занимается данной формой устройства детей и имеет статус уполномоченного органа опеки и попечительства.

Таким образом, работа по патронатному воспитанию включает в себя:

· реабилитационно-воспитательную работу с ребенком, нуждающимся в защите, на всех этапах работы с ним органа опеки и попечительства;

· работу по отбору и подготовке граждан, желающих взять детей на воспитание в семью;

· технологию сопровождения и поддержки ребенка и семьи после помещения ребенка на патронатное воспитание;

· технологию оценки, целенаправленного вмешательства и изменений в кровной семье такого ребенка с целью сохранения семьи.

[1]

Исходя из этого, учреждение патронатного воспитания в своем составе должно иметь следующие службы:

1. служба реабилитации, которая включает врачей, психологов, логопедов, педагогов, дефектологов, неврологов и других специалистов;

2. служба по социально-правовой защите детей, включающая социальных педагогов и юристов;

3. служба по работе с семьями, которые желают взять ребенка в семью, включающая семейного психолога, семейного консультанта, социального педагога;

4. служба по работе с кровными родителями ребенка.

Наличие всех этих служб обязательно для успешного устройства ребенка в патронатную семью.

Теперь рассмотрим подробнее условия создания патронатной семьи.

Патронатный воспитатель должен выполнять две функции – родительскую (любит ребенка, привязанность к нему и т.д.) и профессиональную (использует специальные навыки, выполняет поставленные перед ним задачи).

Читайте так же:  Усыновление ребенка осуществляется в административном порядке

Как уже отмечалось, патронатным воспитателем может стать любой совершеннолетний гражданин РФ, за исключением:

· лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными;

· лиц, лишенных по суду родительских прав или ограниченных судом в родительских правах;

· лиц, отстраненных от обязанностей усыновителя, опекуна (попечителя), приемного родителя, патронатного воспитателя за ненадлежащее выполнение возложенных на него законом обязанностей;

· лиц, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять родительские права;

· лиц, не имеющих на момент заключения договора о патронатном воспитании постоянного места жительства, а также надлежащего жилого помещения;

· лиц, имеющих на момент заключения договора о патронате судимость за умышленное преступление против жизни и здоровья граждан.

Патронатные воспитатели проходят подготовку и обследование семьи в уполномоченной службе по патронату. По итогам специальной подготовки дается заключение. Сроки подготовки не должны формально фиксироваться. Патронатными воспитателями могут стать люди, которые никогда бы не смогли и не решились стать усыновителями или опекунами. Это, и одинокие женщины, и пожилые супружеские пары, и люди, не имевшие опыта воспитания детей и нуждающиеся в специальных знаниях, но которые готовы взять на себя обязанности по воспитанию детей, такие как:

· понимать эмоциональные, социальные, образовательные, духовные и физические потребности ребенка;

· обеспечить ребенка едой, одеждой, местом для сна и личным пространством, по возможности – собственной комнатой;

· привлекать ребенка к участию в домашней жизни;

· установить для него четкие границы допустимого и недопустимого;

· поддерживать дисциплину и справедливость;

· справляться с негативным поведением позитивными способами;

· поощрять, если это уместно, отношения ребенка с его кровной семьей;

· обеспечить максимально полную реализацию возможностей ребенка в получении образования;

· подготовить ребенка к возвращению в кровную семью, в семью родственников или друзей, или к устройству на долгосрочное патронатное воспитание;

· прислушиваться к ребенку, понимать его и поддерживать личный контакт с ним и др.

[2]

Технология подготовки патронатного воспитателя включает следующие этапы:

· формирование тренинговых групп;

· итоговое заключение о семье;

· знакомство с ребенком;

· профессиональное сопровождение, консультирование, семейная и индивидуальная терапия;

· тренинги родительских навыков.

Права ребенка, переданного на патронат, права и обязанности родителей (законных представителей) ребенка, уполномоченной службы (организации) по патронату, патронатного воспитателя определяются в договоре о патронатном воспитании в соответствии с действующим законодательством, и планом по защите прав ребенка, издаваемом органом опеки и попечительства (если таковой применяется). Ребенок, переданный на патронатное воспитание в семью, обладает правами и льготами, уставленными для воспитанников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. План по защите прав ребенка при достижении ребенком десятилетнего возраста в обязательном порядке должен согласовываться с самим ребенком.

