Социальная защита детей право социального обеспечения

Статья 12. Права ребенка на социальное обеспечение и социальную защиту

Статья 12. Права ребенка на социальное обеспечение и социальную защиту

1. На территории Республики Тыва ребенок независимо от расовой принадлежности, национальности, языка и социального положения имеет право на социальную защиту и обеспечение со стороны органов государственной власти и местного самоуправления для удовлетворения своих основных потребностей.

2. В Республике Тыва, ребенок из семьи признанной многодетной, в соответствии с установленным критерием многодетности, пользуется льготами, предусмотренными законодательством Республики Тыва и Российской Федерации, а также другими льготами и пособиями, установленными органами государственной власти и местного самоуправления для многодетных семей.

3. В случаях наступления инвалидности, потери родителей или их безработицы ребенок имеет право на социальное обеспечение согласно законодательств Республики Тыва и Российской Федерации.

4. Государство устанавливает родителям единую систему государственных пособий в связи с рождением и воспитанием ребенка, обеспечивая поддержку материнства, отцовства и детства.

5. Дети имеют право получить государственную поддержку в центрах социальной реабилитации для несовершеннолетних.

>
Право ребенка на жилище
Содержание
Закон Республики Тыва от 18 июня 1996 г. N 577 «О правах ребенка» (утратил силу)

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

http://base.garant.ru/28700084/b6e02e45ca70d110df0019b9fe339c70/

Социальная защита детей

Нестерова И.А. Социальная защита детей // Энциклопедия Нестеровых

Проблема социальной защиты детей дошкольного возраста стоит очень остро. Причинами этого являются как политика государства, так и гражданская позиция людей по отношению к насилию в семье, алкоголизму, наркомании и растлению малолетних в семье. Спасательным кругом для таких семей является корректная работа социальных служб и педагогов психологов.

Понятие социальной защиты детей

Усиление внимания к социальной защите населения в Российской Федерации можно объяснить повышенной гуманизацией и развитием гражданского общества, которое не может существовать без социальной защиты. Отдельно следует подчеркнуть тот факт, что социальная защита детства как таковая в современном мире и в России, является одним из важнейших, основных факторов экономического, социального, культурного развития общества, представляет основу социальной политики государства. Право на получение социальной защиты стало одним важнейших элементов правового статуса ребенка, и в таком качестве закреплено в международных правовых стандартах и конституциях большинства развитых стран.

Право граждан Российской Федерации на социальную защиту закреплено в Конституции Российской Федерации от 12.12.93 г., которая провозгласила, что Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7). Конкретизация этого положения содержится в ст. 39 Конституции, в соответствии с которой каждому гарантируется социальное обеспечение в случае нетрудоспособности, для воспитания детей и иных случаях, установленных законом.

Под социальной защитой в широком смысле подразумевается совокупность социально-экономических мероприятий, проводимых государством и направленных на обеспечение нетрудоспособных граждан Российской Федерации трудовыми пенсиями по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальными пенсиями, пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, на содержание детей и так далее.

Отдельно следует выделить социальную защиту детей, так как это важнейший элемент социальной защиты в целом. В настоящее время социальная защита ребенка представляется системой которая базируется на действующую нормативно-правовой базе, международных нормативных актах и работе сложной системы органов социальной защиты населения.

Крупные выдающиеся педагоги и психологи внесли значительный вклад в разработку психолого-педагогического аспекта вопроса социальной защиты детей. Это такие специалисты в сфере педагогики, как: Д.М.Андреева, Е.В.Бондаревская, Г.Н.Волков, Б.З.Вульфов, Л.С.Выготский, Е.Н.Ильин, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн итак далее.

Социально-педагогический подход к вопросу социальной защиты детей предполагает построение системы защиты и поддержки детства в контексте современных обществ, обуславливающих соответствующий им тип воспитания, анализ и учет факторов, определяющих реабилитацию и защищенность личности; выявление сущности, признаков духовно-нравственного развития личности.

