Профилактика домашнего насилия в семье родительское собрание

Как избежать жестокого обращения с детьми?

Довольно часто в новостях и из социальных сетей мы узнаем о массовом насилии в семье, а, как следствие, о буллинге — травле в школе. Дети очень быстро перенимают поведение взрослых и считают его нормой. Давайте устроим так называемое родительское собрание: профилактика жестокого обращения с детьми. Об этом важно вовремя говорить.

В глобальном масштабе эта проблема является общемировой. Чаще всего семейному насилию подвергаются дети возрастом до пяти лет, малыши с физическими недостатками или врожденными заболеваниями, нежеланные дети, слишком активные или, наоборот, которые не оправдывают ожидания взрослых. Также, подобное может происходить с неродными детьми.

Например, процветает, в плохом понимании этого слова, жестокое обращение с детьми в детском доме. Там насилие проявляется не только со стороны взрослых, но и по отношению друг к другу или старших к младшим. В детских дома, как правило, царят свои законы. Дети, находящиеся там, с нарушениями психики и пережитыми стрессовыми ситуациями.

Психологическое давление в таких учреждениях нередко заканчивается физической расправой. Кто сильнее — тот и прав. Конфликты возникают на фоне ревности. Доходит до банального — унижать и обижать могут самого красивого, а он, в свою очередь, теряет самооценку и ещё больше закрывается в себе.

Как избежать насилия над ребенком?

Что делать, если у вас нормальная семья, но все равно не обходится без случаев насилия? Профилактика жестокого обращения с детьми в доме ещё никому не помешала. Она должна культивироваться государством и проводиться в масштабах всей страны. С родителями должны проводить беседы социальные работники, а, в случае необходимости, и психологи. Будущие родители должны осознавать свою роль и функцию в жизни детей, и осознанно брать на себя эту ответственность. Для этого рекомендуется посещать специальные курсы и читать литературу.

Специалисты на общегосударственном уровне должны оказывать всяческую поддержку и помощь родителям при возникновении трудностей. Важно помнить, что малыш, который подвергался насилию, в будущем может иметь серьезные проблемы (депрессивное состояние, заниженная самооценка, вредные привычки, проблемы со здоровьем, проявление насилия по отношению к другим людям).

Здорово, если на государственном уровне предпринимаются попытки предупреждения насилия над детьми. Однако для защиты своих детей, стоит обратить внимание на следующие особенности:

  1. У вашего ребенка есть синяки, ссадины и другие физические признаки насилия.
  2. Ребенок замкнулся в себе и не рассказывает, что с ним происходит
  3. Проявление агрессии стало нормой для ваших детей. Чадо дерется в школе, хамит учителям, грубит родителям.

Эти психофизиологические признаки могут свидетельствовать о насилии над ребенком.

Что подразумевает насилие над детьми?

В новостях нам часто рассказывают о физическом насилии, но не менее травматичным является и психологическое насилие над ребенком. Можно выделить следующие виды насилия:

  • отказ в элементарных потребностях (еда, чистая одежда, питьевая вода, комфортные условия для сна и жизни, медикаменты и лечение);
  • недопустимые элементы сексуального влечения и насилия;
  • намеренное травмирование и нанесение телесных повреждений;
  • унижение и оскорбление личности ребенка
  • проявление эгоизма, отсутствие любви, похвалы и должного внимания.
  • пренебрежение в общении и решении проблем.

Профилактика жесткого обращения с детьми дома

Выше мы говорили о том, что насилие может быть как физическим, так и психологическим. Здорово, когда в семье царит взаимопонимание. Но, к сожалению, бывают разные случаи. Какие семьи попадают в зону риска:

  • Семья, где ребенок не родной. Если даже один из родителей не являются родным для ребенка, он может проявлять агрессию. Это происходит из-за отсутствия любви и привязанности к ребенку. Для такого взрослого, ребенок может быть обузой.

Рекомендации: Люди проявляют агрессию, когда им самим не хватает любви! Если у вас подобная ситуация, не опускайте руки. Отсутствие взаимопонимания между взрослыми приводит к большим проблемам с детьми. Практически любую ситуацию можно исцелить. Постарайтесь подарить любовь и поддержку не только ребенку, но и взрослым людям, которые его окружают.

  • Неблагополучные семьи. Если родители злоупотребляют алкоголем, наркотиками или склонны к насилию — это большой риск для детей.

[2]

Рекомендации: Таким семьям может помочь только квалифицированный специалист. Единственной рекомендацией является изолировать ребенка от влияния подобной семьи до прояснения обстоятельств. Бывают разные случаи, поэтому прежде всего нужно оказывать психологическую помощь взрослым. Убрав причины деструктивного поведения, можно создать гармоничную семью. Но и ребенку в такой ситуации необходима помощь психолога.

  • Один из взрослых — тиран. Это может касаться как родителей ребенка, так и ближайших родственников. Проявление ненависти и агрессии со стороны взрослых негативно сказывается на психике ребенка.

Рекомендации: Бывают случаи, когда тиран держит в страхе всю семью. И в таких ситуациях выход только один – уходить из семьи! Чем больше вы терпите, тем сильнее будут унижения. Справиться в такой ситуации довольно сложно, поэтому незамедлительно обратитесь к психологу.

  • Насилие между детьми. Детский эгоизм может породить насилие пострашнее взрослого. Родители могут даже не заметить, что между детьми существует вражда.

Рекомендации: Старайтесь больше уделять внимания своим детям. Им, как и взрослым, нужна поддержка и любовь. Общайтесь с детьми наравне, пусть они почувствуют, что в семье нет любимчиков. Найдите им совместное занятие, которое всем будет по душе, привлекайте вместе выполнять домашние поручения. Совместный труд сближает, и позволяет лучше узнать друг друга.

