Признаки физического насилия над детьми

Признаки физического насилия над детьми

Хотя истинная частота случаев насилия над детьми неизвестна, согласно примерным оценкам, от насилия и отсутствия надлежащего присмотра в США ежегодно страдают более 2 млн детей, что приводит к тяжелым травмам у 40 000 детей и к 4000 летальных исходов. Во многих случаях дети осматривались врачами, которые не смогли распознать признаки и симптомы, указывающие на верный диагноз. Кожные признаки нередко дают ключ к выявлению острого или хронического насилия над ребенком.

Почти две трети детей, страдающих от насилия, младше 3 лет. Недоношенные дети, дети-инвалиды и приемные дети чаще подвергаются насилию. Примерно 75% из них страдают от отсутствия надлежащего присмотра и ухода, 15% от физического насилия и 10% от сексуального насилия, причем девочки являются в этом случае жертвами в три раза чаще, чем мальчики. Однако процент фатальных исходов у мальчиков вследствие насилия и отсутствия присмотра почти в 1,5 раза выше, чем у девочек.

Группа риска включает родителей с личной историей насилия в детском возрасте, плохой социализацией и ограниченной способностью справляться со стрессом. Медицинские проблемы, в том числе сердечно-сосудистые заболевания, диабет и рак, также связаны с отрицательным опытом детства. Хотя семьи, живущие в бедности, более подвержены стрессовым факторам, которые могут приводить к насилию и отсутствию надлежащего присмотра за детьми, подобные ситуации случаются в семьях любого социально-экономического уровня.

Алкоголизм, наркомания и психические заболевания часто являются способствующими факторами. Семьи, которые часто переезжают и не способны создать систему поддержки в сообществах по месту проживания, особенно подвержены риску.

Физическое насилие:
а — множественные экхимозы наблюдаются на спине этого ребенка с признаками недоедания, но с нормальными показателями коагуляции.
б — у малыша развился отек препуция после ударов ремнем. Обратите внимание на след от ременной пряжки со стороны правого бедра.

Диагностические ключи насилия над ребенком

Если история получения травмы запутанная или не совпадает с физическими признаками, насилие следует включить в дифференциальный диагноз. Несовпадения в истории получения травмы при отдельном опросе каждого из родителей и изменения в рассказе при сборе анамнеза разными врачами усиливают подозрение.

Большой временной промежуток между временем получения травмы и визитом к врачу, неадекватное отсутствие обеспокоенности по поводу травмы и аномалии в отношениях между родителем и ребенком также вызывают подозрение.

Просмотр записей врача, оказывавшего первую помощь, или записей в карточке больного в отделении экстренной медицинской помощи может выявить большое количество посещений врача по поводу случайных травм, повторных переломов или пищевых отравлений. Задержки с прививками и обязательными контрольными посещениями врача должны также послужить тревожным предупреждением. У младенцев и маленьких детей плохой рост и набор веса могут быть признаками пренебрежения обязанностями по уходу за ребенком или эмоциональной жестокости.

Физическое насилие.
Этим маленьким детям веревку завязывали (а) вокруг шеи и (б) вокруг ног, что вызвало появление кровоподтеков и эрозий в форме окружности.

Понятие насилия

В широком смысле насилие можно определить как принудительное воздействие на кого-либо: оскорбление, унижение, использование в своих целях и т. д. Цель любого насилия – подавить волю и личность жертвы.

В психологии нет единого определения насилия, потому воспользуемся одним из наиболее полных (автор И. М. Пономарева): «Насилие – применение индивидом или социальной группой различных форм принуждения (вплоть до вооруженного воздействия) с целью приобретения или сохранения политического, экономического, психологического господства, завоевания каких-либо прав и привилегий».

К насилию прибегают дети в школах и детских садах, политики и руководители компаний, мужья и жены, родители, случайные прохожие. Не будем рассматривать случаи из психиатрии, говорить о маньяках. Мы рассмотрим склонность к насилию с психологической точки зрения. Хотя сама по себе такая модель поведения аномальна, стоит отметить, что встречается она и у здоровых клинически людей. Давайте разберем популярные в быту формы и виды насилия, их причины и последствия.

Виды насилия над детьми в семье

Насилие в семье над детьми – частое явление в России, особенно в неблагополучных семьях. Есть несколько разновидностей родительского произвола:

  • Психологическое (эмоциональное) насилие;
  • Физическое;
  • Сексуальное как разновидность предыдущего типа;
  • Пренебрежение взрослых своими обязанностями по отношению к подрастающему поколению.

Все четыре разновидности опасны и способны нанести большой вред развитию дошкольника (школьника, подростка).

Эмоциональное или психологическое

Моральное унижение детей – не редкость даже в благополучных и обеспеченных семьях. Родители могут постоянно издеваться над ребенком, высмеивая его внешность, привычки, умственные способности. Школьнику могут постоянно внушать, что он – никчемное существо, которое ни на что не способно. Иногда взрослые целенаправленно пугают и травят детей или (в многодетных семьях) натравливают братьев и сестер друг на друга. Все это можно отнести к эмоциональному (психологическому) негативному воздействию.