В современном российском законодательстве социальная защита базируется на ряде нормативно-правовых актов представленных ниже.

Правовое регулирование социальной защиты

Помимо российских нормативно-правовых актов, социальная защита детей регулируется нормами международного права. На сегодняшний день международное право по защите детей включает в себя Конвенцию ООН «О правах ребенка» от 1989 года.

Несмотря на принятые государством меры по правовому посвящению родителей по вопросу защиты прав и свобод детей, многие по-прежнему не сведущи в этом вопросе. К сожалению для современных родителей характерны две крайности: полное не знание законов или же наоборот повышенное внимание правам ребенка, что черевато нарушениям поведения у детей.

Для того, чтобы повысить уровень социальной защиты в РФ государство реализует систему мер при помощи органов государственного управления. Наиболее полная характеристика форм и методов социальной защиты детства представлена В.А. Варывдиным и И.П. Клемантович. Прежде всего, нужно остановиться на сфере социальной защиты детства.

Государственное регулирование социальной защиты детства

Немаловажным инструментом социальной защиты являются государственные программы. Эта форма характерна для органов государственной власти, занимающихся социальной защитой детства. Не менее важны планы мероприятий по социальной защите детства. Например, план действий по преодолению семейного насилия, разработанный на региональном уровне.

Очень важным элементом социальной защиты детства можно назвать создание и развитие материальной базы для социальной защиты детства. Материальная база является необходимым элементом социальной защиты детства и включает в себя следующие составляющие: финансовую базу, многочисленные здания, сооружения, систему государственных пособий на детей.

Категории детей, нуждающихся в социальной защите

Будучи одним из наименее зачищенных слоев населения дети нуждаются в особом внимании со стороны общества и государства. В настоящее время существует общепринятое деление детей на категории по особенностям оказания социальной защиты.

Читайте так же:  Похищение ребенка наказание

Категории детей, нуждающихся в социальной защите

Первой категорией детей нуждающихся в социальной защите являются дезадаптированные дети. Особенность данной группы состоит в том, что у детей нарушены социальные ориентиры и замедлено социальное развитие.

Для дезадаптированных детей характерна особенность: их называют «ничьими». Данное состояние формируется посредством разрушения внутрисемейных связей и отношений, отсутствием со стороны родителей интереса к ребёнку, пренебрежении своими родительскими обязанностями, педагогической запущенности.

Одним из видов детской дезадаптации является безнадзорность. Безнадзорность приводит к тому, что эти дети оказываются в системе асоциальных или даже антисоциальных связей, основанных на тех видах деятельности, нормах и правилах поведения, которые отклоняются от одобряемых обществом. Безнадзорные дети остро нуждаются в социальной помощи. Она направлена непосредственно на борьбу с состянием безнадзорности и отсутствием необходимого, но деликатного надзора и контроля со стороны взрослых людей.

К группе дезадаптированных детей также относятся брошенные дети.

В этой группе находятся дети разных возрастов, в том числе и дошкольники. Однако наиболее часто встречаются новорожденные, которые родились с отклонениями или же которые страдают неизлечимыми болезнями. К числу причин, по которым родители отказываются от детей, относится следующее:

  • пьянство
  • наркомания и тунеядство
  • аморальный или преступный образ жизни
  • несовершеннолетие родителей.

Брошенные дети нуждаются в социальной помощи которая обычно заключается в оказании своевременной медицинской помощи, помещение ребенка в специализированное учреждение, а также психологическая реабилитация.

Второй категорией детей нуждающихся в социальной защите можно назвать беспризорных детей. Они не имеют государственного или родительского попечения, постоянного места жительства, соответствующих возрасту позитивных занятий, необходимого ухода, систематического обучения и развивающего воспитания.

