Права ребенка и социальная защита детства

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2014

СОЦИАЛЬНО – ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА ДЕТСТВА: СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ

Социальная защита детства в современном мире, как и в России, является одним из важнейших, основных факторов социального, культурного, экономического развития общества, является фундаментом социальной политики государства. Право на получение социальной защиты стало одним важнейших элементов правового статуса ребенка, и в таком качестве закреплено в конституциях большинства развитых стран. Так, в Преамбуле Конвенции ООН «О правах ребенка» (1989 г.) записано, что ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту» [1].

Следует констатировать тот факт, что состояние системы социальной защиты детства в России свидетельствует о недостаточном теоретическом обосновании сущности и содержания социальной защиты детства. Отсутствует теоретико-методологическое и технологическое обоснование социальной защиты как детства в целом и отдельных категорий детей, семей, женщин. В российском законодательстве, научной литературе имеются различные точки зрения на само понятие «защита детства», нередко ошибочно отождествляющие его с тождественными категориями: «правовая защита ребенка», «охрана прав ребенка», «социальная защита детства».

В общеупотребительном значении понятие «защитить» означает оберегать, охранять, заступаться, не давать в обиду [5, С. 668]. Нередко защиту понимают как охрану права в смысле предохранения, принятия превентивных мер с целью недопущения покушения на благо, принадлежащее личности, т.е. на её права, свободы [3].

В соответствии с «Основными направлениями государственной социальной политики по улучшению положения детей в РФ до 2000 года (Национальный план действий в интересах детей)» и утвержденным Указом Президента РФ от 14.09.1995 г. № 942 [2], в которых впервые была разработана целостная система социально — экономических и правовых мер по решению приоритетных задач жизнеобеспечения детей. В ее основе лежит государственная социальная политика по улучшению положения детей в РФ. После ратификации Россией Конвенции ООН о правах ребенка, сущность социальной защиты детства состоит в том, чтобы с помощью организационных, правовых, финансово-экономических, социально-психологических, организационных и правовых средств, форм и методов осуществлять поддержку и помощь ребенку с целью удовлетворения его потребностей и интересов. С этой позиции социальная защита детства понимается гораздо шире понятий «правовая защита ребенка», «охрана прав ребенка», поскольку охватывает всю совокупность организационных, правовых, экономических, социальных, психолого-педагогических гарантий, обеспечивающих реализацию прав детей. Иначе говоря, социальная защита детства понимается как система.

В становлении системы социальной защиты детства О.В. Степанов прослеживает следующие моменты [5, С. 146]:

развитие системы социальной защиты детства происходит в неразрывной связи с развитием всех социальных институтов общества;

развитие социальных институтов общества определяется потребностями общества в обеспечении воспроизводства человеческого потенциала, существовании нации;

становление форм, методов, структуры социальной защиты детства детерминируется уровнем социально-экономического развития, социокультурными особенностями развития общества. В наиболее общем смысле при рассмотрении социальной защиты детства как системы целесообразно исходить из понимания ее как совокупности следующих составляющих:

законодательного обеспечения и степени сформированности нормативно-правового поля;

механизма управления, порядка взаимодействия компетентных органов и учреждений, межведомственной взаимосвязи, организационных формы деятельности учреждений;

финансово-экономического и материально-технического обеспечения;

научно-методического и кадрового обеспечения;

Таком образом, под системой социальной защитой детства следует понимать систему осуществляемых обществом и его официальными структурами организационных, правовых, финансово-экономических, социально-психолого-педагогических мероприятий по обеспечению гарантированных условий жизни, поддержания жизнеобеспечения и гармоничного развития ребенка с целью удовлетворения его потребностей и интересов.

Отметим так же, что следует различать понятия «социальная защита детства» и «социальная защищенность детства». Социальная защищенность детства рассматривается в качестве критерия эффективности мероприятий по социальной защите детства (физическое, материальное и духовное благополучие детей). Основными показателями социальной защищенности детства являются объективные (соответствие социально-экономических, материально-бытовых условий жизни детей установленным в данном обществе нормам питания, быта, правовой защиты и т.д.) и субъективные (индикаторы, характеризующие степень удовлетворенности (неудовлетворенности) детей их социальной защитой и (или) специалистов (экспертов) мероприятиями в области социальной защиты детства).

Антиподом понятию «социальная защищенность детства» может выступать понятие «социальная незащищенность детства» или предложенное Е.М. Рыбинским понятие «социальное неблагополучие детей» [4, С. 46-51], которое ученый связывает с такими факторами, как самочувствие, степень благополучия детской жизни и удовлетворенности качеством и количеством потребляемых благ и услуг, и, прежде всего, пищи, одежды, поддержания здоровья, удовлетворения духовных, нравственных потребностей и запросов.

Социальное неблагополучие детей характеризуется также отклоняющимся от нормы морально — психологическим и нравственным поведением, снижающимся уровнем подготовки детей к оптимальному вхождению в социально-профессиональную структуру общества. Как видим, по содержанию социальное неблагополучие детей многообразно, зависит от окружающей ребенка среды и непосредственно связано с их уровнем жизни. Иначе говоря, в концентрированном виде социальное неблагополучие детей может быть определено как материальная необеспеченность, физическое, психическое и нравственное нездоровье.