К эмоциональному насилию можно отнести запугивание ребенка, его травлю и насмешки над ним

Физическое

Физические наказания – одна из разновидностей насилия. Особенно часто такое поведение демонстрируют отцы, но матери, использующие порку как главный метод воспитания, тоже встречаются. Физическое насилие опасно тем, что страдающие от него дети вырастают трусливыми, лживыми, жестокими, недоверчивыми. Обычно они озлоблены на весь мир и напоминают маленьких волчат.

Сексуальное

Детское насилие может быть сексуальным. Пожалуй, это самый страшный вид произвола взрослых. Для того чтобы ребенок не стал жертвой сексуального маньяка, главная задача родителей – научить его основным правилам безопасного поведения на улице, дома и в общественных местах (в частности, не вступать в разговоры с незнакомцами).

Внимание! В семьях, где мать вступила во второй и последующий брак, часто бывают случаи сексуальных домогательств отчима по отношению к падчерице (изнасилование или его попытки). Поэтому воспитателям и классным руководителям рекомендуется поставить такие семьи на особый контроль.

Пренебрежительное отношение

К сожалению, далеко не все отцы и матери знают, что отказ от создания ребенку надлежащих условий для жизни, учебы, образования – это тоже насилие, выраженное в пренебрежении своими родительскими обязанностями. Также к этой разновидности произвола следует отнести непредоставление ребенку своевременной медицинской помощи и отказ от плановых профосмотров в поликлинике.

Читайте так же:  Посмертное установление отцовства судебная практика

Внимание! Согласно статье уголовного кодекса России (УК РФ), за бездействие отца или матери в случае, если здоровью или жизни сына (дочери) угрожает опасность, наступает уголовная ответственность точно так же, как и за халатные действия. Об этом должен знать каждый родитель.

Клинические признаки насилия над ребенком

При подозрении на насилие над ребенком в каждом случае необходим тщательный физикальный осмотр. Следует внимательно рассмотреть всю кожную поверхность, включая аногенитальную область, слизистые оболочки и волосистую часть головы. Все данные необходимо занести в медицинскую карту. Фотографии подозрительных очагов необходимо подписать с указанием точной даты. Об инциденте следует сообщить в соответствующие органы, включая службу защиты детей, социальные службы и, при необходимости, полицию. Хотя врач должен играть роль защитника семьи, его первостепенная ответственность состоит в обеспечении безопасности ребенка.

[3]

Распределение и форма очагов могут стать ключом к диагнозу. Невинные синяки, возникшие во время игр, обычно располагаются над костными выступами. Синяки вследствие насилия обычно наблюдаются на внутренней и наружной поверхности бедер, на ушных раковинах, в паху, гениталиях, на щеках и туловище. Отпечатки большого пальца на груди и пальцев кисти на спине ребенка, которые возникают, когда ребенка захватывают и держат в подвешенном состоянии, могут указывать на диагноз так называемого «синдрома тряски младенца», при котором тряска приводит к субду-ральной гематоме с кровоизлияниями в сетчатку глаз.

В первые 3-5 дней синяки выглядят лиловыми и синими, а затем, к 10-му дню, меняют цвет на зеленовато-желтый и бледно-коричневый оттенок. Хотя установить дату кровоподтеков иногда трудно, множественные синяки различной интенсивности и цвета указывают на постоянную проблему, а объяснение родителей может не совпадать с эволюцией очагов. Более того, полное обследование кожи под лампой Вуда может выявить старые, клинически уже не видимые синяки.

Во многих случаях конфигурация синяков может совпадать с отпечатком предмета, который использовали для нанесения травмы. Линейные очаги обычно бывают от ударов деревянной палкой или металлической проволокой. Очаги или эрозии в форме окружности на руках, ногах или шее могут быть вызваны веревочными или проволочными лигатурами. Шнуры от лампы (петли в форме греческой буквы «омега»), ремни (U-образные порезы), ременные пряжки и кисти рук часто оставляют идентифицируемые очаги.

Физическое насилие. Форма очагов часто указывает на предмет, который использовали для нанесения травмы:
а — конец ремня вызвал U-образный порез на ноге у этого 5-летнего мальчика.
б — пурпура в форме чашки на спине у этого подростка вызвана намеренно — это результат лечения боли в спине.
в — у ребенка наблюдаются множественные рубцы — следы ударов проволочной петлей.
Следы в форме чашки или монеты могут возникнуть в результате намеренного, без насилия применения этих предметов, а форма очагов здесь практически диагностическая.

Однако врач всегда должен оценивать эти очаги в соответствующем культурном контексте. Очаги, нанесенные монетой или чашкой, вызывают характерную пурпуру, но не всегда в результате жестокого обращения, поэтому их не следует путать с неслучайной, потенциально угрожающей жизни травмой.

Следы укусов также имеют характерную картину. Укусы животных обычно оставляют точечные проколы или разрывы кожи, в то время как укусы человека вызывают размозжение. В случае небольших по размеру следов укусы могут быть нанесены другими детьми в семье. Однако если ширина следов превышает 4 см, укусы были нанесены взрослым человеком.