Существует множество мифов касающихся количества беспризорных детей, различные авторы трактуют это количество по своему, кто-то превышает эти числа в разы, кто-то говорит, о сильном завышении этих данных. К сожалению, официальная статистика по количеству беспризорников в России скрыта от общего доступа или же практически отсутствует – по той простой причине, что беспризорного ребенка отдают родителям или помещают в специальное учреждение. Увеличение числа детских учреждений не спасают ситуацию. В настоящее время, необходимо бороться не только с последствиями, но и с причинами возникновения негативных ситуаций, в процессе которых дети начинают убегать из семей на улицу.

В данном случае роль социальной защиты обусловлена её целями к числу которых относится следующее:

  • изъятие ребёнка из негативного социального окружения;
  • первичная социальная адаптация его к жизни в здоровой социальной среде;
  • восстановление или компенсация утраченных социальных связей;
  • возвращение ребёнка к позитивным формам социальной активности.

Отдельно следует выделить тот факт, что та помощь, которая оказывается беспризорным детям не является оружием борьбы с беспризорностью в целом. Однако, социальная поддержка помогает стабилизировать ситуацию.

Третьей категорией детей нуждающихся в социальной защите являются дети-сироты. Причиной роста числа детей-сирот в современной России можно объяснить рядом факторов, к числу которых относятся: слабое снижение смертности трудоспособных граждан, пренебрежение родительскими обязанностями, низкий уровень работы органов опеки и попечительства.

Четвертной группой детей нуждающихся в социальной защите являются дети, подвергающиеся жестокому обращению со стороны взрослых. К сожалению, получение точной информации о числе таких детей осложнено. Это обусловлено латентностью жестокости по отношению к детям. Кроме того, специалисты отмечают и такой факт, что чаще всего ребёнок подвергается жестокому обращению со стороны близких ему людей, а именно со стороны родителей, родственников, педагогов и друзей.

В процессе работы, направленной на социальную защиту таких детей, необходимы чуткость, терпение и настойчивость. Кроме того, необходимо создать такие условия, при которых жестокое обращение с ребенком будет полностью исключено. Для преодоления жестокого обращения с детьми применяются следующие основные методы социальной защиты:

  • выявление фактов жестокого обращения с ребёнком;
  • ограждение его от насилия и жестокости;
  • оказание ребёнку необходимой медицинской, психологической и правовой помощи;
  • рассмотрение и решение вопроса о целесообразности дальнейшего пребывания в той среде, где он подвергается жестокому обращению.

Пятой категорией детей нуждающихся в социальной защите несомненно являются дети со специфическими социальными и личностными потребностями и проблемами, это ещё одна многочисленная категория детей, нуждающихся в поддержке и помощи со стороны государства и общества.

  1. Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Консультант Плюс. Версия Проф . – – М, 2017.
  2. Аввакумова Л.П. Организации работы с семьями, оказавшимися в социально опасном положении – М.: ЭКСМО, 2014.
  3. Бибикова Н.В. Семейное воспитание как фактор становления личности ребенка // Сборник: Православная культура в современном обществе: проблемы и перспективы Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова. – 2015. – С. 56-59.
  4. Варывдин В.А. Управление системой социальной защиты детства. –М.: Педагогическое общество России, 2014.
  5. Горовая М.С. Социально-правовая защита детей в детском саду // Проблемы и перспективы развития образования: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Пермь, июль 2013 г.). – Пермь: Меркурий, 2013. – С. 34-36.
  6. Защита прав и достоинства маленького ребёнка (пособие для работников ДОУ). – М.: «Просвещение», 2006.
  7. Кочубей А. Визит в семью, или Практика работы с семьями – Псков: Псков. обл. ин-т повышения квалификации работников образования, 2012.

http://odiplom.ru/lab/socialnaya-zaszita-detei.html

Социальные пособия и выплаты гражданам

CebotariN / Shutterstock.com

Пособия являются одной из форм социального обеспечения в России. Это регулярные или единовременные выплаты из средств ФСС России или государственного бюджета.

Благодаря нашей важной теме можно узнать, кто и на какие пособия имеет право, а также в каком размере и при каких условиях они выплачиваются.

