Выявление фактов жестокого обращения с детьми

Выявление фактов жестокого обращения с детьми

МИНИСТЕРСТВО СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

от 16 августа 2016 года N 555

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ДЕЙСТВИЙ СПЕЦИАЛИСТОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБЛАСТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В СЛУЧАЕ ВЫЯВЛЕНИЯ ФАКТА НАСИЛИЯ ИЛИ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ С РЕБЕНКОМ

1. Утвердить прилагаемый порядок действий специалистов государственных областных учреждений социального обслуживания населения в случае выявления факта насилия или жестокого обращения с ребенком.

2. Руководителям учреждений, подведомственных Министерству социального развития Мурманской области, обеспечить:

2.1. Исполнение настоящего приказа.

2.2. Предоставление в срок до 15 января и 15 июля ежегодно в ГОБУСОН «Мурманский центр социальной помощи семье и детям» информацию о несовершеннолетних, подвергшихся насилию или жестокому обращению, согласно приложению N 1 к Порядку.

3. Руководителю ГОБУСОН «Мурманский центр социальной помощи семье и детям» (Кулькова Т.Н.) в срок до 20 января и 20 июля ежегодно представлять сводную информацию о несовершеннолетних, подвергшихся насилию или жестокому обращению в Министерство социального развития Мурманской области.

4. Контроль за исполнением приказа возложить на первого заместителя министра С.Ю. Виденееву.

ПОРЯДОК ДЕЙСТВИЙ СПЕЦИАЛИСТОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБЛАСТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В СЛУЧАЕ ВЫЯВЛЕНИЯ ФАКТА НАСИЛИЯ ИЛИ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ С РЕБЕНКОМ

Утвержден
приказом
Министерства социального развития
Мурманской области
от 16 августа 2016 года N 555

1. Настоящий Порядок разработан в целях реализации Федерального закона от 24.06.1999 N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и определяет организацию действий специалистов государственных областных учреждений социального обслуживания населения (далее — Учреждение) в случае выявления факта насилия или жестокого обращения с ребенком.

2. В случае поступления сообщения о факте насилия, жестокого обращения с ребенком в службу «Детский телефон доверия» на единый общероссийский номер детского телефона доверия консультант службы:

2.1. Вносит соответствующую запись в журнал «Жестокое обращение», форма и порядок ведения которого утверждаются локальным нормативным актом Учреждения:

— дата и время обращения, Ф.И.О. специалиста, принявшего сообщение;

— данные о ребенке;

— источник информации (кто, когда выявил факт насилия, жестокого обращения с несовершеннолетним);

— характер и признаки насилия, жестокого обращения;

— дата последнего контакта с ребенком, местонахождения ребенка;

— рекомендации, куда обратиться за помощью;

— результат работы по случаю.

2.2. Информирует руководителя Учреждения о поступлении в службу «Детский телефон доверия» сообщения о факте насилия, жестокого обращения с ребенком.

2.3. Незамедлительно направляет информацию о факте насилия, жестокого обращения в соответствии с приложением N 2 к Порядку в территориальный орган внутренних дел по месту совершения преступления и месту проживания несовершеннолетнего, комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, орган опеки и попечительства, Уполномоченному по правам ребенка Мурманской области, Министерство социального развития Мурманской области.

2.4. Передает телефонограмму в орган прокуратуры, орган внутренних дел о поступлении в службу «Детский телефон доверия» сообщения о факте насилия, жестокого обращения с ребенком в вечернее и ночное время, в выходные дни.

3. В случае помещения несовершеннолетнего в Учреждение по факту насилия, жестокого обращения, установленного органами внутренних дел, специалист Учреждения:

3.1. Осуществляет прием документов, представленных сотрудниками органов внутренних дел:

— акт о необходимости помещения несовершеннолетнего в специализированное учреждение для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации;

— постановление о назначении судебно-медицинской экспертизы (далее — СМЭ);

— справку об осмотре ребенка.

3.2. Информирует руководителя Учреждения о поступлении несовершеннолетнего по факту насилия, жестокого обращения, установленного органами внутренних дел.

3.3. Незамедлительно направляет информацию о факте насилия, жестокого обращения с ребенком в соответствии с приложением N 2 к Порядку в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, орган опеки и попечительства по месту проживания несовершеннолетнего, Министерство социального развития Мурманской области.

3.4. Осуществляет совместно с сотрудниками органов внутренних дел сопровождение несовершеннолетнего на проведение СМЭ.

4. В случае выявления в ходе реабилитационной работы с несовершеннолетним признаков насилия, жестокого обращения, сообщения несовершеннолетним о совершенном в отношении него насилия, специалист Учреждения:

4.1. Информирует руководителя Учреждения.