[1]

Хотя ожоги довольно часто происходят при случайных травмах, форма и распределение очагов, не совпадающие с изложенной историей, и позднее обращение за медицинской помощью могут указать на намеренный характер травм. Ожоги от погружения в горячую воду являются частой картиной жестокого обращения. Эмоциональные срывы во время приучения малыша пользоваться горшком являются распространенной жалобой. Тыльные стороны кистей и стоп могут быть поражены сильнее, поскольку кожа на ладонях и подошвах толще и сравнительно защищена, когда конечности прижимают ко дну раковины или ванны. Ожоги от металлических предметов обычно имеют форму предмета.

Треугольные травмы могут возникать при ожогах горячим утюгом. У ребенка, которого прижимали к горячей металлической решетке, могут остаться пересекающиеся, горизонтальные и вертикальные следы. Очаги от сигарет вызывают штампованные язвы с сухими лиловыми корками. Их следует отличать от импетиго по одинаковым размерам и сухому, не расширяющемуся основанию. При многократных повторных травмах может развиться картина очагов на разных этапах заживления. Некоторые очаги могут подвергнуться импетигинизации. Распространенное нелеченое импетиго и плохая гигиена также являются признаками пренебрежения ребенком.

Множественные необъяснимые переломы различной давности, особенно длинных костей и ребер младенца или маленького ребенка, являются неотъемлемым признаком насилия. Часто такие травмы костей обнаруживают случайно, когда осматривают ребенка, доставленного к врачу по поводу какой-либо одиночной травмы или другой, не связанной с травмой проблемы.

При подозрении на насилие над ребенком проводят полное обследование скелета для оценки масштаба травм. Тупые предметы могут вызвать внутрибрюшные травмы, в частности дуоденальные гематомы, разрывы тонкого кишечника или брыжейки и повреждения печени и селезенки. Таким детям может потребоваться госпитализация, пока им не будет обеспечена безопасность дома. Примерно 50% детей, которые возвращаются в свое прежнее окружение, в итоге погибают от действий взрослого насильника. «Монгольские» и «винные» пятна не следует путать с кровоподтеками.

Предыдущие записи в медицинской карточке ребенка или наблюдение в течение нескольких дней выявляют истинный диагноз. Геморрагический диатез, который может проявляться повышенной склонностью к образованию синяков, быстро исключают подсчетом количества тромбоцитов и изучением данных коагулограммы. Укусы насекомых могут напоминать ожоги от сигарет, а несовершенный остеогенез в редких случаях может имитировать насилие над ребенком. Травмы вследствие перетяжки волосом или хлопчатобумажными нитками гениталий и пальцев могут быть случайными, однако в таких случаях всегда следует исключать насилие над ребенком.

ПОНЯТИЯ И ФОРМЫ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ С ДЕТЬМИ

Жестокое обращение с детьми – действие (или бездействие) родителей, воспитателей и других лиц, наносящие ущерб физическому или психическому здоровью ребенка.

Читайте так же:  Материнский капитал в счет ипотеки

Выделяют несколько видов жестокого обращения: физическое, сексуальное, психическое (эмоциональное дурное обращение) насилие, отсутствие заботы (пренебрежение основными потребностями ребенка).

Насилие – любая форма взаимоотношений, направленная на установление или удержание контроля силой над другим человеком.

Формы насилия над детьми.

Физическое насилие— действие (бездействие) со стороны родителей или других взрослых, в результате которых физическое и умственное здоровье ребенка нарушается или находится угрозой повреждения.

Влияние физического насилия на ребенка

1. Поведенческие и психологические индикаторы:

· задержка развития, малоподвижность; дети могут становиться агрессивными, тревожными; могут быть необычно стеснительными, нелюбопытными, избегать сверстников, бояться взрослых и играть только с маленькими детьми, а не ровесниками; страх физического контакта, боязнь идти домой; тревога, когда плачут другие дети, тики, сосание пальцев, раскачивание.

2. Признаки физического насилия над ребенком:

· разные по времени возникновения;

· в разных частях тела ( например, на спине и груди одновременно);

· имеют особую форму предмета (например, форму пряжки ремня, ладони, прута);

· типография ожогов различна, но чаще они расположены на стопах, кистях рук, груди, голове. Как правило, это контактные ожоги горячими металлическими предметами и сигаретами. Ожоги от прижигания сигаретами имеют резко очерченные округленные контуры, после заживления остаются слабая пигментация и слегка втянутый центр;

· следы от человеческого укуса характеризуются ранами, расположенными по контуру зубной арки, имеют эллипсовидную или овоидную формы; отпечатки верхних и нижних резцов прямоугольной, премолярной формы, типично наличие кровоподтеков.

«Синдром тряски ребенка»:

· возникает, когда взрослый, схватив ребенка за плечи, сильно трясет его взад и вперед; при этом сила воздействия на кровеносные сосуды мозга такова, что могут произойти кровоизлияние в мозг или ушиб мозга;

· у ребенка наблюдаются кровоизлияния в глазах, тошнота, рвота, потеря сознания; одновременно выявляются сопутствующие признаки физического насилия – синяки на плечах и груди, имеющие отпечатки пальцев.