  • Семьи с детьми-инвалидами. Дети с ограниченными возможностями накладывают дополнительную ответственность по их воспитанию на родителей. Зачастую взрослые хотят дать особенным детям больше любви и поддержки. Однако при этом зачастую страдают все члены семьи, что может привести к насильственным действиям.

Рекомендации: Конечно, наличие заболевания у ребенка требует к нему особого отношения. Но не стоит забывать и про других членов семьи, как взрослых, так и детей. Уделяя слишком много внимания только ребенку-инвалиду, вы рискуете не только вызвать агрессию и ненависть в родственников, которым тоже трудно и не хватает от вас поддержки и любви. Но и вырастить ребенка-эгоиста, который в дальнейшем будет манипулировать людьми, призывая к сочувствию. Постарайтесь найти золотую середину, и создать гармоничные отношения в семье.

Скачать:

Вложение Размер
roditelskoe_sobranie_profilaktika_nasiliya.docx 16.45 КБ

Профилактика жестокого обращения с детьми в школе.

То, что происходит с детьми дома, они переносят и в социум. Профилактика жестокого обращения с детьми в школе также должна быть комплексной. Информационные листовки и плакаты на территории учебного заведения. Информационные беседы с преподавателями и руководством школы, родителями. Своевременное реагирование на возможные конфликтные ситуации в учебных заведениях и их решение. Не стоит думать, что травля возможна только со стороны детей, в некоторых ситуациях элементы насилия применяют и взрослые. Ребенок должен себя чувствовать максимально защищено рядом со взрослыми. Как дома, так и в школе.

Читайте так же:  Внебрачный ребенок сплетни

Мероприятия по профилактике жестокого обращения с детьми должны носить массовый и цикличный характер. А дети в сознательном возрасте не должны бояться говорить об этом и скрывать проблемы.

К основным мероприятиям относят:

  1. Индивидуальные беседы с учащимися, направленные на выявление фактов насилия.
  2. Посещение детей на дому, имеющих проблемы в семье. Общение с родителями.
  3. Анкетирование детей и родителей с целью выявления неблагополучия в семье.
  4. Индивидуальные занятия с детьми, попавшие в группу «риска»
  5. Тренинговые занятия с учащимися, направленные на формирование гармоничного образа семьи, умения общаться друг с другом и правильно реагировать на негативные обстоятельства.
  6. Проведение бесед с классными руководителями на тему: «Формы обращения с детьми».
  7. Беседа с родителями на классных родительских собраниях и другие мероприятия.

Школьные психологи и учителя обязаны проводить массу мероприятий по профилактике жестокого обращения. Однако большую роль в противодействии насильственному поведению играют родители. Каждый из нас должен взять на себя ответственность за свою семью, и постараться выстроить наиболее благоприятные условия для воспитания детей.

Если у вас не получается, не стоит опускать руки. Всегда можно обратиться за квалифицированной помощью к психологу, спросить совета у учителя или связаться со специалистом по телефону доверия. Поверьте, вам обязательно помогут. Главное, не сдавайтесь, и вам обязательно помогут!

родительское собрание «Профилактика насилия в семье»

. Проблема насилия в семье в последнее время попала в центр внимания многих международных организаций, которые обращаются к специалистам: психологам, социологам, работникам правоохранительных органов – с призывом остановить семейное насилие, которое подрывает основы не только семьи, но и общества в целом. За закрытыми дверями квартир каждый день ломаются судьбы, унижается человеческое достоинство, калечатся души. Я бы хотела предложить Вашему вниманию небольшой ролик

Предварительный просмотр:

Выступление на общешкольном родительском собрании «Профилактика насилия»

Ну а я в своём выступлении хотела бы обозначить роль семьи в воспитании ребёнка, я хотела бы поговорить с вами о семейном насилии. Ведь когда в семье все благополучно, вероятность того, что с вашим ребёнком случиться что-то не поправимое резко снижается.

Любой вид жестокого обращения с детьми нарушает физическое и психическое здоровье ребёнка, развитие его как личности. Проблема насилия в семье в последнее время попала в центр внимания многих международных организаций, которые обращаются к специалистам: психологам, социологам, работникам правоохранительных органов – с призывом остановить семейное насилие, которое подрывает основы не только семьи, но и общества в целом. За закрытыми дверями квартир каждый день ломаются судьбы, унижается человеческое достоинство, калечатся души. Я бы хотела предложить Вашему вниманию небольшой ролик

О чём этот ролик?

О том, как неприятности одного взрослого человека влияют на окружающих его людей, посмотрите насколько этот круг огромен! Наши проблемы на работе сказываются на наших отношениях в семье, на наших близких, на наших детей.
и здесь мы увидели, что Семья не всегда может выступать в качестве положительного, фактора воспитания, но и отрицательного.
семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. У тревожных матерей вырастают тревожные дети, честолюбивые родители порой так подавляют своих детей, что это приводит к появлению у них комплекса неполноценности, несдержанный агрессивный отец, выходящий из себя по малейшему поводу, нередко, сам того не ведая, формирует подобный же тип поведения у своих детей и т.д.
Если ребенка постоянно критиковать, он учится ненавидеть.
Если ребенок живет во вражде, он учится агрессивности.
Если ребенка высмеивают, он становится замкнутым.
Если ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины.

[1]

Упражнение на понимание.

Ну а сейчас я бы хотела провести небольшое упражнение. Мне нужен один желающий. Попросить сесть его спиной к аудитории и передать содержание рисунка всем присутствующим, которые должны на своих местах сделать рисунок по озвученному описанию. При этом присутствующие не имеют права задавать вопросы и разговаривать. Ну а сейчас сравните свои рисунки с эталоном.