4.2. Проводит визуальный осмотр несовершеннолетнего с привлечением не менее 2 специалистов Учреждения, по результатам которого составляет акт осмотра с подробным фиксированием выявленных повреждений;

4.3. В случае необходимости сопровождает несовершеннолетнего в учреждение здравоохранения.

4.4. Незамедлительно направляет информацию о факте насилия, жестокого обращения с ребенком в соответствии с приложением N 2 к Порядку в территориальный орган внутренних дел (с приложением копии акта осмотра несовершеннолетнего), комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, орган опеки и попечительства по месту проживания несовершеннолетнего, Министерство социального развития Мурманской области.

4.5. Осуществляет совместно с сотрудниками органов внутренних дел сопровождение несовершеннолетнего на проведение СМЭ.

5. В случае выявления факта насилия, жестокого обращения с воспитанником со стороны сверстников и (или) работников Учреждения:

5.1. Специалист Учреждения:

— информирует руководителя Учреждения;

— проводит визуальный осмотр несовершеннолетнего с привлечением не менее 2 специалистов Учреждения, по результатам которого составляет акт осмотра с подробным фиксированием выявленных повреждений;

— в случае необходимости сопровождает несовершеннолетнего в учреждение здравоохранения;

— незамедлительно направляет информацию о факте насилия, жестокого обращения с ребенком в соответствии с приложением N 2 к Порядку в территориальный орган внутренних дел (с приложением копии акта осмотра несовершеннолетнего), комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, орган опеки и попечительства по месту проживания несовершеннолетнего, Министерство социального развития Мурманской области.

Читайте так же:  Отец у детей матерей одиночек

5.2. Руководитель Учреждения в течение суток проводит внутреннее расследование по факту насилия, жестокого обращения с несовершеннолетним и направляет материалы по итогам внутреннего расследования в орган внутренних дел для проведения проверки, Министерство социального развития Мурманской области.

6. В случае подтверждения факта насилия, жестокого обращения:

6.1. Специалист Учреждения:

— осуществляет взаимодействие с законными представителями несовершеннолетнего с целью выявления причин насилия, жесткого обращения с ребенком;

— проводит работу с несовершеннолетним с использованием методик работы по реабилитации жертв насилия;

— осуществляет защиту законных прав несовершеннолетнего путем представления его интересов в следственных мероприятиях;

— организует мероприятия общей профилактики насилия и жестокого обращения в семье.

6.2. Работник, допустивший жестокое обращение с воспитанником, привлекается к дисциплинарной ответственности, в виде увольнения, на основании п. 2 ст. 336 Трудового кодекса Российской Федерации. В зависимости от последствий применения психического и (или) физического воздействия, а также при наличии оснований работник Учреждения может быть привлечен к уголовной ответственности по соответствующей статье Уголовного кодекса Российской Федерации.

6.3. С воспитанником (воспитанниками) Учреждения, допустившими жестокое обращение со сверстником проводится коррекционно-профилактические мероприятия, направленные на предупреждение и профилактику насилия, жестокого обращения в среде несовершеннолетних.

Приложение N 1. ИНФОРМАЦИЯ О НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, ПОДВЕРГШИХСЯ НАСИЛИЮ ИЛИ ЖЕСТОКОМУ ОБРАЩЕНИЮ, ПОМЕЩЕННЫХ В ОТДЕЛЕНИЯ ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, НУЖДАЮЩИХСЯ В СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ЗА ____ ПОЛУГОДИЕ 20__ ГОДА

Когда и кем выявлен несовершеннолетний

Какая работа проводилась

Информация по уголовному делу (отказ/примирение сторон/заведено уголовное дело)

http://docs.cntd.ru/document/453149449

Как выявить жестокое обращение с ребенком

Понятие «жестокое обращение с детьми» впервые в российском законодательстве появилось в 1968 году в Кодексе о браке и семье. В нем жестокое обращение с детьми было включено в перечень оснований для лишения родительских прав.

Под жестоким обращением мы понимаем любое действие или бездействие по отношению к ребенку, в результате которого нарушается здоровье и социальное благополучие ребенка, создаются условия, мешающие его оптимальному физическому и/или психическому развитию, ущемляются его права и свободы.

Выделяют четыре основные формы насилия в отношении детей: психологическое, физическое и сексуальное, пренебрежение основными потребностями ребенка.

Как выявить жестокое обращение с ребенком:

физическое насилие

Физическое насилие — это преднамеренное нанесение травм и/или повреждений ребенку, которые вызывают серьезные (требующие медицинской помощи) нарушения физического, психического здоровья, отставание в развитии.

К физическому насилию относится также вовлечение ребенка в употребление алкоголя, наркотиков, токсических веществ.