Заподозрить физическое насилие над ребенком можно, если:

· родители поздно обращаются за медицинской помощью или инициатором обращения являются другие люди;

· следы травм различной давности;

· родители дают противоречивые, путанные объяснения случившемуся4

· обвиняют ребенка в нанесении самоповреждений;

· не оказывают ребенку поддержки при медицинском осмотре;

· отсутствует обеспокоенность за здоровье ребенка, напротив, демонстрируется преувеличенная забота (псевдолюбовь);

· повторные госпитализации в стационар с травмами различного характера.

Отсутствие заботы о детях (пренебрежение основными потребностями ребенка) – невнимание к основным нуждам ребенка в пище, одежде, медицинского обслуживания, присмотре.

Влияние на ребенка:

· не растет, не набирает подходящего веса или теряет вес4

· ребенок брошен, находится без присмотра, не имеет подходящей одежды, жилища;

· нет прививок, нуждается в услугах зубного врача, плохая гигиена кожи, запущенное состояние ребенка;

· не ходит в школу, прогуливает школу, приходит на занятия слишком рано и уходит из школы слишком поздно;

· устает, апатичен, имеет отклонения в поведении.

Психическое насилие над детьми (эмоциональное дурное обращение с детьми):

· обвинения в адрес ребенка (брань, крики);

· принижение его успехов, унижение его достоинства;

· длительное лишение ребенка любви, нежности, заботы и безопасности со стороны родителей;

· принуждение к одиночеству;

· совершение в присутствии ребенка насилия по отношению к супругу или другим детям;

· причинение боли домашним животным с целью запугивания ребенка.

Влияние на ребенка:

· задержка в физическом, речевом развитии, задержка роста (у дошкольников и младших школьников);

· импульсивность, взрывчатость, вредные привычки (сосание пальцев, вырывание волос), злость;

· попытки совершения самоубийства, потеря смысла жизни (у подростков);

· ночные кошмары, нарушение сна, страхи темноты, боязнь людей, их гнева;

· депрессии, печаль, беспомощность, безнадежность, заторможенность.

Комиссия по делам несовершеннолетних
и защите их прав района Солнцево

Признаки сексуального насилия над ребенком

Любое действие сексуального характера, направленное на ребенка со стороны взрослого или другого ребенка, является сексуальным насилием. Оно причиняет физический и эмоциональный ущерб и имеет долгосрочные последствия для организма ребенка.

Любое действие сексуального характера, направленное на ребенка со стороны взрослого или другого ребенка, является сексуальным насилием. Оно причиняет физический и эмоциональный ущерб и имеет долгосрочные последствия для организма ребенка. Наконец, это преступление. При этом выявить факты сексуального насилия над ребенком крайне сложно. Дети стесняются и боятся рассказывать другим людям о произошедшем. В большинстве случаев насильником является кто-то, кого ребенок знает и кому доверяет. Это может быть член семьи или же кто-то из близкого окружения. Однако иногда речь идет и об абсолютно незнакомом лице.

Как выявить проблему?

Не следует быть слишком подозрительным в отношении возможного сексуального насилия. На самом деле, риск столкнуться с ним невелик. Стабильная ситуация в семье еще больше снижает этот риск. Однако родителям необходимо всегда следить за любыми подозрительными моментами в поведении ребенка. Следующие физические и поведенческие симптомы должны вызвать у вас подозрения:

Если вы наверняка знаете, что ваш ребенок подвергся сексуальному насилию, сообщите об этом в полицию. Обязательно отведите его на осмотр к врачу, а также попросите того порекомендовать вам хорошего детского психолога. Всячески содействуйте полиции в выслеживании насильников.

Рекомендации

Определенные ситуации повышают риск стать жертвой сексуального насилия. Ваш ребенок входит в группу повышенного риска, если он:

  • Живет в семье разведенных и/или приемных родителей.
  • Живет в сельской местности или регионе с низким уровнем жизни.
  • Становился жертвой другого типа насилия, к примеру, физического или психологического.
  • Проводит много времени наедине с посторонними взрослыми людьми (учителями, священниками, тренерами, сиделками и т.д.).

Девочки и дети с умственной отсталостью чаще становятся жертвами насильников. Наконец, помните, что сексуальное насилие по отношению к ребенку может быть как со стороны лица противоположного, так и того же пола.

Жестокое обращение с детьми: физическое насилие

Критерии жестокого обращения над детьми:

По Н.К. Асановой (1997), понятие злоупотребления и жестокого обращения распространяется на ребенка до 18-летнего возраста, чей родитель или другое лицо, юридически ответственное за заботу о нем:

Формы насилия над детьми: физическое насилие, эмоциональное насилие, сексуальное насилие, пренебрежение.

Читайте так же:  Оценщик при разделе имущества


Физическое насилие

Физическое насилие – это любое неслучайное нанесение повреждения ребенку в возрасте до 18 лет.

Физическое насилие также трактуется как действия или отсутствие действий со стороны родителей или других взрослых, в результате которых физическое или умственное здоровье ребенка нарушается или находится под угрозой повреждения.

В подростковом возрасте, периоде взрослости, в собственной семейной жизни лица, подвергавшиеся физическому насилию в детстве, могут быть жестоки с окружающими.

Видео (кликните для воспроизведения).