Итак, социальное неблагополучие детей выступает в качестве обобщающего (интегрального) показателя и совокупности показателей, выражающих его существенные свойства. Среди кумулятивных показателей (индикаторов) социального благополучия (неблагополучия) могут быть выделены демография, здоровье, питание, образование и досуговые услуги, материальное положение, криминальные проявления. Укажем так же, что указанный набор составляющих кумулятивных показателей социального неблагополучия детей рассматривается как один из возможных на определенном этапе социально-экономического развития, а анализ собранной информации в соответствии с предлагаемой Е.М. Рыбинским системой показателей позволит в динамике анализировать положение детей, выявлять влияние различных социальных институтов и процессов на формирование социального благополучия или неблагополучия детей в обществе.

Литература:

1. Конвенция ООН «О правах ребенка»: Принята и провозглашена Генеральной ассамблеей ООН 20.11.1989 г. // Народное образование. — 1993. — № 5.

2. Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в РФ до 2000 года: (Национальный план действий в интересах детей): Указ Президента РФ от 14.09.1995 г. № 942 // Собрание законодательства РФ. 1995. № 38. Ст. 3669.

3. Гражданское право (часть 1): Учебник / Под ред. Ю.К. Толстого, А.П. Сергеева. — М., 1996.

4. Рыбинский Е.М. Управление системой социальной защиты детства: Социально-правовые проблемы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.М. Рыбинский. — М: Издательский центр «Академия», 2004.

5. Степанов О.В. Мир детства в условиях выживания. (Социально-правовые проблемы защиты детства) / О.В. Степанов. — Ростов-на-Дону: Изд-во РГПУ, 1997.

Права ребенка и социальная защита детства

Вопрос о необходимости регулирования прав детей возник в России во второй половине 19 века. Первый документ по охране прав и интересов детей принят Лигой Наций в 1923 году.

К основным международным документам, касающихся прав детей относятся:

Читайте так же:  Защита нарушенных прав ребенка на жилище

— Декларация прав ребёнка.1959год

— Конвенция ООН о правах ребёнка 1989год

— Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей 1990год

Международные документы, в том числе и о правах человека, условно можно разделись на 2 большие группы: Декларации и Конвенции.

Декларация (с лат. — провозглашение) не имеет обязательной силы, это рекомендация, в которой провозглашаются основные принципы, программные положения.

Конвенция (с лат. – договор, соглашение) соглашение по специальному вопросу, имеющее обязательную силу для тех государств, которые к нему присоединились (подписали, ратифицировали).

В 1989 году 20 ноября Генеральная Ассамблея ООН единогласно приняла Конвенцию о правах ребенка. Конвенция содержит 54 статьи, учитывающие практически все моменты, связанные с жизнью и положением ребенка в обществе. Она имеет равное значение для народов всех регионов мира.

Декларация прав ребёнка является первым международным документом, в котором родители, а также добровольные организации, местные власти и национальные правительства призываются к признанию и соблюдению прав детей путём законодательных и других мер.

В десяти принципах, изложенных в Декларации, провозглашаются права детей:

— предоставление возможности получать образование.

Конвенция признаёт за каждым ребёнком юридическое право:

o на воспитание;

o на активное участие в жизни общества.

Для создания и развития механизма реализации прав ребёнка на защиту принят целый ряд законодательных актов – Семейный кодекс РФ, Закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации», Закон «Об образовании».

Социальная защита детей должна представлять собой завершенную систему, опирающуюся на сформированную нормативно-правовую базу.

Социальная защита детства пробудет в разных сферах жизнедеятельности:

  • в сфере семейных отношений:
  • в сфере образования:
  • в среде обитания ребенка.

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2015

Подписи к слайдам:

МБОУ« Сватайская средняя общеобразовательная школа им. Г. Г. Колесова» Социальная защита детства Выполнили: Кудрина Е. А. – организатор Д.Д., Федулова У. Р. – психолог

Социальная защита детей — это система работающая: С разными возрастными группами детей и подростков С семьей С учителями С лицами взаимодействующими с детьми

Социальная защита детства появляется в разных сферах жизнедеятельности: В сфере семейных отношений В сфере образования В среде обитания ребенка

Права ребенка (Семейный кодекс РФ ): Право воспитываться в семье Право на защиту и обеспечение потребностей ребенка Право на защиту здоровья Право на проживание в помещении, где живет его семья Право на сохранение своей индивидуальн-ти Право на имя Право на общение с родными Право на собственность, алименты, пособия, пенсии

[2]

Стандарты соц.защиты детства ( по законодательству РФ ) Общедоступное бесплатное обучение ( нач альное , основн ое , среднее) Бесплатное мед.обслуживание , питание Обеспечение выбора сферы деятельности, трудоустройство и оплата труда Материальная поддержка (дет.пособии) Соц.адаптация, реабилитация в ТЖС Право на жилье Организация оздоровления и отдыха Организация квалиф.юридической помощи

Д ва уровня соц.защиты детей: В повседневной жизни (защита семьи, защита ребенка в сфере образования ); В чрезвычайной, нестандартной обстановке (потеря родителей, соц.сиротство, соц.и экологические катастрофы)

Опека и попечительство как формы защиты детства Опека – устанавливается над детьми в возрасте менее 14 лет. Попечительство – для детей в возрасте от 14 до 18 лет.