Вам понравилась такая игра? Почему? Что произошло в данной ситуации?

Почему рисунок не получился? (плохо объяснили, не поняли и т.д.)

Хорошо, а теперь повернитесь спиной к аудитории, теперь передайте содержание картинки, и у вас есть возможность отвечать на вопросы.

Когда было легче задавать вопросы?

— в чём психологический смысл упражнения?

Подводя итоги, подчеркнуть, что очень часто отсутствие взаимопонимания является следствием иллюзии, что, когда мы что-то говорим, нас слышат и понимают именно так, как мы этого желаем. А не лучше ли задать вопросы и убедиться, что Вас услышал и понял ваш ребёнок правильно? Разговаривайте со своими детьми, проводите с ними как можно больше времени, уважайте своего ребёнка и ни в коем случае ни критикуйте. Тогда в вашей семье будет лад, и полное взаимопонимание!

Если ребенок растет в терпимости, он учится принимать других.
Если ребенка подбадривают, он учится верить в себя.
Если ребенок растет в честности, он учится быть справедливым.
Если ребенок растет в безопасности, он учится верить в себя.

Если ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.
Главное в жизни — это семья. Карьера — не ждет тебя дома, деньги — не вытрут слезы, а слава — не обнимет ночью.

Благодарю Вас за внимание.

Вырази своё понимание (сочувствие) родным, разорви круг нас

Родительское собрание на тему : « Дети против жестокого обращения и насилия!»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, КУЛЬТУРЫ И НАУКИ

РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ

МУ «Яшалтинский районный отдел образования»Яшалтинского районного муниципального образования

МБОУ «Манычская средняя общеобразовательная школа»

ТЕМА: « Дети против жестокого обращения и насилия!»

Номинация «средний блок (5-8 классы)»

Выполнила: Казначеева Наталья Алексеевна

МБОУ «Манычская средняя

учитель русского языка и литературы

Адрес: 359013, Республика Калмыкия,

Яшалтинский район, п. Манычский, ул. Советская, 13/1

п. Манычский, 2018

Цели и задачи : изучить , обобщить и систематизировать теоретический и практический материал по проблеме жестокого обращения с детьми и подростками.

Форма проведения : круглый стол.

Вопросы для обсуждения : различные виды насилия; нормативно-правовая база о защите детей от насилия.

Подготовительная работа : анкетирование родителей, ситуации для родителей; подготовка буклетов для родителей.

Любите вашего ребенка таким, какой он есть, и забудьте о качествах, которых у него нет… Результат воспитания зависит не от степени строгости и мягкости, а от ваших чувств к ребенку и от жизненных принципов, которые вы ему прививаете.

Ход собрания

  1. Вступительное слово (классный руководитель или зам. директора по ВР)

Сегодня нам предстоит обсуждение очень серьёзной темы – жестокое обращение с детьми и как уберечь наших детей от него. Ведь безопасность детей во многом зависит от того, что мы посоветуем детям, чему научим. И именно исходя из наших с вами советов они будут вести себя в трудной ситуации. В наших силах сделать, чтобы этих трудных ситуаций не возникало. Об этом и поговорим сегодня.

  1. Выступление социального педагога
Читайте так же:  Типы домашнего насилия

Для воспитания ребенка требуется более проникновенное мышление, более глубокая мудрость. Каждый родитель вправе воспитывать ребенка теми средствами и методами, которые считает правильными. Каждый родитель выстраивает взаимодействие с ребенком по своему, исходя из своего собственного опыта, представлений о воспитании и ценностях. В каждой четвертой российской семье имеют место факты насилия и жестокого обращения с детьми.

Вопрос: Что такое жестокое обращение с детьми?

Жестокое обращение с детьми — общий термин, относящийся к четырем основным видам воздействия: физическому, сексуальному и эмоциональному насилию, а также к отсутствию родительской заботы. Жестокое обращение с детьми может принимать разнообразные формы, в том числе включать действия, которые испытывают на себе большинство детей, например телесное наказание, агрессивное отношение со стороны братьев, сестер и сверстников и реже физическое насилие.

Жестокое обращение с детьми – это не только побои, нанесение ран, сексуальные домогательства и другие способы, которыми взрослые люди калечат ребёнка. Это унижение, издевательства, различные формы пренебрежения, которые ранят детскую душу.

Жестокое обращение с детьми (несовершеннолетними гражданами, от рождения до 18 лет) включает в себя любую форму плохого обращения, допускаемого родителями (другими членами семьи), опекунами, попечителями, педагогами, воспитателями, представителями органов правопорядка.

В отношении детей выделяют следующие виды насилия:

Физическое насилие

Проблема физического насилия над детьми в семьях сегодня более чем актуальна, несмотря на усовершенствования системы защиты прав ребенка. Статистика буквально ужасает фактами. К примеру, в 2012 году в нашей стране зафиксировано 600 тыс. правонарушений в отношении несовершеннолетних, из них 400 тыс. составили правонарушения, совершённые родителями в отношении детей! Что толкает родителей на подобные преступления – неуправляемость чад или собственная жестокость?Когда сталкиваешься с фактами физического насилия над детьми, начинаешь сомневаться – а действительно ли на дворе 21 век? На самом ли деле мы движемся вперед, к правовому обществу? И уж совсем странным кажется то, что детей бьют, как говорится, нормальные родители – отнюдь не наркоманы или алкоголики.