Очень важной чертой жертв во взрослом возрасте является неспособность справляться с проблемами, а также искать и получать помощь от окружающих людей.

Когда ребенок не получает помощи от собственных родителей, это подрывает его способности к поиску помощи и взаимоотношениям с людьми в будущем.

Группа риска по совершению физического насилия

Причины физического насилия

Индикаторы физического насилия у детей:

Понятие, причины, формы и виды насилия — определение в психологии. Последствия насилия у взрослых. Профилактика и реабилитация

Насилие – одна из глобальных проблем всего человечества. Формы и виды насилия разнообразны, с ними можно столкнуться дома, на работе, на улице – где угодно. Жертвами становятся как взрослые, так и дети. Давайте попробуем разобраться в нюансах этой непростой, но важной проблемы.

Причины насилия

Насильник жаждет власти. Он хочет самоутвердиться, возвыситься за счет унижения личного достоинства жертвы. Как считал Фрейд, миром правят чувство голода, секс и жажда власти. Это базовые потребности, которые обуславливают активность личности. Но у некоторых людей жажда власти переходит в патологическое стремление доминировать.

Причиной насилия может стать любой пустяк: случайный толчок в транспорте, «неправильный» цвет кофты, какое-либо действие, не соответствующее ожиданиям агрессора. Всех ситуаций и причин не назовешь. Но можно выделить два основных механизма или пути формирования склонности к насилию: фрустрация базовых потребностей и социальное научение. Рассмотрим оба механизма подробнее:

  1. Теория о неудовлетворенных базовых потребностях как причине насилия принадлежит Фрейду. Психоаналитик полагал, что неудовлетворенная потребность в еде, воде, безопасности, сексе, общении, самоуважении, уважении, принадлежности способствует накоплению энергии и повышению напряжения. Тело и психика требует разрядки. Агрессия и насилие – примитивный способ снять напряжение. Хочу отметить, что в данном случае базовые потребности рассматриваются не как первичные, а как свойственные каждому человеку. Конечно, согласно пирамиде Маслоу, потребность в самоуважении или сопричастности находится на более высоком уровне, чем еда.
  2. Теория социального научения насилию принадлежит А. Бандуре. Психолог экспериментально и методом наблюдения определил, что насилие как паттерн поведения усваивается их семьи, СМИ, культуры и субкультур общества. Притом формируется это поведение не за счет наказаний и подкреплений, а на основе имитации и идентификации, подражания значимому человеку.

В ряде случаев первый и второй механизм действуют сообща. Например, когда ребенок становится свидетелем бытового насилия между родителями. Он и страдает от фрустрации, и усваивает модель отношений. Позже такие дети проявляют агрессию в отношении более слабых детей, людей или животных.

Профилактика

В целях профилактики нужно сформировать устойчивую установку о недопустимости насилия в любом его виде и форме. Нельзя придерживаться мышления жертвы, нужно знать о зависимых отношениях, уметь определять их. Вместе с этим необходимо поддерживать на адекватном уровне самооценку и чувство собственного достоинства, знать методы психологической и физической самозащиты.

Жертвами становятся люди с особым виктимным типом мышления. Но в то же время важно понимать, что не все зависит от самого человека. Стать жертвой насилия может каждый, но в ваших силах минимизировать эту вероятность.

Памятка родителям «Признаки насилия над ребенком в семье»

Светлана Русановская
Памятка родителям «Признаки насилия над ребенком в семье»

ПРИЗНАКИ НАСИЛИЯ НАД РЕБЕНКОМ В СЕМЬЕ

Памятка для специалистов

Насилие в семье – единичное или повторяющиеся поведение одного из членов семьи для сохранения власти и контроля над близким человеком.

Основные типы насилия

над ребенком в семье

Физическое насилие – любое неслучайное нанесение повреждение ребенку в возрасте до 18 лет.

Сексуальное насилие – использование ребенка или подростка другим лицом для получения сексуального удовлетворения.

Пренебрежение –хроническое нежелание родителя или лица, осуществляющего уход, обеспечить основные потребности несовершеннолетнего ребенка в пище, одежде, жилье, медицинском уходе, образовании, защите и присмотре.

Психологическое насилие – хронические паттерны поведения, такие как унижение, оскорбление, издевательства и высмеивание ребенка.

Распознавание физического насилия

по внешнему виду:

Множественные повреждения, имеющие специфический характер (синяки, следы от ремня, сигаретные ожоги и т. п.) и различную степень давности (свежие и заживающие).

Задержка физического развития (отставание в росте, весе, обезвоживание для грудных детей).

Признаки плохого ухода (гигиеническая запущенность, неопрятный внешний вид, сыпь и т. п.)

Возрастные особенности психического состояния и поведения ребенка, позволяющие заподозрить

жестокость и насилие

Возраст 0-6 мес. : малоподвижность, безразличие к окружающему миру, отсутствие или слабая реакция на внешние стимулы; в 3-6 мес. – редкая улыбка.

Возраст 6 мес. — 1,5 года: боязнь родителей, боязнь физического контакта со взрослыми, испуг при попытке взрослых взять на руки, постоянная беспричинная настороженность, плаксивость, хныканье, замкнутость.