Социальная защита в сфере образования: К лубная работа Д ополнительное и развивающее образование К ружки Общественные объединения по интересам

Объекты и субъекты: Объекты – лица не достигшие 18 лет, нуждающиеся в различной защите ( дети – сироты , оставшиеся без попечения родителей, из девиантных и педагогически запущенных семей, из приемных семей, многодетных, безработных, неполных , инвалидов, с недостатками в психическом и физическом развитии, стоящие на профил.учете в ОВД, проживающие в районах Крайнего Севера и т. д.) Субъекты – это три ветви власти : законодательная , исполнительная и судебная (полит.партии, СМИ, церковь, спонсоры и специалисты этого профиля)

Правовая база соц.защиты детства Международный уровень (документы международных организаций, межгосударственные соглашения и программы по охране материнства и детства) Общефедеральный (Конституция РФ, семейный кодекс и законодательство о семье, Закон РФ «Об образовании» и о социальной защите населения России, федеральная программа «Дети России») Региональный (документы органов местной власти, региональные программы)

Программа «Дети России»: «Дети Севера» «Дети Чернобыля» «Дети – инвалиды » «Дети – сироты» «Развитие индустрии детского питания» «Планирование семьи » «Развитие соц.обслуживания семьи и детей» «Одаренные дети» «Безопасное материнство » «Дети семей беженцев и вынужденных переселенцев»

Материально – экономическая защита Материальная часть ( жилые и нежилые помещения, корпуса учреждений, оборудование Финансовая (выплаты и пособия, проведение конкретных мероприятия , специальные программы , зарплата сотрудникам)

Социальная защита детства в рамках нашей школы: Работа детского движения « Аргыс » (клубы: Волонтер, Юный друг полиции, Досуги т.д ) Организация и проведение акций, ярмарки, субботников Организация и обеспечение отдыха и оздоровления в семейных лагерях, в ЛТО, в профилакториях районного, регионального и федерального значения Организация горячего питания школьников Социально-психологическая помощь детям и семье, в том числе и в ТЖС Помощь в определении будущей профессии

Наши предложения: Организация работы военно-спортивного, историко-краеведческого лагеря в летнее время Приглашение выездного стоматологического кабинета, ФЛГ и других специалистов данного профиля Возобновление работы программы продленного дня с горячим питанием Постепенное внедрение дуального образования Обеспечение специалистами (соц.работники, юрист, дефектолог, логопед) развитие начально-профессионального образования в г. Среднеколымск

Куда обратиться за защитой прав детей

Органы, осуществляющие защиту прав несовершеннолетних:

Московская городская межведомственная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав (за исключением: гражданско-правовых споров, жилищных вопросов, вопросов, находящихся на рассмотрении в судах, в ведении федеральных органов государственной власти): Почтовый адрес: 125032, ул. Тверская, д.13. Сайт: http://www.mkdn.mos.ru. E-mail: [email protected]

Председатель комиссии: Печатников Леонид Михайлович — заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам социального развития.

Ответственный секретарь комиссии: Котов Юрий Борисович, т/ф (495) 633-65-77.

Уполномоченный по правам ребенка в городе Москве: Бунимович Евгений Абрамович.

Почтовый адрес:119019, ул. Новый Арбат, д.15, а/я 49. Тел. (495) 957-05-85 (в рабочее время). Факс:(495) 957-05-99. E-mail: [email protected]

Городской центр профилактики безнадзорности, преступности среди несовершеннолетних «Дети улиц» (консультирование, информирование несовершеннолетних): т/ф 8-499-978-35-42.

Единый общероссийский номер детского телефона доверия: 8-800-2000-122 (круглосуточно)

Московская служба психологической помощи населению: 051 (круглосуточно).

Единая диспетчерская служба социальной помощи детям и их родителям Департамента социальной защиты населения города Москвы: 8-499- 975-27-50.

Городская круглосуточная мобильная служба по оказанию экстренной социальной помощи несовершеннолетним: 8-926-211-11-40.

Горячая линия Департамента социальной защиты населения города Москвы по решению проблем беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних: 8- 499-201-06-50 (в рабочее время).

Горячая линия Департамента социальной защиты населения города Москвы по вопросам оказания социально-психологической помощи детям и семьям мигрантов, находящихся в трудной жизненной ситуации: 8-499-201-59-47 (в рабочее время).

Детский телефон доверия Департамента образования города Москвы: (495) 624-60-01 (круглосуточно).

Горячая линия Департамента семейной и молодежной политики города Москвы: 8-499-722-07-26 (9:00-21:00).

Телефон доверия Управления госнаркоконтроля по городу Москве: (495) 316-86-55 (круглосуточно).

Нормативные основы защиты прав детства
консультация на тему

Нормативные основы защиты прав детства

Читайте так же:  Условия жилья для усыновления ребенка

Защита ребенка

Государственная политика, которая действует в интересах детей, направлена на защиту прав и интересов ребенка. Ее становление происходит в нашем государстве сегодня очень интенсивно. Она предполагает заботу о материальных, а также о духовных условиях развития подрастающего организма, а в совокупности определяет жизнь будущего поколения. Эта политика способствует включению юного поколения в процесс жизнедеятельности общества, в процесс принятия решений в посильных для этого возраста пределах.

Один из главных документов выступает Конвенция о правах ребенка. Осуществление ее норм выступает перспективной цели улучшения на этой основе положения детей в России. Основная задача – это изучение мнения самих детей по основным проблемам их жизни.

Зачастую ребенок остается неуслышанным, поскольку, в силу его возрастных особенностей, старшие считают, что его мнение недостаточно авторитетно и объективно. Но это не так, ведь зачастую ребенка могут обижать, оскорблять, ущемлять его права, и это нельзя оставлять без внимания. Агрессия в отношении ребенка порождает ответную агрессию: отсюда такой большой всплеск проявлений агрессии и девиации именно со стороны подростков.

Конвенция о правах ребенка – это ведущий международный документ, который был принят Организацией Объединенных Наций в 1989 году. В ней изложены позиции мирового сообщества по проблемам современного детства. Также в нем есть несколько положений, которые регулируют эту сферу человеческой жизни, а также защищают ее.