Виды пособий

Пособия назначаются и выплачиваются по месту работы, учебы, службы, в органах социальной защиты в зависимости от рода деятельности и занятости получателей.

Читайте так же:  Как подать возражения мировому судье на алименты

Размеры пособий (2017 г.)

Вид пособия

Размер

Норма

Пособие по временной нетрудоспособности

Как такового минимального размера пособия не установлено. Но закреплен минимальный средний заработок для расчета пособия – МРОТ (7 800 руб.)

Средний дневной заработок определяется по формуле (на примере МРОТ): МРОТ х 24/730 (7800 х 24/730 = 256,44 руб.)

Он зависит от продолжительности страхового стажа.

(670 000 руб. + 718 000 руб.) / 730

При страховом стаже от 5 до 8 лет:

(670 000 руб. + 718 000 руб.) / 730 x 80%

При страховом стаже до 5 лет:

(670 000 руб. + 718 000 руб.) / 730 x 60%

Часть 1, ч 6 ст. 7 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»

Пособие по безработице

Пособие по беременности и родам

Размер пособия по беременности и родам исчисляется исходя из среднего заработка за два календарных года, предшествующих году, в котором наступил отпуск по беременности и родам.

Минимальный средний заработок рассчитывается по формуле:

МРОТ х 24/730 (7800 х 24/730 = 256,44 руб.)

[1]

Максимальный размер среднего дневного заработка для расчета пособия в 2017 году составляет:

(670 000 руб. + 718 000 руб.) / 730

Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в женской консультации до 12 недель

Единовременное пособие при рождении ребенка

Единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью

Если на воспитание передается ребенок-инвалид, ребенок в возрасте старше семи лет, а также дети, являющиеся братьями и (или) сестрами – 124 929,83 руб. на каждого ребенка

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет

Минимальный размер при уходе за первым ребенком – 3065,69 руб.

Минимальный размер при уходе за вторым и последующим ребенком – 6131,37 руб.

Максимальный размер вне зависимости от того, за каким ребенком осуществляется уход – 23 120,66 руб.

Единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву

Ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву

[2]

Последняя актуализация: 23 июня 2017 г.

Документы по теме:

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, [email protected]

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), [email protected]

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), [email protected] Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

http://www.garant.ru/actual/posobiya/

Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (с изменениями и дополнениями)

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ в наименование внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ
«О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

С изменениями и дополнениями от:

8 февраля 1998 г., 7 августа 2000 г., 8 апреля 2002 г., 10 января 2003 г., 22 августа 2004 г., 17 декабря 2009 г., 16, 21 ноября 2011 г., 29 февраля 2012 г., 2 июля, 25 ноября 2013 г., 4 ноября, 22, 31 декабря 2014 г., 28 ноября 2015 г., 3 июля, 28 декабря 2016 г., 1 мая 2017 г., 7 марта, 29 июля, 3 августа, 25 декабря 2018 г.

Принят Государственной думой 4 декабря 1996 года

Видео (кликните для воспроизведения).

Одобрен Советом Федерации 10 декабря 1996 года

ГАРАНТ:

См. Обзор практики рассмотрения судами дел по заявлениям прокуроров в защиту жилищных прав несовершеннолетних детей, подпадающих под категорию лиц, которые имеют право на дополнительную социальную защиту в соответствии со ст. 1 настоящего Федерального закона

См. информацию Минюста России «Ответы на вопросы граждан, связанные с обеспечением прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 359-ФЗ преамбула изложена в новой редакции

ГАРАНТ:

См. комментарии к преамбуле настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя.

Статья 12. Приведение правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 12 настоящего Федерального закона

Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести свои правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

Статья 13. Вступление в силу настоящего Федерального закона

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 13 настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

2. Пункты 5, 6 статьи 6, пункт 5 статьи 9 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 января 1998 года.

Президент Российской Федерации

21 декабря 1996 года

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования в «Российской газете». Федеральный закон определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет.

Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

Читайте так же:  Подать заявление на алименты документы

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования

Пункты 5, 6 статьи 6, пункт 5 статьи 9 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 января 1998 г.

Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 27 декабря 1996 г. N 248, в Собрании законодательства Российской Федерации от 23 декабря 1996 г. N 52 ст. 5880

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 322-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2019 г.

Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 267-ФЗ (в редакции Федерального закона от 25 декабря 2018 г. N 482-ФЗ)

Изменения вступают в силу с 1 января 2019 г.

Федеральный закон от 7 марта 2018 г. N 56-ФЗ

Изменения вступают в силу с 7 марта 2018 г.

Федеральный закон от 1 мая 2017 г. N 89-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 декабря 2016 г. N 465-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 359-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 ноября 2015 г. N 358-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 500-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 декабря 2014 г. N 442-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 4 ноября 2014 г. N 333-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 167-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г.

Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 326-ФЗ

Изменения вступают в силу с 15 января 2012 г.

Федеральный закон от 16 ноября 2011 г. N 318-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 февраля 2012 г.

Федеральный закон от 17 декабря 2009 г. N 315-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением дополнения в пункт 3 статьи 6 настоящего Федерального закона, вступающего в силу с 1 января 2010 г.

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 8-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 8 апреля 2002 г. N 34-ФЗ

[3]

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 7 августа 2000 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2001 г.

Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. N 17-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

http://base.garant.ru/10135206/

Анализ законодательства о социальной защите детей, оставшихся без попечения родителей

Дата публикации: 16.12.2018 2018-12-16

Статья просмотрена: 331 раз

Библиографическое описание:

Верховина, Д. Л. Анализ законодательства о социальной защите детей, оставшихся без попечения родителей / Д. Л. Верховина. — Текст : непосредственный, электронный // Молодой ученый. — 2018. — № 50 (236). — С. 224-226. — URL: https://moluch.ru/archive/236/54846/ (дата обращения: 16.04.2020).

Автором дается характеристика институту социальной защиты и пособиям детей-сирот.

Ключевые слова: социальная защита, пособия для детей-сирот.

Российской Конституцией (часть 1 статьи 39) гарантируется социальное обеспечение по достижению 80 лет, при болезнях и инвалидности, в случае потерь кормильцев, в целях воспитания детей и при безработице. Список социальных рисков открыт и предусматривает возможности дополнения его законодателем. Например, ясно, что поддержка материнства (ст. 7 и 38 Конституции) включают и социальное обеспечение при материнстве. К социальным рискам в данный момент закон относит, например, приобретение статуса безработного, вынужденное переселение, бедность и т. п. [4, с. 26]

Конституция не раскрывает названные в ней основания социального обеспечения. Она передает их определение законодателю, прямо предусматривая, например, (ч. 2 ст. 39). Законодателем устанавливается условие для данных выплат, что требует и определения соответствующих дефиниций.

Так как социальное обеспечение гарантировано всем, невозможно, чтобы данные гарантии касались только взрослых. Социальное обеспечение должно быть гарантировано и каждому ребенку. Это обусловлено положением части 2 статьи 17 Российской Конституции касательно того, что фундаментальные свободы и права даны всем от рождения.

Путаница в понимании конституционных принципах социального обеспечения негативно сказывается на развитии законодательства, ведет к негативным последствиям разного рода, к примеру, к неудовлетворенности потребностей. Все это не просто отражается на здоровье и уровне жизни, но также побуждает многих вообще отказаться от желания заводить ребенка, и далее — к снижению населения. При условии сохранения нынешнего уровня рождаемости и смертности в ближайшее время численность Российского населения резко упадет — с 143 до 138,5 миллионов к 2020 году и до 112,4 миллионов к 2050 году [2].