Договор о патронатном воспитании обязательно содержит положения, предусматривающие ответственность сторон за условия содержания, воспитания и образования ребенка, права и обязанности патронатного воспитателя, права и обязанности уполномоченной службы (организации) по патронату, а также родителей (законных представителей) ребенка.

усыновите. ру

Срок патронатного воспитания

Законом установлены определенные сроки проживания ребенка в патронатной семье:

Срок Описание
Длительный Сирота проживает у воспитателей до 18 лет Короткий Ребенка переводят на патронатное воспитание до возвращения к родным или нахождения органами опеки усыновителей, опекунов (попечителей) или другой патронатной семьи. Подобная мера актуальна, если малышу нельзя по определенным причинам находиться в приюте или его срочно изъяли из родной семьи. Частичный Ребенок посещает воспитателей только на каникулах или по выходным. Устанавливается частичный патронат чаще всего над подростками, которые готовятся к взрослой жизни.

Составление договора

Договор является основой отношений воспитателя со службой патронажа и воспитанником. В нем указывается, сколько будут платить за предоставляемые услуги, какие права и обязанности предоставляются сторонам и прочие моменты. Стандартный договор включает в себя следующие пункты:
  • права и обязанности воспитателя и службы патроната;
  • условия оплаты;
  • срок действия составляемого договора.
  • социальные гарантии.

Патронатное воспитание

Патронатное воспитание является новой формой семейного устройства детей, при которой законное представительство не передается в полном объеме семье, взявшей ребенка на воспитание, а права и обязанности по защите прав ребенка разграничены между таким патронатным воспитателем и органом опеки и попечительства (или его уполномоченным учреждением).

Патронатное воспитание пока что не вошло в федеральное законодательство и регулируется законами ряда регионов (Где применяется патронатное воспитание)

Патронатное воспитание является аналогом широко применяемой за рубежом формы помещения детей в фостеровские семьи, благодаря которой во всем мире все дети получили возможность воспитываться в семье, а не в детском доме.

Патронатное воспитание является более гибкой формой устройства детей в семью и позволяет жить в семье ребенку любого возраста, как при наличии у него установленного юридического статуса, так и непосредственно сразу после изъятия из семьи, вместо помещения его в приют.

Патронатное воспитание существует только там, где имеются специализированные службы по устройству детей –уполномоченные организации органов опеки и попечительства, с которыми патронатные воспитатели заключают договор.

В договоре определяются права и обязанности как семьи, так и учреждения. Наличие такого договора является юридической основой для профессионального сопровождения ребенка в течение всего времени его воспитания в семье. И ребенку и семье гарантированно предоставляется юридическая, социальная, психологическая и любая иная помощь – в зависимости от потребностей ребенка.

В настоящее время в ряде регионов созданы такие экспериментальные площадки – уполномоченные учреждения органов опеки и попечительства. Все такие учреждения проводят подготовку кандидатов в патронатные воспитатели, используют социально- психологические технологии подготовки и обследования семьи, заметно отличающиеся от формальных действий, используемых обычно органами опеки и попечительства, оказывают детям и семьям необходимую помощь после помещения ребенка в семью, и , тем самым- повышают процент успешности и стабильности размещения детей в патронатных семьях.

Порядок оформления

Люди, желающие помогать детям, обязаны выяснить, создана ли в их городе служба патроната и каковы требования к воспитателям. С этой целью обычно обращаются в администрацию (районную или городскую). Зайдя в здание, следует сразу направиться в опекунский совет. Уполномоченные лица предоставят необходимую информацию. Если служба патроната учреждена, то важно запомнить следующий алгоритм действий:

  • Обратиться в службу патроната и написать заявление.
  • Пройти собеседования вместе с членами семьи, проживающими с заявителем.
  • Пройти полное медицинское обследование.
  • Окончить курсы подготовки воспитателей (длятся не более 80 часов).
  • Пройти проверку (сотрудники службы патроната посетят семью заявителя).
  • Получить перечень требуемых документов.
  • Пройти тест на психологическую совместимость, на основании которого будет подобран ребенок.
  • Познакомиться с будущим воспитанником.
  • Составить договор со службой патроната.