Защита необходима ребенку, поскольку его положение в обществе значительно отличается от положения взрослого. Ребенок не обладает суверенитетом, авторитетом, не имеет возможности до определенного возраста (совершеннолетия) отстаивать свои права и бороться за свои интересы. Хотя стоит отметить, что такие потребности у него существуют, и мы можем стать свидетелями того, как дети предпринимают попытки отстоять и навязать свою позицию взрослому человеку (преимущественно родителям). Как правило, все же важные решения, касающиеся ребенка, принимают взрослые.

Помимо того, что предпринимаются меры по регулированию отношений, складывающихся по поводу рождения и воспитания ребенка, необходим комплекс мер, который направлен на изменение положения детей как особой маргинальной группы современного общества.

Их отсутствие приводит к формированию довольно специфического положения. Оно называется научным термином «депривация». Это лишение, ограничение тех или иных условий, как материальных, так и духовных, которые необходимы для выживания ребенка и его роста как личности. Преодоление депривации возможно через целый комплекс мер: экономических, юридических и социальных. Для этого действуют службы социальной и социально-психологической помощи и поддержки детям и подросткам. В них заняты:

  • специалисты (преимущественно, семейные психологи);
  • службы адаптации и реабилитации подростков,
  • организации по борьбе с наркоманией, токсикоманией и алкоголизмом.

Таким образом, социальная защита ребенка – это не только опека, но и комплекс специальных мероприятий, которые помогают ему стать полноценной самостоятельной личностью, уверенной в себе и способной принимать важные решения для дальнейшего развития социума.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Права ребенка и социальная защита детства

Социальная защита детей представляет собой завершенную систему, опирающуюся на сформированную нормативно-правовую базу, организационную структуру, работающую с разными группами населения (разными возрастными группами детей и подростков), с семьей, учителями, с лицами, взаимодействующими с детьми.

Социальная защита детства проявляется в разных сферах жизнедеятельности:

в сфере семейных отношений:

в сфере образования:

в среде обитания ребенка.

Должен быть защищен, во-первых, определенный уровень жизни ребенка (витальные потребности, здоровье физическое и психическое), во-вторых, должна быть обеспечена безопасность (физическая, экономическая, социальная), в-третьих, право на самореализацию и развитие своих способностей и возможностей.

[1]

Права ребенка очерчены в Семейном кодексе РФ: право воспитываться в семье, право на защиту и обеспечение потребностей ребенка, на защиту здоровья, на проживание в помещении, где живет его семья, право на сохранение своей индивидуальности, право на имя, на общение с родными, а также право на собственность, алименты, пенсии, пособия, предусмотренные законом.

Социальная защита детства

Социальная защита детства — это система, работающая с разными возрастными группами детей и подростков, в разных сферах их жизнедеятельности.

Категория детства

Для каждого человека детство является особой порой, куда всегда хочется вернуться. Но стоит говорить о том, что забота о детстве лежит не только на родителях: это огромный труд, и ответственными за его организацию являются не только мать и отец, но и многие другие государственные органы.

Детство – это отдельный период развития человека. На этом этапе он социализируется, постигает новые формы деятельности, правила и нормы поведения, становится полноценным участником социальных процессов, развивается умственно и физически.

Следует понимать, что детство – это не просто фаза развития личности: это основополагающий период, и от него зависит будущее человека, его установки, мировоззрение, отношение к окружающим и к самому себе.

В течение детского периода происходит очень интенсивное развитие физической составляющей человека, а также его психологической стороны. Критически важным периодом развития является раннее детство. Человек имитирует поведение взрослых, ему важно завязывать (или пытаться завязать) как можно больше контактов, чтобы в раннем возрасте стать свидетелем большого количество возможностей социальных отношений. Если маленького человека в этот период изолировать от человеческого общества, то это приведет к необратимым последствиям: психическим отклонениям.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Скачать:

Вложение Размер
sotsialnaya_zashchita_detstva.pptx 87.19 КБ

Предварительный просмотр:

Этапы детства

Детство – это обширный период, но очень быстротечный. В среднем, он длится одну десятую жизни человека (если учесть среднестатистические показатели по продолжительности жизни человека в развитых странах). Из характера ребенка, его интересов можно понять, каким он будет, когда вырастет.

Детство подразделяется на несколько основных этапов:

  • Младенчество: от самого рождения до одного года. Ребенок находится под постоянным наблюдением родителей, неразрывно связан с ними. Он еще мало что осознает, поэтому сложно судить, каким это будет человек;
  • Раннее детство – от одного года до трех лет – интенсивный период физического роста ребенка. В этот период огромное значение имеет игра как способ социализации и познания окружающего мира;
  • Дошкольный возраст – от четырех до шести лет. Ребенок стремится к независимости, при этом проявляет созидательность, помощь старшим, легко утомляется, развивает свои творческие способности, начинаются вопросы к тому, а чего же он хочет в жизни;
  • Школьный возраст – это обширный период, когда ребенок начинает развиваться как личность через иные средства познания: учебная деятельность. Это период вторичной социализации, знакомство со сверстниками, первые увлечения, влюбленность.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

На каждом этапе детства ребенок нуждается в защите. Об этом поговорим в следующем разделе.

СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА ДЕТСТВА

Проблема социальной защиты детства является актуальной в любое время и для любого общества. Это связано с тем, что дети, в силу присущего им недостаточного для самостоятельной жизни уровня физического, психического и жизненного опыта, всегда нуждались, и будут нуждаться в повседневной опеке взрослых, а на уровне государственной власти и местного самоуправления — в социальной защите. Поэтому содержание детей, удовлетворение их разумных потребностей, защита от опасностей являются обязанностями человека, человеческого общества и государства в целом. Возникнув в качестве мощного инстинкта продолжения человеческого рода, элементарные составляющие заботы о детях постепенно развиваются, обогащаются, совершенствуются и складываются в многоплановую, многоуровневую, систему социальной защиты детства.

Читайте так же:  Как правильно подавать на развод и алименты

Для того чтобы современная система социальной защиты детства была действенной и становилась все более эффективной, необходимо соблюдать одно важное условие — правильное применение методов и форм социальной защиты детства. А чтобы выполнить это условие, необходимо четкое определение объектов социальной защиты детства.

Видео (кликните для воспроизведения).

Список литературы

1. Декларация прав ребенка // Международная защита

прав и свобод человека : сб. док. – М., 1990. – 672 с.

2. Семейный кодекс РФ. – М., 2004. – 77 с.

3. Поддубная Т.Н. Справочник социального педагога /

Т.Н. Поддубная, А.О. Поддубный. – Ростов н/Д, 2005. – 473 с.

СОЦИАЛЬНО — ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА ПРАВ РЕБЁНКА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ.
статья на тему

Основной целью деятельности социального педагога является социальная защита прав детей, обеспечение охраны их жизни и здоровья. Работая с семьями и изучая проблемы каждой, социальный педагог осуществляет социальную защиту учащихся.Основным направление социально-педагогической службы — решение проблем социализации детей, их воспитание, защиты их прав, помощь в разрешении проблем адаптации в социуме. В рамках защиты прав детей социальный педагог осуществляет профилактическую поддержку и коррекционно-реабилитационную помощь; контроль за соблюдением прав детей; собственно защиту детей .

Скачать:

Вложение Размер
sotsialno-pedagogicheskaya_zashchita_prav_rebenka_v_ou.doc 168 КБ

Предварительный просмотр:

СОЦИАЛЬНО — ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА
ПРАВ РЕБЁНКА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ.

Основной целью деятельности социального педагога является социальная защита прав детей, обеспечение охраны их жизни и здоровья .

1. Выявление интересов и потребностей учащихся, трудностей и проблем, уровня защищенности.

2. Защита прав и своевременное оказание социальной помощи и поддержки лицам в ней нуждающимся.

3. Профилактика асоциального поведения и правонарушения, охрана жизни и здоровья.

Социально-педагогическая защита прав ребенка в школе осуществляется в соответствии с «Конвенцией ООН» и нормативно-правовыми документами, регламентирующими социальную защиту детей, попавших в трудную жизненную ситуацию и законодательством Российской Федерации в области семейной политики .

Основные «правозащитные» функции социального педагога.

  • Социально — информационная функция: информирование несовершеннолетних по вопросам их прав, а также социальной защиты, помощи, поддержки.
  • Социально-правовая функция: содействие соблюдению прав ребенка в ОУ и семье, в реализации правовых гарантий различных категорий детей и подростков, привлечение при необходимости, юристов для консультирования по вопросам жилищных, семейно-брачных, трудовых и гражданских правонарушений.
  • Социально-психологическая функция: содействие созданию благоприятного микроклимата в детском коллективе.
  • Социально-педагогическая функция: консультирование родителей по вопросам воспитания детей, преодоления педагогических ошибок и конфликтных ситуаций.

Выполнение социальным педагогом охранно-защитной функции предусматривает:

  • воспитание правовой культуры у детей, взрослых в условиях конкретного социума;
  • просвещение родителей, детей, общественности по вопросам социально-правовой защиты детей;
  • разъяснение детям, родителям, общественности законодательных и нормативно-правовых актов, касающихся семейно-правовой защиты, сущности, содержания правозащитной деятельности;
  • организацию профилактической деятельности, направленной на предупреждение, недопущение нарушения прав детей;
  • обеспечение взаимодействия и сотрудничества со специалистами различных служб, призванными в силу своей профессиональной деятельности решать проблемы ребенка, его родителей; оказание социально-педагогической помощи, направленной на минимизацию социальных последствий нарушения прав ребенка;
  • обеспечение защиты прав и интересов ребенка в различных инстанциях (органы опеки и попечительства, комиссия по делам несовершеннолетних, суд и др.).

Рассмотрим методы работы социального педагога по наиболее важным направлениям защиты прав детей.

. Каждый ребенок имеет право на образование.

Социальный педагог должен обеспечивать реализацию этого права, если ребенок по каким-либо причинам не посещает школу (привлечение к этому вопросу родителей и других родственников, органов опеки, правоохранительных органов, общественности); (ФОТО – посещение, инд. беседы с родителями, СП)

Социальный педагог призван обеспечить:

  • оказание помощи детям с низкой мотивацией к обучению, их профессиональной ориентации, выявление дальнейших перспектив для таких детей;
  • консультации по вопросам обучения по индивидуальному плану на дому, в других учебных заведениях, помощь в профессиональной ориентации и трудоустройстве;
  • оказание помощи родителям в воспитании и развитии детей с ограниченными умственными или физическими возможностями.