Физическое насилие — нанесение ребёнку какими-либо лицами физических травм, различных телесных повреждений, которые причиняют ущерб здоровью ребёнка, нарушают его развитие или лишают жизни. Эти действия могут осуществляться в форме избиения, истязания, сотрясения, в виде ударов, пощёчин, прижигания горячими предметами, жидкостями, зажженными сигаретами, в виде укусов и с использованием самых различных предметов в качестве орудий насилия. Физическое насилие включает в себя также привлечение ребёнка к употреблению наркотиков, алкоголя, дачу ему отравляющих веществ или медицинских препаратов, вызывающих одурманивание (например, снотворных, не прописанных врачом), а также попытки удушения или утопления ребёнка. В некоторых семьях в качестве дисциплинарных мер используют различные виды физического наказания — от подзатыльников и шлепков до порки ремнём. Необходимо понимать, что все эти действия — действительно физическое насилие, кроме того, они почти всегда сопровождаются словесными оскорблениями и психической травмой.

Пренебрежение нуждами ребенка (моральная жестокость, запущенность) — это отсутствие должного обеспечения основных нужд и потребностей ребенка в пище, одежде, жилье, воспитании, образовании, медицинской помощи со стороны родителей или лиц, их заменяющих, в силу объективных причин (бедность, психические болезни, неопытность) и без таковых. Типичным примером пренебрежительного отношения к детям является оставление их без присмотра, что приводит к несчастным случаям, отравлениям и другим опасным для жизни и здоровья ребенка последствиям. Отсутствие заботы о ребенке или пренебрежение его нуждами – это в первую очередь, «неспособность родителей обеспечить развитие ребенка – там, где он обязан это сделать, – в следующих аспектах: здоровье, образование, эмоциональное развитие, питание, кров и безопасные условия проживания».

Основные виды пренебрежения нуждами ребенка

1.Пренебрежение физическими потребностями – ребенка недостаточно кормят, часто оставляют голодным, не одевают или одевают несоответственно погоде. Сюда относится также проживание ребенка в антисанитарных условиях, беспечное отношение к безопасности детей (например, вождение машины, в которой находится ребенок в состоянии алкогольного опьянения). 2.Пренебрежение медицинской помощью – отсутствие ухода за больным ребенком, когда ребенка не лечат, постоянно забывают давать лекарства, не могут организовать вакцинацию.

3.Недостаточный контроль — оставление ребенка без присмотра, приводящее к высокому риску несчастного случая, частое оставление ребенка на попечение посторонних лиц из-за нежелания родителя заботиться о ребенке.

4.Нахождение ребенка в опасной или вредной для него среде – от экологической обстановки до оставления его в асоциальной среде.

5.Пренебрежение эмоциональными потребностями ребенка в любви и внимании, носящее особенно травмирующий характер в младенческом возрасте. 6.Пренебрежение потребностями в образовании и обучении. 7.Употребление матерью по время беременности и кормления алкоголя или наркотиков.

Психическое (эмоциональное) насилие

Сексуальное насилие — использование ребенка (мальчика или девочки) взрослым или другим ребенком для удовлетворения сексуальных потребностей или излучения выгоды. Сексуальное насилие включает половое сношение, оральный и анальный секс, взаимную мастурбацию, другие телесные контакты с половыми ор ­ лами. К сексуальному развращению относятся также вовлечение ребенка в про ­ ституцию, порнобизнес, обнажение перед ребенком половых органов и ягодиц, под ­ кидывание за ним, когда он злого не подозревает: во время раздевания, отправле ­ ния естественных нужд и т.п.

Последствия жестокого обращения с детьми:

  • Уход в религиозные секты
  • Объединение в неформальные группы с криминальной и фашистской направленностью
  • Сбежавшие из дома дети умирают от голода и холода, становятся жертвами других детей, также сбежавших от домашнего насилия и др.
  • Агрессивное, преступное поведение детей
  1. Анализ анкетирования родителей.

Анализируя ответы предварительного анкетирования родителей, стало известно, что лишь не большая часть родителей говорят своему ребёнку, что он может подвергнуться насилию. Многие родители не учат своего ребёнка предупреждать насилие по отношению к нему, а также бороться с ним. Вторая часть родителей всё- таки проводят беседы и дают советы по этому вопросу. На вопрос «Знает ли ваш ребёнок телефоны экстренной помощи?» с небольшим разрывом лидировал ответ «да». Следует отметить то, что родители стараются комментировать своим детям передачи, фильмы связанные с насилием. Ссылаясь на последние вопросы в анкете, хотелось бы сказать, чтобы родители не теряли бдительность и были в курсе, с кем ребёнок проводит свободное время и можно ли им доверять.

  1. Практикум. Анализ ситуаций (работа в группах).

Задание группам: «Является ли эта ситуация жестоким обращением с ребенком?»

1. Сын-подросток, имеющий много друзей и любящий общение, пришел домой не вовремя, не в 22.00, а в 0.00 часов, не предупредив родителей. За это отец наказал его полным лишением прогулок на 1 месяц.


2. Мама, ругая сына-третьеклассника за то, что он вместо того, чтобы готовится к контрольной работе весь вечер играл в компьютерные игры, поставила его в угол на 20 минут.

3.Девочка-подросток любит спортивный стиль одежды и брюки. Мама очень старательно следит за тем, чтобы дочь в школу носила только платья и юбки и всегда сама выбирает ей вещи.

4.Ребенок 6 лет. Не хочет идти в детский сад и каждое утро после собственной истерики слышит от родителей фразы: «Такой непослушный ребенок мне не нужен! Как же ты меня бесишь! Не будешь сейчас слушаться – отдам тебя в детский дом (выгоню из дома)!».

Читайте так же:  Запрос в загс о смене фамилии

5. Маленький ребенок имеет плохой аппетит, поэтому кормить его приходится насильно.

6.Ребенок учится очень слабо, хотя уроки готовит всегда старательно и долго. За каждую полученную двойку его бьют.

V .Выступление групп, обсуждение ситуаций.