Уполномоченные органы помогут определиться с выбором ребенка и предоставят необходимую помощь (медицинскую, педагогическую, психологическую). Несоблюдение алгоритма действий может привести к отказу службой патроната от выдвинутой кандидатуры в воспитатели.

Новости Минпросвещения РФ

08.02.2019 г. Минпросвещения внесёт законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.

8 февраля в Общественной палате Российской Федерации прошли слушания по законопроекту «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». В мероприятии приняла участие заместитель Министра просвещения Российской Федерации Т. Ю. Синюгина.

В ходе своего выступления Т. Ю. Синюгина сообщила, что ведомство готово внести законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.

Читайте так же:  Подать на раздел имущества после брака

– В течение полугода мы неоднократно с вами встречались. И поводом для наших встреч были заинтересованный и неравнодушный разговор и работа над законопроектом, который сегодня уже готов к тому, чтобы мы внесли его в Правительство, – сказала Т. Ю. Синюгина.

Справочно

В декабре 2018 года членами Межведомственной рабочей группы при Минпросвещения России подготовлен законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». Законопроект был размещен на федеральном портале проектов нормативных актов для широкого общественного обсуждения.

В законопроекте содержатся новые подходы к передаче детей-сирот на воспитание в семьи, которые позволят развивать институт опеки, совершенствовать условия для подготовки лиц, желающих взять в свою семью ребенка-сироту.

Впервые законопроектом предлагается ввести в федеральное законодательство понятие «сопровождение». Планируется, что этим полномочием будут наделены уполномоченные региональные органы власти и организации, в том числе НКО.

Отдельное внимание в документе уделено именно процедуре усыновления, туда добавлено положение о порядке восстановления усыновителей в обязанностях родителей, если раньше их лишили такой возможности.

Новости Минпросвещения РФ

08.02.2019 г. Минпросвещения внесёт законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.

8 февраля в Общественной палате Российской Федерации прошли слушания по законопроекту «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». В мероприятии приняла участие заместитель Министра просвещения Российской Федерации Т. Ю. Синюгина.

В ходе своего выступления Т. Ю. Синюгина сообщила, что ведомство готово внести законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.

– В течение полугода мы неоднократно с вами встречались. И поводом для наших встреч были заинтересованный и неравнодушный разговор и работа над законопроектом, который сегодня уже готов к тому, чтобы мы внесли его в Правительство, – сказала Т. Ю. Синюгина.

Справочно

В декабре 2018 года членами Межведомственной рабочей группы при Минпросвещения России подготовлен законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». Законопроект был размещен на федеральном портале проектов нормативных актов для широкого общественного обсуждения.

В законопроекте содержатся новые подходы к передаче детей-сирот на воспитание в семьи, которые позволят развивать институт опеки, совершенствовать условия для подготовки лиц, желающих взять в свою семью ребенка-сироту.

Впервые законопроектом предлагается ввести в федеральное законодательство понятие «сопровождение». Планируется, что этим полномочием будут наделены уполномоченные региональные органы власти и организации, в том числе НКО.

Отдельное внимание в документе уделено именно процедуре усыновления, туда добавлено положение о порядке восстановления усыновителей в обязанностях родителей, если раньше их лишили такой возможности.

Определение понятия «патронатный воспитатель»

Патронатное воспитание – это возмездная (оплачиваемая) форма опеки над детьми, лишившихся родителей временно или на постоянной основе. В первом случае речь идет о попадании мама и папы или одного из них в больницу или появлении разлада в семье, в котором ребенку лучше не участвовать. Второй вариант становится актуален после смерти или лишения прав родителей или усыновителей. Основателями службы патроната являются органы опеки. Нанимают воспитателей специальные учреждения (приюты, детские дома), где содержатся дети-сироты.