Физическое насилие в отношении детей чаще происходит в семьях, где:

убеждены, что физическое наказание является методом выбора для воспитания детей;

родители (или один из них) являются алкоголиками, наркоманами, токсикоманами;

родители (или один из них) имеют психические заболевания;

нарушен эмоционально-психологический климат (частые ссоры, скандалы, отсутствие уважения друг к другу);

родители находятся в состоянии стресса в связи со смертью близких, болезнью, потерей работы, экономическим кризисом и др.;

родители предъявляют чрезмерные требования к детям, несоответствующие их возрасту и уровню развития;

дети имеют особенности: соматические или психические заболевания, гиперактивны, неусидчивы, родились недоношенными и др.

Как распознать, что ребенок подвергается физическому насилию?

Характер повреждений:

синяки, ссадины, раны, следы от ударов ремнем, укусов, прижигания горячими предметами, сигаретами, располагающиеся на лице, теле, конечностях;

ожоги горячими жидкостями кистей и ног в виде перчатки или носка (от погружения в горячую воду), а также на ягодицах;

повреждения и переломы костей, припухлость и болезненность суставов;

выбитые и расшатанные зубы, разрывы или порезы во рту, на губах;

участки облысения, кровоподтеки на голове;

повреждения внутренних органов;

«синдром сотрясения» у грудных детей.

Особенности поведения:

Возраст до 3 лет

боязнь родителей или взрослых;

редкие проявления радости, плаксивость;

реакция испуга на плач других детей;

плохо развитые навыки общения;

крайности в поведении — от агрессивности до полной безучастности.

Возраст от 3 до 7 лет

заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость;

пассивная реакция на боль;

жестокость по отношению к животным;

отставание в речевом развитии.

Младший школьный возраст

стремление скрыть причину повреждений и травм;

боязнь идти домой после школы;

одиночество, отсутствие друзей;

плохая успеваемость, неспособность сосредоточиться;

Подростковый возраст

употребление алкоголя, наркотиков;

криминальное или антиобщественное поведение.

На неслучайный характер травм указывает:

множественность повреждений, различная степень давности (свежие и заживающие), специфический характер (отпечатки пальцев, предметов);

несоответствие характера повреждений и объяснений, которые дают взрослые;

наличие других признаков жестокого обращения (отставание в развитии, санитарно-гигиеническая запущенность);

появление травм у ребенка после выходных и праздничных дней.

Особенности поведения родителей или опекунов, если они избивают детей:

противоречивые, путаные объяснения причин травм у детей;

обвинение в травмах самого ребенка;

позднее обращение или необращение за медицинской помощью;

отсутствие эмоциональной поддержки и ласки в обращении с ребенком;

неспровоцированная агрессия по отношению к персоналу;

больше рассказывают о своих проблемах, чем о повреждениях у ребенка.

Что можно сделать, чтобы помочь ребенку?

Внимательно расспросите ребенка, уделите ему внимание.

Поговорите с родителями.

Обратитесь в травмпункт, другие медицинские учреждения, чтобы зафиксировать травмы в медицинской документации ребенка.

Обратитесь в органы опеки и попечительства.

Обратитесь в полицию или прокуратуру.

Обратитесь в любой ближайший центр психологической помощи.

Как выявить жестокое обращение с ребенком:

эмоциональное (психологическое) насилие

Эмоциональным (психологическим) насилием является однократное или хроническое психическое воздействие на ребенка или его отвержение со стороны родителей и других взрослых, вследствие чего у ребенка нарушаются эмоциональное развитие, поведение и способность к социализации.

К этой форме насилия относятся:

угрозы в адрес ребенка, проявляющиеся в словесной форме без применения физической силы;

оскорбление и унижение его достоинства;

открытое неприятие и постоянная критика;

лишение ребенка необходимой стимуляции и эмпатии, игнорирование его основных нужд в безопасном окружении, родительской любви;

Читайте так же:  Осталась с маленьким ребенком после развода

предъявление к ребенку чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту или возможностям;

однократное грубое психическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму;

преднамеренная изоляция ребенка, лишение его социальных контактов;

вовлечение ребенка или поощрение к антисоциальному или деструктивному поведению (алкоголизм, наркомания и др.).

Все формы насилия в той или иной степени сопряжены с эмоциональным насилием

Особенности детей, подвергающихся эмоциональному (психологическому) насилию:

задержка психического развития;

трудно сконцентрироваться, плохая успеваемость;

эмоциональные нарушения в виде агрессии, гнева (часто обращенных против самого себя), подавленное состояние;

избыточная потребность во внимании;

депрессия, попытки суицида;

неумение общаться со сверстниками (заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость или агрессивность);

ложь, воровство, девиации в поведении;

нервно-психические, психосоматические заболевания: неврозы, энурез, тики, расстройства сна, нарушения аппетита, ожирение, кожные заболевания, астма.

Для детей раннего возраста более характерны расстройства сна, аппетита, беспокойство или апатичность, неумение играть, задержка психоречевого развития, привычка сосать палец.