Возраст 1,5-3 года: боязнь взрослых, редкие проявления радости, реакция испуга на плач других детей, крайности в поведении – от агрессивности до безучастности.

Возраст 3-6 лет: пассивная реакция на боль, отсутствие сопротивления, примирение со случившимся, заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость, ночные кошмары, страхи, регрессивное поведение (проявление действий или поступков, характерных для более младшего возраста);

— болезненное отношение к замечаниям, критике, агрессивность, лживость, жестокость по отношению к животным, младшим; воровство, склонность к пожогам;

— несвойственные возрасту знания о сексуальном поведении, сексуальные игры с собой, сверстниками или игрушками, открытая мастурбация, нервно-психические расстройства и т. п.

[2]

Младший школьный возраст: стремление скрыть причину повреждений и травм, одиночество, замкнутость, стремление к уединению, отсутствие друзей или ухудшение взаимоотношений со сверстниками, боязнь идти домой после школы, низкая успеваемость;

— несвойственное возрасту сексуально окрашенное поведение, стремление полностью закрыть тело одеждой, даже если в этом нет необходимости и т. п.

Подростковый возраст: депрессия, низкая самооценка, побеги из дома, криминальное или антиобщественное поведение, употребление алкоголя, наркотиков, угрозы и попытки самоубийства, сексуализированное поведение, жалобы на боли в животе и т. п.

Читайте так же:  Где найти ребенка для усыновления

Эмоциональные реакции детей на насилие и жестокость

Чувство ответственности на насилие. Реакция ребенка: «Если бы я был хорошим, мои родители не делали бы друг другу и мне больно…»

Чувство вины за насилие или жестокость могут испытывать дети при частом или непрекращающемся насилии.

Постоянное возбуждение. Даже в спокойной обстановке от ребенка можно ожидать вспышки агрессивности.

Страх быть покинутым. Дети, отдаленные от одного из родителей в результате акта насилия, могут испытывать глубокий страх, что другой родитель может также покинуть его или умереть.

Стыд. Это особенно актуально для детей в возрасте от 6 до 12 лет, которые сознательно умалчивают факты насилия, а также для подростков.

Беспокойство о будущем. У детей, регулярно испытывающих насилие чаще всего пессимистические взгляды на будущее.

Особенности поведения родителей

или попечителей, позволяющие заподозрить жестокость

по отношению к ребенку

Противоречивые, путанные объяснения причин наличия травм у ребенка.

Позднее обращение за помощью в случае травм у ребенка или обращение за помощью по инициативе посторонних лиц.

Обвинение в травмах самого ребенка.

Неадекватная реакция родителей на тяжесть повреждений, стремление к их преувеличению или преуменьшению.

Отсутствие обеспокоенности судьбой ребенка.

Невнимание, отсутствие ласки, эмоциональной поддержки в общении с ребенком.

Обеспокоенность собственными проблемами, невнимание к здоровью ребенка.

Рассказы о том, как их наказывали в детстве.

Признаки психических расстройств в поведении или проявление патологических черт характера (агрессивность, возбуждение, неадекватность и т. п.)

Перекладывание на ребенка ответственности за собственные неудачи, отождествление ребенка с нелюбимым родственником, негативная характеристика ребенка и т. п.

Как надо вести себя родителям с гиперактивным ребенком 1. Проконсультироваться с врачом, правильно выполнять все его предписания и дозировать лекарства. 2. Убрать из поля зрения все лекарственные.

Схема наблюдения «Признаки жестокого обращения с ребенком» Схема наблюдения «Признаки жестокого обращения с ребенком» Цель: выявление вида жестокого обращения с ребенком. В первом столбце таблицы.

Консультация для родителей «Признаки кризиса 7 лет у ребенка. Что делать родителям?» Консультация для родителей. «Признаки кризиса 7 лет у ребенка. Что делать родителям?» Период перехода ребенка от детского возраста к 7-летнему.

Памятка для родителей «Посещение ребенком детского сада» 1. Родители должны передавать детей лично воспитателю. Нельзя, без разрешения воспитателя, забирать детей из детского сада, а также поручать.

Памятка для родителей «Застенчивость. Как не надо вести себя с застенчивым ребенком» Если застенчивость не мешает жизни вашего ребенка, не обращайте на нее внимание. Необходимо довести до сознания ребенка информацию о том,.

Памятка для ученика начальной школы «Работа над ошибками» РАБОТА НАД ОШИБКАМИ. Памятка для ученика начальной школы. 1. Большая буква в начале предложения. Выпиши предложение правильно. Придумай и.

Памятка по работе над правильным речевым дыханием ПАМЯТКА по работе над правильным речевым дыханием. 1. Первоначально проводится работа над развитием длительного плавного выдоха без участия.

Памятка родителям от ребенка Памятка родителям от ребенка Чаще всего это мы – родители, взрослые – даем советы своим детям. Но давайте прислушаемся к их советам. «Памятка.

Советы родителям «Как провести выходной с ребенком» Целый день ребенок проводит в саду, где он занимается, играет, общается, а ведь для ребенка главное – это семья. Роль семьи в формировании.