. Ребенок имеет право на защиту от любых форм насилия и эксплуатации

В этом направлении социальный педагог осуществляет:

  • профилактическую и воспитательную работу с родителями о методах -воздействия на ребенка; (ФОТО – посещение, инд. беседы с родителями, родит. собр.)
  • защиту прав ребенка совместно с правоохранительными органами, отделом по вопросам семьи и детства, комиссией по делам несовершеннолетних, отделом профилактики семейного неблагополучия социальной защиты населения «Эдельвейс»; (ФОТО- инд. беседы с уч-ся)
  • просветительскую работу среди детей о вреде никотина, алкоголя, токсических и наркотических веществ; оказание помощи детям, попавшим в наркотическую зависимость. (ФОТО — кл. час)

. Ребенок имеет право пользоваться всеми благами социального обеспечения.

Социальный педагог организует:

  • помощь малоимущим семьям в получении официального статуса (малообеспеченные, многодетные и т.д.);
  • помощь малоимущим семьям в оформлении документов на предоставление положенных льгот;
  • бесплатное горячее питание детей из малоимущих семей;
  • помощь в получении бесплатных путевок на лечение и отдых, новогодние елки, праздничные представления и т.д.; (ФОТО –посещение)

. Ребенок имеет право на защиту жизни, здоровья, чести и достоинства.

Социальный педагог совместно с педагогическим коллективом школы, родителями и детьми:

  • осуществляет работу по созданию в школе атмосферы доверия, уюта, защищенности;
  • защищает права и здоровье ребенка в отношении режима работы учебного заведения;
  • играет роль посредника, связующего звена между детьми и взрослыми, между семьей и государственными службами, призванными заботиться о духовном, физическом и психическом здоровье населения; способствует взаимопониманию между детьми и их окружением;
  • играет роль адвоката, защитника интересов, законных прав ребенка, его семьи;
  • помогает разрешать конфликтные ситуации между детьми, между родителями и детьми, между детьми и другими взрослыми.

. Ребенок имеет право свободно формулировать и выражать свои взгляды, мысли, чувства; может добровольно вступать в различные ассоциации, исповедовать какую-либо религию.

Социальный педагог осуществляет:

  • привлечение детей к управлению школы;
  • организацию (совместно с психологом и классным руководителем) диспутов, семинаров, классных часов по самореализации личности детей;
  • вовлечение детей в различные детские сообщества, обсуждение с детьми жизненно важных для них вопросов. (ФОТО – участие в мероприятиях детей)

. Ребенок имеет право на полноценный отдых, культурный досуг.

Данное направление включает:

  • привлечение детей из неблагополучных семей к занятиям в кружках, секциях, имеющихся в школе и вне школы;
  • вовлечение детей во внеклассные мероприятия (концерты, конкурсы, викторины, литературные гостиные и т.д.);
  • организацию отдыха детей в летних лагерях;
  • содействие в трудоустройстве детей по их желанию в летний период;
  • организацию турпоходов, поездок по родному городу, краю, стране; посещение выставок, концертов, музеев. (ФОТО – участие в мероприятиях детей)

. Ребенок, лишенный родителей, имеет право на особую защиту и помощь . Социальный педагог:

  • оказывает моральную поддержку ребенку, потерявшему родителей;
  • содействует в оформлении опекунства;
  • осуществляет контроль за соблюдением прав ребенка в новой семье, регулярное обследование таких семей. (ФОТО – посещение, беседы)
Читайте так же:  Подать на развод будучи беременной

. Ребенок, совершивший правонарушение, сохраняет свои права и может рассчитывать на достойное и уважительное обращение.

Социальный педагог осуществляет:

  • выявление скрытых причин совершенного проступка и их устранение;
  • укрепление в сознании ребенка мысли о том, что, несмотря на содеянное, он как человек, достоин уважительного обращения;
  • помощь ребенку в реабилитации и адаптации в обществе. (ФОТО)

Таким образом, в рамках защиты прав детей социальный педагог осуществляет профилактическую поддержку и коррекционно-реабилитационную помощь; контроль за соблюдением прав детей; собственно защиту детей.

Рассмотрим мониторинг реализации профилактических мероприятий МБОУ СОШ №3 села Шедок, на котором прослеживается положительная динамика снижения количества семей и учащихся, состоящих на профилактическом учете (Рис. 1; Рис.2):

Эти данные подтверждают, что разработанные нами программы и этапы работы с семьями и учащимися, находящимися в социально опасном положении, в трудной жизненной ситуации действуют, и что при их реализации есть положительные результаты. А значит, работа социально- педагогической службы проводится в правильном направлении – это решение проблем социализации детей, их воспитание, защиты их прав, помощь в разрешении проблем адаптации в социуме.

Социальная защита детства

Скачать:

Вложение Размер
dokument_microsoft_word.doc 55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Нормативные основы защиты прав детства

К основным международным документам ЮНИСЕФ, касающимся прав детей относятся:

— Декларация прав ребенка (1959). Принцип 2 Декларации прав ребенка 1959 г., гласит: «Ребенку законом и другими средствами должна быть обеспечена специальная защита и предоставлены возможности и благоприятные условия, которые позволяли бы ему развиваться физически, умственно, нравственно, духовно и в социальном отношении здоровым и нормальным путем и в условиях свободы и достоинства. При издании с этой целью законов главным соображением должно быть наилучшее обеспечение интересов ребенка». Важность и значение данного положения трудно переоценить.

Историческое значение Декларации прав ребенка 1959 г. как раз и состоит в том, что в ней впервые был закреплен принцип наилучшего обеспечения интересов ребенка, о чем, к сожалению, незаслуженно забывают.