Для младших школьников — проблемы с обучением, отвержение со стороны сверстников, плохие социальные навыки.

У детей в предпубертатном периоде могут наблюдаться уходы из дома, девиантное/делинквентное поведение, хроническая неуспеваемость.

В пубертатном периоде — депрессия, рост агрессивности, саморазрушающее поведение, низкая самооценка, психосоматические заболевания.

Группы риска детей по эмоциональному насилию

дети от нежеланной беременности, похожие на нелюбимых родственников жены или мужа;

дети раннего возраста;

дети-инвалиды, дети с наследственными заболеваниями или другими особенностями;

дети из семей с деспотичным, авторитарным, контролирующим стилем воспитания и взаимоотношений;

дети из семей, где семейное насилие является стилем жизни;

родители (один из родителей) которых употребляют алкоголь, наркотики, страдают депрессией;

в семьях, где много социально-экономических и психологических проблем.

Особенности поведения взрослых, совершающих эмоциональное насилие:

не утешают ребенка, когда тот в этом нуждается;

публично оскорбляют, бранят, унижают, осмеивают ребенка;

сравнивают с другими детьми не в его пользу, постоянно сверхкритично относятся к нему;

обвиняют его во всех своих неудачах.

Что можно сделать, чтобы помочь ребенку?

Будьте внимательны к ребенку, постарайтесь выяснить причины его эмоциональных и поведенческих особенностей.

Предложите родителям обратиться к психологу, семейному терапевту за консультативной помощью.

Обратитесь в органы опеки и попечительства, в полицию, если ребенок является постоянным свидетелем внутрисемейного насилия.

Как выявить жестокое обращение с ребенком:

пренебрежение потребностями

Пренебрежение основными нуждами ребенка (моральная жестокость) — это отсутствие со стороны родителей или лиц, их заменяющих, элементарной заботы о нем, а также недобросовестное выполнение обязанностей по воспитанию ребенка, в результате чего его здоровье и развитие нарушаются.

Что может служить причиной неудовлетворения основных потребностей ребенка?

  1. отсутствие соответствующего возрасту и потребностям ребенка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи;
  2. отсутствие заботы и присмотра за ребенком;
  3. отсутствие внимания и любви к ребенку.

Какие родители или лица, их заменяющие, чаще других пренебрегают основными нуждами детей?

с психическими расстройствами;

юные родители, не имеющие опыта и навыков родительства;

с низким социально-экономическим уровнем жизни;

с хроническими заболеваниями, инвалидностью, умственной отсталостью;

перенесшие жестокое обращение в детстве;

Как распознать ребенка, чьими нуждами пренебрегают?

Внешние проявления:

утомленный сонный вид, бледное лицо, опухшие веки;

у грудных детей обезвоженность, опрелости, сыпи;

одежда неряшливая, не соответствует сезону и размеру ребенка;

нечистоплотность, несвежий запах.

Физические признаки:

отставание в весе и росте от сверстников;

частые «несчастные случаи»;

гнойные и хронические инфекционные заболевания;

отсутствие надлежащих прививок;

задержка речевого и психического развития.

Особенности поведения:

постоянный голод и жажда, может красть пищу, рыться в отбросах;

поиск внимания, участия;

[1]

частые пропуски школьных занятий;

инфантилен или принимает роль взрослого и ведет себя в псевдовзрослой манере;

агрессивен или замкнут, апатичен;

гиперактивен или подавлен;

неразборчиво дружелюбен или не желает и не умеет общаться;

склонность к поджогам, жестокость к животным.

Что можно сделать, чтобы помочь ребенку?

Постарайтесь поговорить с ребенком, внимательно его выслушать.

Обратитесь в органы опеки и попечительства.

Видео (кликните для воспроизведения).

http://podrostok.68edu.ru/?p=1504

Методические рекомендации по взаимодействию органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в случаях выявления фактов насилия и жестокого обращения с детьми

комиссии по делам несовершеннолетних

и защите их прав при Правительстве

Удмуртской Республики от «16» декабря 2010 года № 7

по взаимодействию органов и учреждений системы

профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

в случаях выявления фактов насилия и жестокого обращения с детьми

Методические рекомендации разработаны в целях обеспечения своевременного и эффективного межведомственного взаимодействия государственных, республиканских и муниципальных органов и учреждений системы профилактики, действующих на территории Удмуртской Республики, в случаях выявления фактов насилия и жестокого обращения с детьми.

Методические рекомендации определяют, что основными задачами руководителей и специалистов органов и учреждений системы профилактики в сфере предупреждения насилия и жестокого обращения с детьми являются:

1. Проведение профилактических мероприятий по предупреждению жестокого обращения с детьми:

разработка и реализация программ и методик, направленных на формирование ответственного родительства;

раннее выявление детского и семейного неблагополучия, организация индивидуальной профилактической работы по выводу семьи из социально опасного положения или трудной жизненной ситуации.