Взаимодействие ДОУ и семьи. Профилактика жестокого обращения с ребенком в семье Взаимодействие ДОУ и семьи: Профилактика жестокого обращения с ребенком в семье Цель: Создание условий для соблюдения прав ребенка в семье.

Насилие над детьми — что это такое

В конвенции о правах ребенка сказано, что дети не должны подвергаться насилию. Однако многие родители, не зная об этом, сознательно или невольно унижают своих детей физически или морально. Насилие крайне отрицательно влияет на формирование детской психики и может послужить причиной развития серьезных психических и психологических расстройств.

Дошкольники и школьники часто страдают от произвола взрослых

Виды и формы

В психологии нет единой классификации видов насилия. Предлагаю рассмотреть типологии на основе характера насильственных действий и места.

По характеру действий насилие бывает психологическим, физическим и сексуальным. Рассмотрим каждый вид подробнее:

  1. Психологическое насилие – действия, направленные на унижение, оскорбление, высмеивание, издевательство над ребенком или взрослым. Иногда этот вид называют эмоциональным насилием.
  2. Физическое насилие – умышленное причинение физического вреда. Авторитарный стиль воспитания с телесными наказаниями тоже можно отнести к физическому насилию.
  3. Сексуальное насилие – сексуальное удовлетворение при помощи другого человека, но против его желания. Жертва физически или психологически не способна дать отпор либо не понимает в силу особенностей своего развития характер действий агрессора. Принуждение, склонение к сексуальной близости под угрозами тоже является сексуальным насилием.

По месту развития событий насилие бывает семейным, школьным, социально-бытовым, рабочим:

  1. Семейное насилие – психологическое, физическое или сексуальное насилие над ребенком или взрослым в семье. В этом случае часто сочетается физическое и психологическое насилие. Цель семейного насилия – запугать, внушить чувство страха, обрести контроль над жертвой. Некоторые родители так пытаются добиться уважения их авторитета, а некоторые супруги – верности и преданности партнера.
  2. Школьное насилие (буллинг) – физическое или психологическое насилие между детьми или между педагогом и учениками. Направленность отношений разная: насилие детей над учителем, насилие учителя над учениками, унижение одного ребенка одноклассниками, насилие одного ученика над другим (другими).
  3. Насилие на работе (моббинг) – чаще психологическое насилие в форме оскорблений, утаивания информации, дезинформации, сплетен, давления. Возникает между работниками или работниками и руководством.
  4. Социально-бытовое насилие – психологическое, физическое или сексуальное насилие от незнакомых или малознакомых людей на улице, в транспорте и других общественных местах.

Как мы видим, насилие по характеру действий не зависит от места и может относиться к любой категории. Что касается форм насилия, то они стремятся к бесконечности (на что хватит фантазии агрессора). Среди популярных форм можно назвать крики, оскорбления, избиение, пинки, толчки, клевету, порчу имущества.

Последствия

Последствия насилия бывают ближайшими и отдаленными. К ближайшим последствиям относятся:

  • травмы;
  • сотрясение мозга;
  • потеря сознания;
  • тошнота и прочее ухудшение самочувствия;
  • психические расстройства, заставляющие в ответ на агрессию бежать, прятаться, замирать, «отключать» эмоции или отвечать агрессией.
Читайте так же:  Признание отцовства после смерти отца образец

Постепенно усиливается чувство тревоги, страх, гнев. Нередко у жертвы возникают депрессивные наклонности, чувство собственной неполноценности. А также к отдаленным последствиям относятся соматические заболевания, личностные расстройства, задержка в развитии, социальные трудности (например, неспособность построить длительные отношения).

Признаки насилия над детьми

Есть несколько признаков насилия детей. Психолог может сделать вывод о том, что школьника (дошкольника) обижают дома, если он:

  • Часто приходит в школу или детский сад с синяками, следами побоев на лице (теле) и упорно отказывается отвечать на вопрос, кто это сделал;
  • Сам проявляет агрессию и насилие по отношению к младшим товарищам (животным) и считает такое поведение нормой;
  • Отличается замкнутостью и угрюмостью, ни с кем не дружит и никогда не приглашает одноклассников к себе домой;
  • Воспитывается в пьющей семье и часто пропускает школу без объяснения причин и медицинских справок.

Наличие хотя бы одного из этих признаков – повод поднять тревогу.

Причины агрессии родителей

У детского насилия в семье бывают разные причины. Обычно представители старшего поколения становятся агрессивными, потому что:

  • Ребенок изначально был ненужным и нежеланным в семье;
  • Взрослые страдают от фрустрации, вызванной материальными трудностями или эмоциональными проблемами;
  • Родители не могут смириться с какими-либо физическими или психическими особенностями ребенка (бьют его за то, что он «не такой, как все»);
  • Отец или мать крепко выпивает и, находясь в этом состоянии, совершает противоправные действия по отношению к собственным детям.

Последний вариант наиболее опасен, так как в этом случае ребенок рискует не только пострадать от побоев и унижения, но и пристраститься к спиртному по примеру старших.

Чаще всего демонстрируют агрессивное поведение родители, злоупотребляющие алкоголем

Реабилитация

Насилие превращается в психотравму. Справиться с ней и посттравматическим синдромом самостоятельно невозможно. Нужно обязательно посетить психолога.