VI . Нормативно-правовое обоснование вопроса о защите детей от насилия .

Права детей от насилия закреплены в следующих правовых источниках международного и федерального уровней:

  1. Декларация о правах ребенка.
  2. Конвенция о правах ребенка.
  3. Конституция РФ.
  4. Семейный кодекс РФ.
  5. Кодекс РФ об Административных правонарушениях.
  6. Уголовный кодекс.
  7. Закон «Об образовании» РФ №273-ФЗ от 29.12.2012 г.

VII .Подведение итогов собрания. Советы родителям.

Благодарю за внимание! И в конце мне бы хотелось дать несколько советов вам родителем и вручить буклеты о нашем сегодняшнем разговоре .

Способы открыть ребёнку свою любовь

Не стремитесь к виртуозному исполнению материнской роли. В общении с ребёнком нет и не может быть запрещённых эмоций, но при одном условии: он не должен сомневаться в безусловности вашей любви. Малыш должен чувствовать, что ваше недовольство, раздражение или гнев вызваны его поступком, а не им самим. Ваш ребёнок не может быть плохим, потому что он ребёнок и потому что он ваш.

Три способа открыть ребёнку свою любовь

1. Слово . Называйте ребёнка ласковыми именами, придумывайте домашние прозвища, рассказывайте сказки, пойте колыбельные, и пусть в вашем голосе звучит нежность, нежность и только нежность.

2. Прикосновение . Иногда достаточно взять ребёнка за руку, погладить по волосам, поцеловать, чтобы он перестал плакать и капризничать. А потому как можно больше ласкайте своего ребёнка, не обращая внимания на советы многоопытных родителей. Психологи пришли к выводу, что физический контакт с матерью стимулирует физиологическое и эмоциональное развитие ребёнка.

3. Взгляд . Не разговаривайте с ребёнком, стоя к нему спиной или вполоборота, не кричите ему из соседней комнаты. Подойдите, посмотрите ему в глаза и скажите то, что хотите.

Надеюсь, что этот разговор каждый осмыслит и сделает для себя соответствующие выводы. Спасибо за внимание!

Литература и источники информации

  1. Федеральный закон «Об образовании» №273-ФЗ от 27.12.2012 г.Ростов-на-Дону, Легион, 2013.
  2. Семейный кодекс Российской Федерации. – М: Элит, 2004.
  3. Конституция Российской Федерации. Санкт-Петербург, Виктория, 2005
  4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. – М: Юркнига, 2004
  5. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. – М.: Экзамен, 2004.

Родительское собрание: «Насилие в семье: виды, формы, последствия»

Дети одинаковы, точнее, равны.
Они равны и одинаковы — перед добрым и худым.
Дети поначалу походят на промокашки:
впитывают в себя все, что грамотно или безобразно
написано родителями.
Альберт Лиханов

Видео (кликните для воспроизведения).

Задачи собрания:

  • Познакомить родителей с различными видами насилия в семье.
  • Формировать у родителей адекватность понимания проблемы существования насилия.
  • Подготовительная работа:

    анкетирование учащихся «Насилие и дети» (см. Приложение).

    Добрый день уважаемые родители! Наша встреча посвящена теме «Насилие в семье: формы, виды, последствия».

    Жестокое обращение с детьми, их эксплуатация известны с давних пор. Углубляясь в историю, мы находим огромное количество подобных примеров. Многие культуры использовали детоубийство как приемлемый метод планирования семьи и избавления от слабых, недоношенных или больных детей. Детей могли убивать также и в ритуальных целях.

    Постепенные процессы гуманизации сделали общество более чувствительным к проблемам насилия, рассматривая как жестокость то, что раньше считалось только разумной строгостью. Но, несмотря на значительные общественные и правовые изменения, насилие в отношении детей — ведущая причина детского травматизма и детской смертности во многих странах мира и одна из важнейших мировых проблем. Дети подвергаются насилию, как в семье, так и за ее пределами. В России насилие в семье приводит к тому, что ежегодно на 100 тысяч увеличивается количество социальных сирот и растет армия беспризорных и безнадзорных детей.

    Насилие

    — это принуждение, неволя, действие стеснительное, обидное, незаконное, своевольное.

    Под домашним или семейным насилием понимают определенную систему поведения одного члена семьи по отношению к другому (другим), имеющую целью сохранение власти, контроля и внушение страха. Насилие в семье — это вид отношений между близкими людьми, когда один притесняет другого или причиняет ему какой-либо ущерб. Существует еще другое определение: под семейным насилием понимают систематические агрессивные и враждебные действия в отношении членов семьи, в результате чего объекту насилия могут быть причинены вред, травма, унижение или иногда смерть. Насилие совершается и в подростковой среде.

    Целью насилия, как правило, является завоевание тех или иных прав и привилегий, а также господства и контроля над человеком путем оскорбления, запугивания, шантажа и др.

    Насилие в семье может иметь различный вектор направленности:

    • со стороны мужа по отношению к жене;
    • со стороны жены по отношению к мужу;
    • со стороны одного или обоих родителей по отношению к детям;
    • со стороны старших детей по отношению к младшим;
    • со стороны взрослых детей и внуков по отношению к родителям или престарелым родственникам;
    • со стороны одних членов семьи по отношению к другим.

    Жертвами насилия чаще всего становятся самые незащищенные члены семьи (женщина, ребенок, престарелые члены семьи, инвалиды). В 70% случаев пострадавшими от насилия в семье являются женщины и дети.

    Чаще всего встречается сочетание нескольких видов насилия одновременно.

    В отношении детей выделяют следующие виды насилия:

    1. Пренебрежение нуждами ребенка

    (моральная жестокость, запущенность) — это отсутствие со стороны родителей элементарной о нем заботы, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза здоровью и развитию ребенка.