2. Внимательное отношение к внешним признакам проявления жестокого обращения с ребенком;

3. Оперативное информирование правоохранительных органов о выявленных случаях жестокого обращения с детьми;

4. Реализация комплекса мероприятий по реабилитации детей, ставших жертвами насилия и жестокого обращения.

Действия сотрудников органов и учреждений системы профилактики при обнаружении признаков жестокого обращения с ребенком

В случае выявления явных признаков насилия или жестокого обращения с несовершеннолетнимсотрудники учрежденийздравоохранения обязаны:

провести медицинскую оценку состояния ребенка, ставшего жертвой насилия или жестокого обращения;

Читайте так же:  Раздел имущества супругов в период брака

при необходимости госпитализировать ребенка, подвергшегося насилию или жестокому обращению;

направить служебную записку руководителю лечебного учреждения о выявленном факте насилия или жестокого обращения с ребенком.

Руководитель учреждения здравоохранения обязан:

незамедлительно направить информацию о выявленном факте насилия или жестокого обращения с ребенком в правоохранительные органы (приложение № 1);

незамедлительно направить информацию о выявленном факте насилия или жестокого обращения с ребенком в органы опеки и попечительства и комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав по месту фактического проживания несовершеннолетнего (приложение № 2).

В случае выявления явных признаков жестокого обращения с ребенком сотрудникиобразовательных учреждений всех типов и видов обязаны немедленно направить служебную записку руководителю образовательного учреждения о выявленном случае насилия или жестокого обращения с ребенком.

Руководитель образовательного учреждениянемедленно сообщает по телефону (затем, в течение дня направляет письменную информацию) о выявленном случае насилия или жестокого обращения с ребенком в органы опеки и попечительства для проведения обследования условий жизни и воспитания ребенка.

Специалист органа опеки и попечительства совместно со специалистом образовательного учреждения, с привлечением сотрудника территориального органа внутренних дел (при необходимости) незамедлительно проводит обследование условий жизни и воспитания ребенка, по результатам которого составляет акт обследования.

По итогам проведенных мероприятий руководитель образовательного учреждения:

немедленно направляет в правоохранительные органы информацию о выявлении признаков насилия или жестокого обращения с ребенком (приложение № 1), приложив акт обследования условий жизни и воспитания ребенка;

направляет информацию о выявлении признаков насилия или жестокого обращения с ребенком в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Сотрудники органов опеки и попечительства, при получении информации об угрозе жизни ребенка или его здоровью, обязаны:

незамедлительно осуществляет выход по месту жительства для обследования условий жизни и воспитания ребенка (при необходимости с участием сотрудников правоохранительных органов), составляет соответствующий акт;

при подтверждении информации о факте насилия или жестокого обращения с ребенком выносит акт об отобрании ребенка (постановление, распоряжение главы муниципального образования) и немедленно исполняет данный акт (при необходимости с участием сотрудников правоохранительных органов);

обеспечивает временное устройство ребенка;

незамедлительно уведомляет об отобрании ребенка у родителей прокурора;

в течение семи дней после издания акта об отобрании ребенка обращается с иском в суд о лишении родителей родительских прав или об ограничении их родительских прав.

В случае выявления явных признаков насилия или жестокого обращения с ребенком сотрудникиучреждений социального обслуживания населения обязаны:

провести совместно со специалистами органов опеки и попечительства, с привлечением при необходимости сотрудников органов внутренних дел обследование условий жизни и воспитания ребенка, составить акт обследования;

информировать руководителя учреждения социального обслуживания населенияо выявленных признаках насилия или жестокого обращения с ребенком, приложив акт обследования.

Руководитель учреждения социального обслуживания населения немедленно:

направляет информацию о выявленных признаках насилия или жестокого обращения с ребенком в правоохранительные органы (приложение № 1);

направляет информацию о выявленном случае насилия или жестокого обращения с ребенком в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав (приложение № 2).

Специалисты, обеспечивающие деятельность Комиссий по делам несовершеннолетних и защите их правпри поступлении информации о выявленном случае насилия или жестокого обращения с ребенком обязаны:

Провести анализ и выявить причины и условия, способствовавшие насилию или жесткому обращению с ребенком;

организовать профилактическую работу по предупреждению данных явлений;

организовать индивидуальную профилактическую работу по реабилитации несовершеннолетних жертв насилия совместно с органами и учреждениями здравоохранения, учреждениями социальной и психологической помощи семьям и детям.