Для реабилитации недостаточно устранить сами инциденты насилия, само воздействие. Нужно устранить травматические воспоминания, переживания, связанные со случившимся. Важно дать выход чувствам жертвы. Реакции индивидуальны, но часто встречаются:

  • страх;
  • отрицание;
  • потрясение от ощущения безвыходности ситуации или непринятия альтернативных вариантов решения;
  • чувство вины и беспомощности;
  • гнев;
  • недоверие;
  • противоречивость;
  • депрессивные и суицидальные наклонности.

Реабилитация проходит поэтапно: работа с мыслями, эмоциями, поведением. Для коррекции состояния используется индивидуальная или групповая терапия (не все жертвы могут и хотят работать в группе).

В ходе психотерапии предстоит решить следующие задачи:

  1. Определить проблемы, связанные с насилием.
  2. Помочь клиенту получить доступ к собственным ресурсам.
  3. Восстановить чувство безопасности и контроля.
  4. Выявить и укрепить сильные стороны клиента.
  5. Добиться полного или максимального самопринятия.
  6. Скорректировать самооценку.
  7. Определить долю ответственности жертвы. Определить, как избежать подобного в будущем.
  8. Восстановить целостность личности.
  9. Помочь интегрироваться в общество, восстановить социальные связи.

Для индивидуальной работы применяется когнитивно-поведенческая терапия, гештальт-терапия, психодрама, арт-терапия, телесно-ориентированная терапия. Подробнее о каждом методе психотерапии читайте в статье «Виды психотерапии и их краткое описание».

Групповая психотерапия полезна тем, что служит источником эмоциональной поддержки, понимания и принятия, активного слушания. Групповая психотерапия избавляет клиентов от страха и изоляции. Чем еще полезна групповая терапия:

  • умножение личностных ресурсов;
  • чувство безопасности;
  • снижение тревоги и восприятия своего случая как уникального в результате обмена опытом;
  • атмосфера доверия и открытости, которая дарит позитивный опыт общения, взаимодействия.

В условиях групповых занятий используются те же методы психотерапии, что на индивидуальных консультациях: арт-терапия, гештальт, психодрама, когнитивно-поведенческая терапия.

Понятие насилия над детьми

Насилие над детьми – это целенаправленное причинение вреда физическому или психическому здоровью, вызванное действиями взрослых, которые совершаются против воли несовершеннолетнего. Это причинение вреда опасно, прежде всего, своими далеко идущими последствиями, среди которых:

  • Нанесение малышу физических и моральных травм;
  • Формирование у ребенка фобий и других психических расстройств;
  • Побеги детей из дома, школ-интернатов и детских домов;
  • Агрессивное поведение подростков и школьников по отношению к сверстникам и младшим товарищам (в этом случае жестокие тинейджеры всего лишь копируют взрослых).

К сведению. Статистика утверждает, что каждый третий ребенок в России хоть раз выступал жертвой произвола взрослых. Это довольно большая цифра, внушающая серьезные опасения.

Последствия физических наказаний

Дошкольник или дошкольник, которого часто наказывают физически, перестает понимать разумные доводы. С таким ребенком невозможно договориться, он понимает только силу и считает авторитетом только тех, кто может ударить. Именно из-за этих последствий специалисты по детской психологии категорически запрещают использовать в качестве наказания ремень.

Физические наказания приносят душевные страдания

Дети, которых часто бьют, обычно вырастают или жестокими (и потом сами бьют своих чад) или запуганными, легко поддающимися чужому влиянию из-за боязни расправы. Оба варианта развития являются отклонениями от нормы. Также постоянные физические наказания могут привести к периодическим всплескам немотивированной агрессии в домашней обстановке, школе, детском саду. Этот психологический фактор нельзя упускать из вида.

Видео (кликните для воспроизведения).

Ни в коем случае нельзя проявлять равнодушие, если находящийся рядом ребенок или подросток страдает от произвола со стороны взрослых. Надо делать все возможное, чтобы ситуация больше не повторилась. В этом случае необходимо серьезно поговорить с его родителями (родственниками), объяснив недопустимость насилия и возможные риски, которые вытекают из такого поведения. Если разговор не увенчался успехом, долг неравнодушного гражданина – обращаться в органы опеки. Представители власти посетят неблагополучную семью и объяснят родителям, какие права имеет их ребенок.

Источники

Литература


  1. Прессман, Л.П. Кабинет литературы / Л.П. Прессман. — М.: Просвещение; Издание 2-е, доп., 2014. — 144 c.

  2. Марченко, М. Н. Теория государства и права в вопросах и ответах / М.Н. Марченко. — М.: ТК Велби, Проспект, 2007. — 240 c.

  3. Сю, Эжен Жертва судебной ошибки / Эжен Сю. — М.: Новелла, 2016. — 416 c.
  4. Брауде Илья Записки адвоката; Советская Россия — М., 2010. — 224 c.
  5. Марченко, М. Н. Проблемы общей теории государства и права. Учебник. В 2 томах. Том 1. Государство / М.Н. Марченко. — М.: Проспект, 2015. — 752 c.
  6. Признаки физического насилия над детьми
    Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here