    2. Психическое /

    эмоциональное /- это умышленное унижение чести и достоинства одного члена семьи другим или подростками, моральные угрозы, оскорбления, шантаж и т.п.

    3. Экономическое

    — это попытки лишения одним взрослым членом семьи другого возможности распоряжаться семейным бюджетом, иметь средства и право распоряжаться ими по своему усмотрению, экономическое давление на несовершеннолетних и т.п.

    4. Сексуальное

    — это посягательство какого-то члена семьи, а также подростков на половую неприкосновенность другого, в частности сексуального характера по отношению к несовершеннолетним членам семьи. Это вовлечение ребенка с его согласия и без него в сексуальные действия со взрослыми. Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает основания считать его ненасильственным, поскольку ребенок не обладает свободой воли и не может предвидеть все негативные для себя последствия. Иногда сексуальное насилие рассматривают как разновидность физического насилия. Что такое инцест? Инцест — сексуальные отношения между кровными родственниками.

    5. Физическое

    — это умышленное нанесение вреда здоровью, причинение физической боли, лишение свободы, жилья, пищи, одежды и других нормальных условий жизни, а также уклонение родителей несовершеннолетних детей от заботы об уходе, здоровье, безопасности.

    Как проявляется то или иное насилие?

    1. Запугивание и угрозы

    Читайте так же:  Срок за похищение ребенка в россии

    — внушение страха криком, жестами, мимикой; угрозы физического наказания милицией, спецшколой, богом; проявление насилия над животными; угрозы бросить ребенка или отнять его, лишить денег и др.

    2. Изоляция

    — постоянный контроль за тем, что делают женщина или ребенок, с кем дружат, встречаются, разговаривают; запрет на общение с близкими людьми, посещение зрелищных мероприятий и др.

    3. Физическое наказание

    — избиение, пощечины, истязания, таскание за волосы, щипание и др.

    4. Эмоциональное

    (психическое) насилие — не только запугивание, угрозы, изоляция, но и унижение чувства собственного достоинства и чести, словесные оскорбления, грубость; внушение мысли, что ребенок — самый худший, а женщина — плохая мать или жена, унижение в присутствии других людей; постоянная критика в адрес ребенка или женщины и др.

    Причины возникновения насилия в семье многочисленны. Среди них можно выделить две группы: одна причины, находящиеся в самой семье, во взаимоотношениях между ее членами; другая — вне семьи. Одна группа причин нередко порождает другую. Чаще всего насилие совершается в стрессовой ситуации. За последние годы наблюдается рост различных видов насилия и в благополучных семьях.

    Внешние причины насилия:

  • распространение в обществе алкоголизма, наркомании;
  • кризис морали;
  • кризис культуры;
  • влияние СМИ, постоянно демонстрирующих сцены насилия над личностью, картины террористических актов, акты вандализма, садизма и др.
  • Причины возникновения насилия, лежащие в самой семье

    : материальные трудности; наличие в семье безработного; нерешенная жилищная проблема; алкоголизм и пьянство среди членов семьи; наличие наркоманов в семье; неполная семья; отчим или мачеха в семье; ребенок-инвалид или с проблемами со здоровьем; нежеланный ребенок; трудный ребенок; снятие многих моральных запретов; семейные конфликты; самоутверждение за счет слабых; культ жестокости, пропагандируемый в обществе.

    Последствия семейного насилия для ребенка

    Почему порка, затрещины, даже такие, на первый взгляд. Невинные удары, как шлепок по руке, опасны для ребенка и представляют угрозу для общества?

    Они преподают ребенку урок насилия.

    Они нарушают безусловную уверенность, в которой нуждается каждый ребенок, — что он любим.

    Они рождают в ребенке тревогу: ожидание следующего удара.

    В них содержится ложь: притворяясь, будто решают педагогические задачи, родители таким образом срывают на ребенке свой гнев. Взрослый бьет ребенка только потому, что его самого били в детстве.

    Они вызывают гнев и желание отомстить, желание это остается вытесненным и проявляется много позже.

    Они учат принимать на веру противоречивые доказательства: «Я бью тебя для твоего собственного блага». Мозг ребенка хранит эту информацию.

    Они разрушают восприимчивость к собственному состраданию и сострадание к другим, ограничивая, таким образом, способность ребенка познавать себя и мир.

    Какой урок, и с какими последствиями сможет вынести ребенок из порки и битья?

    Ребенок узнает:

    • что он не заслуживает уважения;
    • что хорошему можно научиться посредством наказания (на самом деле это неверно, наказание обычно учит ребенка желанию наказывать других);
    • что страдание не нужно принимать близко к сердцу, его следует игнорировать;
    • что насилие — это проявление любви;
    • что отрицание чувств — нормальное здоровое явление;
    • что от взрослых нет защиты.

    Тело человека хорошо запоминает и хранит в себе калечащие следы этого «воспитания».

    Таким образом, можно сделать вывод, что насилие в любой форме неприемлемо. Люди должны уважительно относиться друг к другу.