При поступлении информации о жестоком обращении с ребенком от граждан специалисты, обеспечивающие деятельность Комиссий по делам несовершеннолетних и защите их правобязаны:

дать поручение соответствующим учреждениям системы профилактики (специалистам органов опеки и попечительства, образовательным учреждениям, учреждениям социальной помощи семье и детям, учреждениям социального обслуживания населения и др.) немедленно провести обследование условий жизни и воспитания ребенка;

по результатам обследования условий жизни и воспитания ребенка, в случае подтверждения информации о факте насилия или жестокого обращения с ребенком, направить сообщение в правоохранительные органы для привлечения виновных лиц к установленной законом ответственности (приложение № 1);

проанализировать и выявить причины и условия, способствовавшие жесткому обращению с ребенком;

организовать профилактическую работу по предупреждению данных явлений;

организовать индивидуальную профилактическую работу по реабилитации несовершеннолетнего, ставшего жертвой насилия или жестокого обращения.

к Методическим рекомендациям

Ф. И.О. руководителя и наименование учреждения


«___» _______ 20____ года в ___ часов ______ минут были обнаружены (указать кем) признаки насилия / жестокого обращения с несовершеннолетним (указать Ф. И.О. несовершеннолетнего, в отношении которого было допущено жестокое обращение, его место жительства, место учебы), в отношении которого неустановленными лицами (либо указать конкретных лиц, если они известны потерпевшему) были совершены (указать совершенные действия). Признаками, дающими основания подозревать жестокое обращение, являются (указать конкретные признаки).

Прошу рассмотреть вопрос о привлечении виновных лиц к установленной законом ответственности.

«___» _________20 __года

_________________________ ______________ ________________ #G1

(должность руководителя) (подпись) (Ф. И.О.)

к Методическим рекомендациям

Межведомственная форма учета сведений о несовершеннолетнем, пострадавшим в результате насилия или жестокого обращения

1. Фамилия, имя, отчество несовершеннолетнего _________________________

2. Дата рождения несовершеннолетнего (число, месяц, год)________________

3. Дата, время и место проявления насилия/жестокого обращения в отношении несовершеннолетнего: _____________________________________

4. Источник получения информации: __________________________________ __________________________________________________________________

5. Адрес проживания, социальный статус семьи: __________________________________________________________________ __________________________________________________________________

6. Сведения об обидчике: степень родства, возраст, место проживания, место работы: _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Краткое описание случившегося: ____________________________________

8. Принятые меры: __________________________________________________

_________________ _______________ ________________

http://pandia.ru/text/79/160/78444.php

Выявление жестокого обращения с детьми (консультация для педагогов)

татьяна сивиринова
Выявление жестокого обращения с детьми (консультация для педагогов)

Читайте так же:  Что нужно сделать при смене фамилии

Жестокое обращение с детьми (несовершеннолетними гражданами, от рождения до 18 лет) включает в себя любую форму плохого обращения, допускаемого родителями (другими членами семьи, опекунами, попечителями, педагогами, воспитателями, представителями органов правопорядка.

Выделяют четыре основные формы жестокого обращения с детьми:

• Физическое насилие – преднамеренное нанесение физических повреждений.

• Сексуальное насилие (или развращение) — вовлечение ребёнка с его согласия и без такого в сексуальные действия со взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды.

• Психическое (эмоциональное) насилие — периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребёнка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера.

• Пренебрежение нуждами ребёнка – это отсутствие элементарной заботы о ребёнке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию.

По юридическому определению, ребенок, подвергающийся физической жестокости, — это ребенок, не достигший 18-летнего возраста, родители которого или другие лица, их заменяющие, либо ответственные за их воспитание,

Наносят или позволяют нанести ребенку физические повреждения (за исключением повреждений случайного характера, которые приводят к смерти, или серьезному, или длительному нарушению целостности кожных покровов, или их припуханию, или длительному нарушению физического здоровья ребенка, или длительной потере или нарушению функций какого-либо органа, или нарушению психического здоровья и отставанию в развитии;

Создают или позволяют создавать риск нанесения ребенку физических повреждений, приводящих к нарушению физического, психического здоровья или отставанию в развитии.

Существует ряд признаков, позволяющих заподозрить применение физического насилия.

[3]

Внешний вид ребенка и характер травм:

Множественные повреждения: Синяки и ссадины неизвестного происхождения; возможно, различной давности (свежие или заживающие, или располагающиеся группами, или образующие необычный рисунок, или на нескольких участках тела.

— Ожоги неизвестного происхождения; могут быть в виде следа от сигареты, веревки, утюга, или, вследствие погружения в горячую жидкость, в виде перчатки, или носка.

— Разрывы и порезы неизвестного происхождения во рту, на губах, руках, ногах или туловище.

— Повреждение костей, припухлость и болезненность суставов, множественные и спиральные переломы неизвестного происхождения.

— Выбитые или расшатанные зубы.

— Следы человеческих укусов.

— Порезы неизвестного происхождения.

Появление повреждений чаще всего бывает после пропуска посещения детского сада, выходных, праздничных дней.

Задержка физического развития (отставание в весе и росте).