Также, вместе с возрастом и инвалидностью в качестве основания социального обеспечения выступает потеря кормильца. Под этим подразумевается смерть или же просто отсутствие лиц, которые содержали бы ребенка и прочих членов семьи или были бы должны содержать вследствие закона. При условии потери кормильцев социальное обеспечение может, к примеру, реализовываться в обеспечении совершеннолетних иждивенцев, когда те занимаются уходом за ребенком, который еще не достиг возраста четырнадцати лет. Иными словами, законодательно признается уход за ребенком, гарантируя осуществляющим его лицам компенсацию.

Читайте так же:  Все о разделе имущества бабушкинская

Конституцией гарантировано социальное обеспечение и с целью воспитания ребенка. Так как при этом подразумевается каждый, справедливо считать, что на соцобеспечение могут рассчитывать все. Думается, здесь подразумеваются запросы родителей, выполняющих свой долг, к примеру, пребывающих в отпуске для ухода за детьми и т п. Едва ли стоит понимать это в качестве возможности получения пособий и другую помощь, которая необходима для удовлетворения личных желаний. Когда под «воспитанием ребенка» понимается поддержка детей (посредством поддержки родителей), это бросает тень сомнения на гарантии социального обеспечения по критерию возраста, искажает понятие «каждого человека» при исключении из него детей, и это не соответствует конституционному положению, согласно которому, базовые права свойственны всем с рождения.

Следует учесть часть 2 и 3 статью 18 Конвенции о правах детей, согласно которым страны оказывают опекунам и родителям помощь при осуществлении и ими своего родительского долга и способствуют развитию учреждений для детей, принимают меры для того, чтоб ребенок, родители которого работают, могли пользоваться соответствующими службами для ухода за ребенком. В ст. 5 Конвенции сказано о принятии мер для развития и содействия развитию частных или государственных служб, например учреждений для ухода за ребенком и т. п. Здесь имеется ввиду помощь трудящимся родителям в форме услуг по уходу и воспитанию. Данные заведения удовлетворяют запросы детей, но они необходимы они в большей степени родителям, так как для самих детей предпочтительнее семейное воспитание.

В ст. 3 Конвенции о правах детей отмечено, что страны должны обеспечивать детям заботу, которая требуется для их благополучия, учитывая права и долг опекунов, родителей и прочих лиц, ответственных за детей, и для этого осуществляют все административные и законодательные меры. Таким образом, роль государства в обеспечении детей является первичной, а осуществление долга и прав родителя просто учитывается. В отечественном законодательстве права и свободы ребенка, защита его интересов есть прерогатива родителя и только при его недобросовестности, государство должно выполнять родительскую функцию [3].

Государство заботится о детях, не имеющих семьи или лишенных родителей. Сироты пребывают на полноценном государственном обеспечении в соответствующих заведениях. Однако, как считает, к примеру, О. Синякина, такая система негативно сказывается на жизни детей.

В последнее время осуществляются попытки устройства сирот в опекунские семьи. Увы, нередко учитываются не интересы ребенка, а экономия госрасходов на содержание таких детей. К примеру, в 2013 году отменили 5746 заключений касательно передачи детей семьям, ранее данная цифра была выше [5]. Естественно, детям нужно­ обеспечивать возможность расти в семейном окружении, но принимая во внимание прежде всего их интересы, а не стремление региональных властей отрапортовать о сокращении детских домов. А ситуации, приводящие к массовому возврату тысяч приемных детей обратно в интернатные учреждения, категорически недопустимы.

http://moluch.ru/archive/236/54846/

Социально-правовая защита детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Дата публикации: 14.04.2016 2016-04-14

Статья просмотрена: 6011 раз

Библиографическое описание:

Жарова, О. Н. Социально-правовая защита детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / О. Н. Жарова. — Текст : непосредственный, электронный // Молодой ученый. — 2016. — № 8 (112). — С. 745-747. — URL: https://moluch.ru/archive/112/28498/ (дата обращения: 16.04.2020).

Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 28.11.2015) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлены льготы, обеспечивающие реализацию, различных прав указанной категории граждан, а именно право на образование, право на медицинское обслуживание, право на имущество, право на жилое помещение, и право на труд. Система, регулирующая социальную защиту детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должна быть завершенной, должна опираться и соответствовать принятой законодательной базе государства. В семье, в вопросах реализации ребенком своих прав и в других сферах жизнедеятельности общества, проявляется и реализуется социальная защита прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Итогом реализованной системы социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должен стать «во-первых, определенный уровень жизни ребенка (витальные потребности, здоровье физическое и психическое), во-вторых, должна быть обеспечена безопасность (физическая, экономическая, социальная), в-третьих, право на самореализацию и развитие своих способностей и возможностей» [1]. Вдобавок к вышеназванному закону, права детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Российской Федерации закреплены в Семейном кодексе РФ, к которым можно отнести: право воспитываться в семье, право на защиту здоровья, право на защиту и обеспечение потребностей ребенка, право на собственность, алименты, пенсии, пособия и другие льготы, предусмотренные законом.

Общегосударственная политика в области социальной защиты малозащищенных слоев населения, к которым и причисляются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, осуществляется в соответствии с общепризнанными нормами, которые установлены законодательством РФ: гарантированное общедоступное бесплатное начальное, основное и среднее (полное) общее образование, на конкурсной основе среднее и высшее профессиональное образование, бесплатное медицинское обслуживание, право на профессиональную ориентацию детей, по достижении ими возраста 15 лет, выбор сферы деятельности, трудоустройства, охрану и оплату труда, социальное обслуживание и социальная защита детей, гарантированная материальная поддержка, выплаты государственных пособий, предусмотренных законодательством, социальная адаптация и социальная реабилитация детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, право на жилище в соответствии с законодательством РФ, квалифицированная юридическая помощь.

Социальная защита вышеназванной категории граждан предусматривает два уровня: «первый — в повседневной обстановке, в обычной жизненной ситуации; второй — в чрезвычайной, нестандартной ситуации» [2]. Социальная защита в повседневной обстановке связана главным образом с защитой семьи, с защитой ребенка в сфере образования, с защитой в сфере реализации предоставленных государством гарантий. Социальная защита в чрезвычайной, нестандартной ситуации, связана, главным образом, с потерей родителей, с социальными и экологическими катастрофами.

Главнейшими объектами социальной защиты в Российской Федерации, требующими к себе наиболее пристального внимания и защиты, являются дети — сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не достигшие 18 лет. Дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, нуждаются в помощи со стороны государства и его отдельных органов в равной степени, без каких-либо дискриминаций и лишений. Как уже было выше отмечено, к приоритетной группе населения, нуждающейся в социальной защите, относятся дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети из неблагополучных, многодетных семей, дети, переданные на воспитание в приемные семьи, дети-инвалиды, дети, отстающие в имеющие в психическом или физическом развитии, дети, состоящие на профилактическом учете в органах внутренних дел детей и др.

Читайте так же:  Снимают ли деньги с материнского капитала

Социальная защита вышеупомянутых категорий граждан осуществляется законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти в целом, а также отдельными их органами. Российская Федерация, через свои органы, формирует приоритетные направления и стратегию, в области социальной защиты и законодательную базу, обеспечивает ее реализацию, и гарантирует защиту. Более того, социальную защиту и помощь детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, реализуют через свою деятельность, политические партии, благотворительные фонды, общественные организации, средства массовой информации, детские и юношеские организации. «Особую роль в социальной защите детства играют семья и школа, а также специальные службы социальной работы: муниципальные службы, система стационарных учреждений, приютов, детских домов, интернатов, учреждения дополнительного образования и развития детей, специализированные центры психолого-медико-социального и педагогического сопровождения, консультационные и реабилитационные службы и т. д» [3].Социальная защита детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей регулируется законодательством на международном, федеральном, и на региональном уровнях.