— Конвенция ООН о правах ребенка (1989 г.). Спустя три десятилетия Конвенция «О правах ребенка» 1989 г. вновь подчеркивает, что дети имеют право на особую заботу и помощь. В преамбуле к Конвенции указывается, что семья как основная ячейка общества является естественной средой для роста и благополучия всех ее членов и особенно детей, ей должны быть предоставлены необходимая защита и содействие с тем, чтобы семья могла полностью возложить на себя обязанности по воспитанию детей, тем самым исключив из жизни ребенка правонарушения.

— Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990 г.). Декларация прав ребенка является первым международным документом. В 10 принципах, изложенных в Декларации, провозглашаются права детей: на имя, гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную защиту и предоставление возможности получать образование, развиваться физически, нравственно и духовно в условиях свободы и достоинства.

Особое внимание в Декларации уделяется защите ребенка. На основе Декларации прав ребенка был разработан международный документ –Конвенция о правах ребенка.

— Конвенция о правах ребенка состоит из преамбулы и 54 статей, детализирующих права каждого человека в возрасте до 18 лет на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других форм злоупотреблений.

Конвенция признает за каждым ребенком независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического и социального происхождения – юридическое право: на воспитание, на развитие, на защиту, на активное участие в жизни общества.

Для создания и развития механизма реализации прав ребенка на защиту, декларированных в Конвенции и гарантированных Конституцией Российской Федерации, принят целый ряд законодательных актов – Семейный Кодекс Российской Федерации, Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации».

— Семейный Кодекс Российской Федерации – документ, регулирующий правовые вопросы семейных отношений на основе действующей Конституции Российской Федерации и гражданского законодательства. Раздел IV Семейного Кодекса Российской Федерации целиком посвящен правам и обязанностям родителей и детей. Особый интерес представляют глава 11 «Права несовершеннолетних детей» и глава 12 «Права и обязанности родителей».

В Семейном Кодексе Российской Федерации законодательно закреплены общепризнанные принципы и нормы международного права ребенка на жизнь и воспитание в семье, на защиту, на возможность свободно выражать свое мнение.

В целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, принят Федеральный Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Этот закон выделяет особую категорию детей, нуждающихся в защите со стороны государства (дети-инвалиды, жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, дети с отклонениями в поведении, дети, жизнедеятельность которых нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть эти обстоятельства сами или с помощью семьи).

Конвенция ООН о правах ребенка дает определение понятия «жестокое обращение» и определяет меры защиты (ст. 19), а также устанавливает:

обеспечение в максимально возможной степени здорового развития ребенка (ст. 6);

защиту от произвольного или незаконного вмешательства в личную жизнь ребенка, от посягательств на его честь и репутацию (ст. 16);

обеспечение мер по борьбе с болезнями и недоеданием (ст. 24);

признание права каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (ст. 24);

защиту ребенка от сексуального посягательства (ст. 34);

защиту ребенка от других форм жестокого обращения (ст. 37);

меры помощи ребенку, явившемуся жертвой жестокого обращения (ст. 39).

Уголовный кодекс предусматривает ответственность:

за совершение физического и сексуального насилия, в т.ч. и в отношении несовершеннолетних (ст. 106 – 136);

за преступление против семьи и несовершеннолетних (ст. 150 – 157).

Семейный Кодекс РФ гарантирует:

право ребенка на уважение его человеческого достоинства (ст. 54);

право ребенка на защиту и обязанности органа опеки и попечительства принять меры по защите ребенка (ст. 56);

меру «лишение родительских прав» как меру защиты детей от жестокого обращения с ними в семье (ст. 69);

немедленное отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни и здоровью (ст. 77).

— Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» гарантирует право на образование независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Гарантирует общедоступность и бесплатность образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (ст. 5). Закреплены основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования (ст. 34). Организации, осуществляющие образовательную деятельность обязаны создать условия для охраны здоровья обучающихся (ст. 41). Прописаны права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, защита прав обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся (ст. 44-45).

Конвенция о правах ребенка – правовой документ высокого международного стандарта и большого педагогического значения. Она провозглашает ребенка полноценной и полноправной личностью, самостоятельным субъектом права и призывает строить взаимоотношения взрослого и ребенка на нравственно-правовых нормах, в основе которых лежит подлинный гуманизм, демократизм, уважение и бережное отношение к личности ребенка, его мнениям и взглядам.

Читайте так же:  Как подтвердить статус матери одиночки

Реализация прав ребенка включает:

защиту его от всех форм жестокого обращения;

права на охрану жизни и здоровья;

защиту его права на образование;

права на сохранение своей индивидуальности.

Право ребенка на защиту его от всех форм жестокого обращения.

Нарушение прав ребенка проявляется чаще всего в жестоком и безответственном обращении с ним.

Жестокое обращение с детьми – нанесение физического, психологического, эмоционального ущерба ребенку путем умышленного действия, а также пренебрежение родителями, воспитателями, другими лицами обязанностями по отношению к нему, наносящее вред его физическому и психическому развитию.

Отсутствие заботы о детях (пренебрежение основными потребностями ребенка) – это отсутствие должного обеспечения основных нужд и потребностей ребенка в пище, одежде, жилье, воспитании, образовании, медицинской помощи со стороны родителей или лиц, их заменяющих, в силу объективных причин (бедность, психические болезни, неопытность).

Нарушением прав ребенка можно считать:

Лишение свободы движения.

Уход родителя из дома на несколько часов и оставление ребенка одного (ст. 156 Уголовного Кодекса РФ предполагает, что запирание на длительное время квалифицируется как неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего).

Применение физического насилия к ребенку.

Унижение достоинств ребенка – грубые замечания, высказывания в адрес ребенка – воспитывает в ребенке озлобленность, неуверенность в себе, комплекс неполноценности, занижение самооценки, замкнутость, трусость, садизм.