Состояние здоровья малыша абсолютно не играет никакой роли. Установление патроната лишь подразумевает предоставление определенных услуг (заботы, ухода, кормления) нанятыми воспитателями. Государство продолжит и дальше предоставлять бесплатное лечение, а также помощь педагогов и детских психологов. Следует отличать патронат от прочих форм опеки и попечительства:

  • Приемная семья может написать заявление в ООП о желании взять под свою опеку малыша, оставшегося без родителей. Приемные родители приобретают права и обязанности опекунов.
  • Во временной (фостеровской) приемной семье ребенок проживает до определения его дальнейшей судьбы (назначения опекунов, возвращения в детский дом, восстановления родительских прав, усыновления). В отличие от других стран, в России подобная форма опеки фактически неразвита из-за низкого уровня жизни.
  • Патронаж переводится с французского языка как «попечительство». Устанавливают его над дееспособными гражданами (преимущественно стариками). Суть данного вида опеки в уходе за подопечными.
  • Опекун назначается людям, лишенным в ходе судебного слушанья статуса «дееспособен», и детям до 14 лет. Помимо ухода, он обязан содержать и защищать подопечных от юридических и физических лиц и действовать от их имени.
  • Попечитель требуется подросткам от 14 лет до 18 лет и частично недееспособным людям. Он обязан присматривать за подопечным и защищать его имущество от посягательства прочих лиц.

Словарь Ушакова и вовсе называет «патронат» и «патронаж» словами-синонимами. Суть их в предоставлении покровительства нуждающимся лицам, поэтому для многих людей нет разницы в понятиях «патронажная семья» и «патронатная семья». На самом деле их цели и методы выполнения немного отличаются:

  • Патронат является возмездной формой опеки над детьми и регулируется 14 ст. ФЗ №48 и нормами Семейного кодекса. Нанятые воспитатели выполняют определенные обязанности, оговоренные в договоре, и находятся под наблюдением государственного учреждения.
  • Патронаж регулируется 41 ст. Гражданского кодекса и устанавливается над больными пожилыми гражданами, способными здраво мыслить, но не имеющими возможности совершать повседневные дела. Уполномоченные лица обязаны безвозмездно следить за состоянием здоровья подопечных и помогать им в быту.

Адаптация

На сегодняшний день суть основной проблемы в патронатных семьях заключается в адаптации ребенка к новым условиям. Детские психологи выделяют 3 периода данного процесса:

Видео (кликните для воспроизведения).

Длительность адаптации может варьироваться в зависимости от возраста ребенка и ситуации, в которой он побывал перед попаданием в приют. Воспитателям лучше узнать об этих моментах заранее и проконсультироваться с психологом. Во избежание возникновения сложностей с адаптацией, специалисты советуют запомнить следующие моменты:

  • Воспитанник обязан слушаться воспитателей, но он также имеет право на выражение своих эмоций и проявление характера.
  • Лица, назначенные для патроната, должны пройти специальную подготовку, чтобы ребенок быстрее адаптировался к новым условиям.
  • Для изучения методов сглаживания конфликтных ситуаций стоит периодически консультироваться с психологом.
  • Незначительные недостатки не должны быть поводом для скандала. Воспитатели обязаны терпеливо относиться к малышу и не обращать на мелочи внимания.

Патронатное воспитание является оплачиваемой формой опеки. Помимо пособия на содержание малыша, воспитатель получает зарплату, так как является сотрудником детского дома или приюта, где ранее проживал воспитанник. Права на малыша остаются у службы патроната. Воспитатель обязан лишь соблюдать условия составленного договора, за что и будет получать заработную плату. Оформлять его будут в штат Детского дома.

[3]

Источники

Литература


  1. Севан, О.Г. «Малые Корелы». Архангельский музей деревянного зодчества. История создания, методология, современное состояние / О.Г. Севан. — М.: Прогресс-традиция, 2011. — 909 c.

  2. Под редакцией Аванесова Г. А. Криминология; Юнити-Дана — Москва, 2010. — 576 c.

  3. Колюшкина, Л.Ю. Теория государства и права / Л.Ю. Колюшкина. — М.: Дашков и К°, 2012. — 579 c.
  4. Правоведение. — Москва: Мир, 2008. — 319 c.
  5. Историческая наука и методология истории в России XX века. — М.: Северная Звезда, 2016. — 415 c.
  6. Патронатное воспитание как форма защиты прав ребенка
    Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here