Признаки плохого ухода (гигиеническая запущенность, неопрятный внешний вид, сыпь).

Психическое состояние и поведение ребенка:

Возраст 1,5 – 3 года

Редкие проявления радости, плаксивость;

Реакция испуга на плач других детей;

Крайности в поведении – от чрезмерной агрессивности до безучастности.

Возраст 3 года – 7 лет

Примирение со случившимся, отсутствие сопротивления;

Пассивная реакция на боль;

Болезненное отношение к замечаниям, критике;

Заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость;

Псевдовзрослое поведение (внешне копирует поведение взрослых);

Негативизм, агрессивность, замкнутость;

Жестокое отношение к животным; лживость; воровство; склонность к поджогам;

Плохо развиты навыки общения;

Трудности в обучении: плохо усваивает программу, не способен сосредоточиться, отстает в речевом развитии;

Дает своим повреждениям невероятные объяснения; прикрывает тело одеждой, даже когда в ней нет необходимости;

Жалуется на болезненность при передвижении или неловко передвигается;

Боится идти домой.

Поведение родителей или попечителей:

Противоречивые, путаные объяснения причин травм у ребенка и нежелание внести ясность в произошедшее;

Несвоевременное обращение за медицинской помощью;

Инициатива обращения за помощью исходит от постороннего лица;

Обвинение в травмах самого ребенка;

Неадекватность реакции на тяжесть повреждения у ребенка, стремление к ее преувеличению или преуменьшению;

Отсутствие обеспокоенности за судьбу ребенка;

Невнимание, отсутствие ласки и эмоциональной поддержки в обращении с ребенком, обеспокоенность собственными проблемами, не относящимися к здоровью ребенка;

Рассказы о том, как их наказывали в детстве; признаки психических расстройств в поведении или проявления патологических черт характера (агрессивность, устойчивое возбуждение и т. д.).

Психическое (эмоциональное) насилие – периодическое, длительное или постоянное воздействие родителей (опекунов) и других взрослых на ребенка, приводящее к формированию у него патологических черт характера или же тормозящее развитие личности ребенка.

К этой форме насилия относятся:

Открытое неприятие или постоянная критика ребенка;

Оскорбление и унижение его достоинства;

Угрозы в адрес ребенка, проявляющиеся в словесной форме без физического насилия;

Преднамеренная физическая или социальная изоляция ребенка;

Предъявление чрезмерных требований, не соответствующих возрасту или возможностям ребенка;

Ложь и невыполнение взрослыми обещаний;

Однократное, грубое психическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму.

Существует ряд признаков, позволяющих заподозрить применение эмоционального насилия.

Психическое состояние и физическое развитие ребенка:

Задержка физического и умственного развития;

Различные соматические заболевания (ожирение, резкая потеря массы тела, язва желудка, различные кожные заболевания, аллергическая патология).

Беспокойство или тревожность;

Длительно сохраняющееся подавленное состояние;

Склонность к уединению;

Чрезмерная уступчивость, заискивающее, угодливое поведение;

Угрозы или попытки самоубийства;

Неумение общаться, налаживать отношения с другими людьми, включая сверстников;

Нежелание утешить ребенка, который действительно в этом нуждается;

Оскорбление, брань, обвинение или публичное унижение ребенка;

Постоянное, чрезмерно критичное отношение к нему;

Негативная характеристика ребенка;

Отождествление его с ненавистным или нелюбимым родственником;

Перекладывание на него ответственности за свои неудачи;

Открытое признание в нелюбви или ненависти к ребенку.

Пренебрежение нуждами ребенка (моральная жестокость) – отсутствие со стороны родителей или лиц, их заменяющих, элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию.

К пренебрежению элементарными нуждами ребёнка относятся:

Отсутствие адекватного его возрасту и потребностям питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи, включая отказ от лечения со стороны взрослого;

Отсутствие должного внимания или заботы, в результате чего ребенок может стать жертвой несчастного случая;

Читайте так же:  Дети в отношении которых допускается усыновление

Нанесение ему телесных повреждений, вовлечение в употребление алкоголя, наркотиков.

Недостаток заботы о ребенке может быть и непредумышленным: вследствие болезни, бедности, неопытности, невежества родителей или стихийных бедствий и социальных потрясений.

Заброшенными могут оказаться дети, проживающие не только в семье, но и находящиеся на государственном обеспечении.