Угрозы в адрес ребенка.

Ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний.

Отсутствие элементарной заботы о ребенке, пренебрежение его нуждами.

Отсутствие нормального питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи.

Право ребенка на жизнь и здоровье.

[3]

Конвенция о правах ребенка определяет, что «каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь» (ст.6), а государство, родители (законные представители) должны обеспечить «право ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития» (п.1, ст. 27). В республике принят ряд нормативно-правовых документов, направленных на охрану здоровья и благополучия детей:

— Закон Республики Мордовия от 28 декабря 2004 г. № 102-З «О мерах социальной поддержки отдельных категорий населения, проживающего в Республике Мордовия»;

— Закон Республики Мордовия от 12 октября 2009 г. № 66-З «О мерах по предупреждению причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию в Республике Мордовия»;

— Закон Республики Мордовия от 10 сентября 2014 г. № 68-З «О разграничении полномочий органов государственной власти Республики Мордовия в сфере социального обслуживания граждан»;

— Закон Республики Мордовия от 12 ноября 2014 г. № 86-З «О перечне социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг в Республике Мордовия»;

— Закон Республики Мордовия от 16 апреля 2015 г. № 18-З «О государственном урегулировании розничного оборота алкогольной продукции на территории Республики Мордовия». Согласно пункту 1 статьи 7 данного закона на территории Республики Мордовия не допускается розничная продажа алкогольной продукции лицам моложе 21 года.

Постановлениями Правительства Республики Мордовия утверждены республиканские комплексные программы:

«Усиление борьбы с преступностью, противодействию терроризму, экстремизму и профилактике правонарушений» на 2011 – 2015 годы»;

«Патриотическое воспитание граждан, проживающих на территории Республики Мордовия» на 2012-2015 годы;

«Противодействие злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту» на 2014-2020 годы;

«Доступная среда» на 2014 — 2018 годы;

«Развитие образования в Республике Мордовия» на 2014 — 2020 годы;

«Развитие физической культуры и спорта» на 2014 — 2020 годы;

«Социальная поддержка граждан» на 2014 — 2020 годы;

«Юстиция и профилактика правонарушений на 2014 — 2018 годы»;

«Формирование информационного общества в Республике Мордовия в период до 2018 года»;

«Стратегия действий в интересах детей в Республике Мордовия» на 2012 – 2017 годы.

Право ребенка на игру.

«Игра — ведущая деятельность дошкольника». Это знают многие, но далеко не всегда в системе жизнедеятельности ребенка она занимает должное место. В настоящее время в семье зачастую вместо игр ребенок много времени проводит за телевизором или за компьютером. Ответственность за обеспечение интересов ребенка в игре возлагается на родителей (законных представителей), однако и «общество и органы публичной власти должны прилагать усилия к тому, чтобы способствовать осуществлению указанного права», – утверждает Декларация прав ребенка.

Право ребенка на сохранение своей индивидуальности.

«Государства-участники Конвенции обязуются уважать права ребенка на сохранение его индивидуальности» (ст. 8). У каждого человека своя индивидуальность: характер, взгляды, отношения к окружающим. Индивидуальность – великий дар природы, но его легко уничтожить в детстве, когда человек еще не окреп. Взрослые призваны не только понимать личность ребенка, но и помогать ему сохранить и развивать свою индивидуальность.

Право ребенка на образование.

Статьи 28–29 Конвенции о правах ребенка определяют право ребенка на образование как возможность посещать образовательную организацию, призванное обеспечивать подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в соответствии с государственными стандартами. В выборе программы педагогические коллективы руководствуются уровнем развития ребенка, своими педагогическими идеями, концептуальными положениями и разнообразными подходами к организации педагогического процесса.

При осуществлении защиты прав и законных интересов детей, родители (законные представители) могут обратиться за помощью в созданные в республике следующие специальные институты:

— Уполномоченному по правам ребенка при Главе Республики Мордовия;

— Органы опеки и попечительства (администрации муниципальных районов и районов г.о. Саранск);

— Подразделения по делам несовершеннолетних (межмуниципальные отделы и отделы г.о. Саранск при МВД по Республике Мордовия);

— Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (Республиканской, муниципальных районов и районов г.о. Саранск);

— Управление Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков по Республике Мордовия;

— Детский телефон доверия с единым общероссийским номером и другие телефоны доверия действующие в республике;

Видео (кликните для воспроизведения).

— Другие правозащитные органы и общественные организации.

Источники

Литература


  1. Энциклопедия будущего адвоката: моногр. ; КноРус — М., 2012. — 1000 c.

  2. Десницкий, С. Е. Слово о прямом и ближайшем способе к научению юриспруденции. Юридическое рассуждение о вещах священных, святых и принятых в благочестие, с показанием прав, какими оные у разных народов защищаются… и др. / С.Е. Десницкий. — Москва: Гостехиздат, 2016. — 193 c.

  3. Фохт-Бабушкин, Ю.У. Искусство в жизни человека. Конкретно-социологические исследования искусства в России конца XIX — первых десятилетий XX века. История и методология / Ю.У. Фохт-Бабушкин. — М.: Алетейя, 2016. — 788 c.
  4. Римское частное право. Учебник. — М.: Зерцало, 2015. — 560 c.
  5. Кудрявцев И. А., Ратинова Н. А. Криминальная агрессия; Издательство МГУ — Москва, 2013. — 192 c.
  6. Права ребенка и социальная защита детства
    Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here