К международному законодательству в упомянутой сфере причисляются документы международных организаций, а именно ООН, ЮНИСЕФ, ВОЗ, более того, к указанной группе законодательства относятся соглашения между государствами, различные программы по охране и защите материнства и детства. Дети — это объект, требующий особой защиты, подмеченное высказывание закреплено во Всеобщей декларации прав человека принятой ООН в 1948 году, в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, в Международном пакте о гражданских и политических правах, в документах специализированных учреждений ООН и международных организаций, которые регулируют вопросы охраны и защиты детей. Большую значимость в регулировании защиты прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей имеет Конвенция ООН «О правах ребенка» принятая в 1989 году. В частности, в ст. 3 Конвенции отмечено, что во всех действиях, осуществляемых в отношении детей, независимо от того, предпринимаются ли они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, в первую очередь уделяется внимание наилучшему обеспечению интересов ребенка.

На основе вышеупомянутых законодательных актов, были сформулированы основные приоритеты, принципы и нормы общегосударственной политики в части детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Опять же на основании вышеуказанных документов сформулированы нормы, регулирующие сферу ответственности государства и общества, были указаны основные права детей, указанной категории, актуализированные к современным условиям жизни. Помимо этого, социальную защиту детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей регулирует законодательство на Федеральном уровне, а именно Конституция РФ, ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Семейный кодекс РФ, различные федеральные программы, указы Президента и др.

На региональном уровне социальная защита детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей регулируется региональным законодательством, опирающимся и не противоречащим федеральному законодательству, углубленно регламентирующим цели, принципы, приоритеты социальной защиты для конкретного региона, с учетом, имеющейся жизненной обстановки. В настоящее время в Российской Федерации остро стоит проблема формального закрепления норм, регулирующих вопросы социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, регулирующие права и обязанности субъектов, осуществляющих эту защиту. Особое внимание необходимо уделить практической реализации указанных норм, функционированию правовых механизмов, которые позволили бы более эффективно детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей реализовывать предоставленные государством права, гарантии и льготы. Более того, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, для поддержания физического и психологического здоровья, нормальных условий жизни, необходима правовая и социальная защита со стороны государства.

  1. Константинова Н. Н. Социальная защита детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей как фактор роста величины человеческого капитала // Вестник торгово-технологического института. 2011. № 1 (4). С.216.
  2. Кудрявцев А. А. Социально-правовая защита детей-сирот в современной России/ Вестник Алтайского государственного педагогического университета. № 17. 2013. С. 97–98.
  3. Орлова К. Ю. Содержание и сущность деятельности по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Журнал личность в культуре и образовании: психологическое сопровождение, развитие, социализация № 1. 2013. С.154–155.
  4. Бозиев Т. О., Кривошеева М. А. Анализ законодательной базы по правам детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Журнал правовых и экономических исследований, 2012, № 3.
  5. Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 28.11.2015) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»// СПС «Консультант Плюс».
  6. «Семейный кодекс Российской Федерации» от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 30.12.2015)// СПС «Консультант Плюс».
  7. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989)// СПС «Консультант Плюс».
Видео (кликните для воспроизведения).

http://moluch.ru/archive/112/28498/

Литература


  1. Смирнов, В. Н. Адвокатура и адвокатская деятельность / В.Н. Смирнов, А.С. Смыкалин. — М.: Проспект, Уральская государственная юридическая академия, 2015. — 320 c.

  2. Катрич, С. В. Юридическое пятикнижие российского бизнеса. Правовые основы предпринимательства / С.В. Катрич. — М.: Дело, 2012. — 528 c.

  3. Николаева, Т.П. Деятельность защитника на судебном следствии / Т.П. Николаева. — М.: Саратов: Саратовский Университет, 2013. — 574 c.
  4. Задачи и тестовые задания по судебной медицине: моногр. . — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. — 624 c.
  5. Муранов, А. И. Российское регулирование отношений с иностранными элементами. Некоторые аспекты правового статуса и деятельности иностранных адвокатов / А.И. Муранов. — М.: Городец, 2014. — 144 c.
  6. Социальная защита детей право социального обеспечения
    Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here