    Список использованных источников:

  • Помощь детям, пострадавшим от насилия в семье: правовые аспекты, тренинговые занятия, рекомендации /авт.-сост. Я.К. Нелюбова. — Волгоград: Учитель, 2009.
  • Психологический практикум и тренинг: профилактика насилия в семье и школе /авт.-сост. Л.И. Прикуль. — Волгоград: Учитель, 2009.
  • С любовью к детям: материалы к родительским собраниям: 5-8 классы /сост. Л.Е. Пахомова.- Волгоград: Учитель, 2008.
  • Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи: книга для педагогов и родителей / В.М. Целуйко. — М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006.
  • Шишковец Т.А. Справочник социального педагога. — М.: ВАКО, 2005.
  • Родительское собрание на тему «Профилактика насилия. Проблема семьи, школы, общества»

    Цели:

  • Актуализация проблемы необходимости профилактики насилия, как условие реализации важнейшей базовой потребности личности в безопасности.
  • Предоставить родителям практическую возможность моделирования проблемных ситуаций и алгоритмы процедур выхода из них.
  • Задачи:

  • Дать родителям информацию о многогранном проявлении насилия.
  • Познакомить с постулатами «отравляющей педагогики» как феномена, порождающего насилие.
  • Решение практических ситуационных задач (ролевое и аналитическое).
  • Раздаточный материал:

  • Памятки родителям № 1 и №2
  • Постулаты отравляющей педагогики
  • Ход собрания

    1. Родители рассаживаются полукругом, приветствуют друг друга и учителя.

    2. Притча о воде.

    В одной восточной стране случилась сильная засуха. Заботясь о благополучии своих подданных и опасаясь голода, владыка издал приказ «Об экономии воды». Приказ ограничивал полив личных участков двумя днями в неделю и грозил суровым наказанием за ослушание.

    В тот же день с наступлением сумерек напуганные граждане вышли поливать свои участки. Наутро воды стало совсем мало.

    Владыка сильно разгневался и приказал тайной полиции организовать служку за нарушителями приказа, арестовать и казнить их.

    Ночью горожане вышли не поливку, выставив дозоры. Ситуация с водой вышла из-под контроля.

    [3]

    В другой восточной стране так же случилась сильная засуха. Заботясь о благополучии своих подданных и опасаясь голода, владыка приказал горожанам собраться на площади. Им сообщили об истощении запасов воды и предложили вместе искать пути выхода из сложившегося положения. После многочасовых споров, криков и лёгкой потасовки горожане пришли к соглашению о необходимости экономии воды, для чего постановили ограничить полив участков двумя днями в неделю.

    Общее решение, давшееся с таким трудом, принесло желанные плоды: люди ограничили полив так, как договорились. А через некоторое время кризис с водой миновал.

    Вопрос: в чём смысл этой притчи? Обсуждение с родителями.

    3. Постановка цели собрания.

    Стремление человека к безопасности- одна из важнейших базовых потребностей. Если она не будет удовлетворена в семье, в школе, в обществе ребёнок не сможет полноценно развиваться и учиться. В связи с этим, школа и семья должны быть сосредоточены не столько на материальном аспекте учебно-воспитательного процесса, сколько на создании безопасных условий развития и обучения детей. При этом необходимо учитывать, что человек- это не только физическое тело, но и духовное. И именно духовное пространство личности в первую очередь и подвергается насилию.

    В 1961 г. американский врач С.Г.Кампле организовал междисциплинарную конференцию по проблеме жестокого обращения с детьми, после которой появилось понятие «синдром избитого ребёнка».В настоящее время это понятие значительно расширено и известно во всём мире как жестокое и невнимательное обращение с детьми. Общепринятое определение этого синдрома было дано Д.Джилом. Из него следует, что под «жестоким и пренебрежительным отношением к детям» подразумевается «любой акт действия или упущения со стороны индивидов или общества в целом и любые состояния в результате таких действий или не действий ,которые лишают детей их равных прав и свобод или влияют на их оптимальное развитие» (Лебедев, Майоров, Золотухина. О соблюдении прав детей в образовательных учреждениях РФ.Доклад)

    В этом определении говорится об ответственности за действия, наносящие вред ребёнку, не только со стороны родителей, воспитателей, но и любого другого индивида и учреждения ( школ, детских, интернатных и других воспитательных учреждений. Кроме того,расширенно понимается смысл «нанесённого ребёнку ущерба»- не только физические наказания или избиения, но и эмоциональная депривация, ущемление в правах.

    Читайте так же:  Можно подать на развод в субботу

    4 .Мозговой штурм.

  • Напомнить родителям правила проведения мозгового штурма.
  • Предложить им вспомнить из личного опыта те ситуации, действия в которых они расценивают как насилие. Учитель фиксирует высказывания.
  • Подводя итоги мозгового штурма ещё раз подчеркнуть многогранность феномена насилия и то обстоятельство, что мы зачастую являемся не только жертвой, но и источником насилия.
  • 5. Мини-лекция «Постулаты отравляющей педагогики»

    Английский психолог Алиса Миллер в 1980 г. в книге «Для твоего собственного блага» сформулировала тезисы так называемой «отравляющей педагогики» — комплекса воспитательных воздействий, которые ведут к развитию травмированной личности.

    Родители и учителя должны знать их и отслеживать в себе этот момент,когда воспитание переходит в «убийство души» ребёнка.

    Памятка для родителей №1(раздать каждому )

    • учителя и родители-хозяева зависимого от них ребёнка.
    • только они определяют, что хорошо и что плохо.
    • ребёнок несёт ответственность за их гнев. Если они сердятся- виноват ребёнок.
    • учителя и родители всегда должны быть защищены.
    • детское самоутверждение создаёт угрозу автократичному учителю или родителю.
    • ребёнок должен быть сломлен, чем раньше — тем лучше.

    Методы, которыми добиваются послушания, разнообразны: психологические ловушки, обман, двуличность, отговорки, манипуляции, тактика устрашения, отвержение любви, изоляция, недоверие, унижение, обессмысливание и обесценивание взрослыми того, что делает ребёнок («У тебя руки не из того места растут, лучше ничего не трогай! Всё равно ничего хорошего у тебя не получится!» ).

    Основываясь на этих «правилах» «отравляющая педагогика» формирует у детей следующие деструктивные установки, представления и мифы:

    • любовь-обязанность;
    • учителя-родители заслуживают уважения по определению, просто потому что они — родители-учителя;
    • высокая самооценка вредна, а низкая делает людей альтруистами;
    • нежность вредна;
    • удовлетворять детские желания неправильно, суровость- хорошая подготовка к жизни;
    • притворяться благодарным лучше, чем откровенная неблагодарность;
    • то как вы себя ведёте- важнее того, что вы на самом деле представляете;
    • учителя-родители не переживут, если их обидеть, они не могут быть виноваты, они всегда правы;

    Добросовестное следование правилам «отравляющей педагогики» формирует зависимую личность с низкой социальной толерантностью. Родители искренне убеждены, что делают всё для блага ребёнка, при этом калеча его.

    А. Миллер среди родительских мотивов выделяет следующие:

    • бессознательная потребность перенести на другого унижение, которому подверглись когда-то сами;
    • потребность в манипулировании;
    • самозащита, в том числе потребность идеализировать собственное детство;
    • страх проявлений, которые у них самих были когда-то подавлены;

    Однако, всё это не означает, что дети должны воспитываться без всяких ограничений. Ненасильственная коммуникация основывается на уважении со стороны взрослых, терпимости к детским чувствам.

    Учитель должен сделать акцент на том, что педагогические проблемы объединяют родителей и учителей, они не противопоставлены друг другу. Необходимо оказывать активную невербальную поддержку аудитории при обсуждении всех проблем, не занимая оценочной позиции.

    6. Упражнение на понимание.

    Одному из участников дать рисунок из геометрических фигур. Попросить его сесть спиной к аудитории и передать содержание рисунка всем присутствующим, которые должны на своих местах сделать рисунок по озвученному описанию. При этом присутствующие не имеют права задавать вопросы и разговаривать. Предложите участникам сравнить свои рисунки с эталоном ( как правило, получившиеся рисунки очень отличаются от эталона).Обсудить смысл этого упражнения.

    После этого человек, сидевший спиной к аудитории, поворачивается лицом и получает новый рисунок. Теперь он имеет возможность отвечать на вопросы.

    Предложить участникам сравнить рисунки с эталоном. Задать вопросы:

    — когда было легче выполнять задание?

    — в чём психологический смысл упражнения?

    Подводя итоги, подчеркнуть ,что очень часто отсутствие взаимопонимания является следствием иллюзии, что , когда мы что-то говорим, нас слышат и понимают именно так, как мы этого желаем. А не лучше ли задать вопросы и убедиться, что Вас услышали и поняли правильно?

    7. Работа в группах.

    Разделить участников на группы по 5-6 человек, предложить им ситуационные задачи:

    1. Ваш ребёнок опять получил плохую оценку.
    2. Вы многократно повторяете ребёнку: «Делай уроки!» Ребёнок не реагирует.
    3. Ваш ребёнок ничего не рассказывает, и лишь от посторонних лбдей вы узнаёте, что он плохо ведёт себя в школе.
    4. Ваш ребёнок много играет в компьютерные игры, что плохо отражается на учёбе.

    Раздать родителям памятки №2 «Как правильно задавать вопросы в проблемной ситуации».

    Задавая ребёнку вопрос «Почему:?», Вы вынуждаете его придумывать оправдания. Для того, чтобы ребёнок оценил все плюсы и минусы своего поведения и выбрал более конструктивную линию поведения, вопросы следует формулировать следующим образом:

    1. Что ты сделал?
    2. Что из того, что ты сделал, ты сделал не по правилам?
    3. Как ты должен был поступить, чего от тебя ожидали?
    4. Как ты поступишь в следующий раз?

    Попросить выстроить конструктивный диалог с помощью памятки. Время работы 7-10 минут. По завершении работы поблагодарите родителей за мудрость и терпение.

    8. Притча «Когда я был молод».

    Когда я был молод, и моё воображение не знало границ, я мечтал изменить мир. Когда я повзрослел и стал мудрее, я понял, что мир изменить не смогу. И тогда я умерил свои желания и сосредоточился на своей стране. Но и в своей стране я ничего не смог изменить. На закате дней я из последних сил попытался изменить хоть что-нибудь в моей семье, изменить самых близких мне людей , но, увы, и они меня обманули. И вот, лёжа на смертном одре, я наконец-то понял (в первый раз в своей жизни), что если бы я изменился сам, тогда ,возможно следуя моему примеру изменилась бы моя семья, и с её поддержкой и одобрением я мог бы изменить к лучшему мою страну, и кто знает, может быть и весь мир.

    — Что нового Вы узнали?

    — Что Вы обязательно будете использовать в своей родительской практике?

    Видео (кликните для воспроизведения).

    — Что Вы хотели посоветовать школе, учителям и друг другу?

    Источники

    Литература


    1. Герасимова, Л.П.; Зубко, Ю.А. Шпаргалка по коммерческому праву; Аллель-2000, 2011. — 167 c.

    2. Теоретические и практические аспекты охраны промышленной собственности в Российской Федерации. — М.: ИНИЦ Роспатента, 2014. — 552 c.

    3. Астахов, Павел Земельный участок. Юридическая помощь по оформлению и защите прав на землю с вершины адвокатского профессионализма / Павел Астахов. — М.: Эксмо, 2015. — 256 c.
    4. Англо-русский юридический словарь с транскрипцией / ред. И.В. Миронова. — М.: СПб: Юридический центр Пресс; Издание 2-е, испр. и доп., 2015. — 697 c.
    5. Липшиц, Е.Э. Законодательство и юриспруденция в Византии в IX-XI вв. Историко-юридические этюды / Е.Э. Липшиц. — М.: Наука, 2013. — 248 c.
    6. Профилактика домашнего насилия в семье родительское собрание
      Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here