Особенности внешнего вида, клинические симптомы, определенные психические состояния и поведение ребенка – признаки,по которым можно заподозрить пренебрежительное отношение к его нуждам и интересам:

Утомленный, сонный вид, опухшие веки;

Санитарно-гигиеническая запущенность, педикулез;

Низкая масса тела, увеличивающаяся при регулярном достаточном питании (например, во время пребывания в больнице или приюте);

Задержка роста или общее отставание в физическом развитии;

Задержка речевого и моторного развития, исчезающая при улучшении ситуации и появлении заботы о ребенке;

Частые вялотекущие и хронические инфекционные болезни;

Многократная госпитализация в отделение неотложной скорой помощи;

Повторные случайные травмы или отравления;

Постоянный голод и (или) жажда;

Стремление любым способом, вплоть до нанесения самоповреждений, привлечь к себе внимание взрослых;

Требование ласки и внимания;

Подавленное настроение, апатия;

Агрессивность и импульсивность;

Деликвентное (антиобщественное) поведение, вплоть до вандализма;

Неумение общаться с людьми, дружить;

Трудности в обучении, низкая успеваемость, недостаток знаний;

Защита прав и достоинств ребёнка в законодательных актах

Конвенция ООН о правах ребёнка даёт определение понятия «жестокое обращение» и определяет меры защиты (ст. 19,а также устанавливает:

[2]

• обеспечение в максимально возможной степени здорового развития личности (ст. 6)

• защиту от произвольного или незаконного вмешательства в личную жизнь ребёнка, от посягательств на его честь и репутацию (ст. 16)

• обеспечение мер по борьбе с болезнями и недоеданием (ст. 24)

• признание права каждого ребёнка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (ст. 27)

• защиту ребёнка от сексуального посягательства (ст. 34)

• защиту ребёнка от других форм жестокого обращения (ст. 37)

• меры помощи ребёнку, явившемуся жертвой жестокого обращения (ст. 39)

Уголовный кодекс РФ предусматривает ответственность:

• за совершение физического и сексуального насилия, в том числе и в отношении несовершеннолетних (ст. 106-136)

• за преступления против семьи и несовершеннолетних (ст. 150-157)

Семейный кодекс РФ гарантирует:

• право ребёнка на уважение его человеческого достоинства (ст. 54)

• право ребёнка на защиту и обязанности органа опеки и попечительства принять меры по защите ребёнка (ст. 56)

• лишение родительских прав как меру защиты детей от жестокого обращения с ними в семье (ст. 69)

• немедленное отобрание ребёнка при непосредственной угрозе жизни и здоровью (ст. 77)

Закон РФ «Об образовании» утверждает право детей, обучающихся во всех образовательных учреждениях, на уважение их человеческого достоинства (ст. 5) и предусматривает административное наказание педагогических работников за допущенное физическое или психическое насилие над личностью ребёнка (ст. 56)

Профилактика жестокого обращения с детьми Актуальность профилактики жестокого обращения с детьми связана с тем, что насилие в отношении детей или пренебрежение их основными потребностями.

«Работа с детьми, пострадавшими от жестокого обращения». Наиболее распространенной формой жестокого обращения с детьми является психическое насилие (эмоциональное) — это однократное или хроническое.

Рекомендации по профилактике жестокого обращения в отношении несовершеннолетних Рекомендации по профилактике жестокого обращения в отношении несовершеннолетних. Не стоит требовать от ребенка невозможного.

Конспект НОД в старшей группе «Правила обращения с огнем» Плутарх:Огонь жжёт тех, кто его трогает, но тем, кто умеет им пользоваться, он даёт и свет, и тепло, и помощь при всякой работе. Разработал.

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с формами обращения при воспитании культуры речевого общения Наблюдая и анализируя общение детей группы, мы обратили внимание на культуру общения, формы обращения которые используют дети. Что и послужило.

Консультация для воспитателей «Выявление и обследование детей-логопатов» В настоящее время одной из актуальных задач специальной педагогики является повышение эффективности процесса коррекции нарушений языкового.

Профилактика жестокого обращения с детьми Добрый день! Мы рады приветствовать Вас в стенах детского сада №14 «Боровичок». Меня зовут ДЕ – я педагог – психолог этого сада. Буквально.

Тест для воспитателей на выявление знаний ФГОС ДО Предлагаю Вашему вниманию тест для воспитателей на выявление знаний Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного.

Выявление и система работы с одаренными детьми в ДОУ Выявление и система работы с одаренными детьми в ДОУ. В современном обществе возросла потребность в людях неординарно мыслящих, творческих,.

Выявление особенностей социальных отношений у учащихся с недоразвитием интеллекта Необходимость изучения личности ребенка на всех этапах развития определяется тем, что структура личности складывается постепенно, а входящие.

Видео (кликните для воспроизведения).

http://www.maam.ru/detskijsad/vyjavlenie-zhestokogo-obraschenija-s-detmi.html

Литература


  1. Юзефович, Р.М. Санкт-Петербург — автомобилисту. Справочник; СПб: Кронверк-Принт, 2012. — 922 c.

  2. Общая теория государства и права. Академический курс в 3 томах. Том 3. — М.: Зерцало-М, 2001. — 528 c.

  3. Бикеев, А. А. Трудоправовая деятельность в организации. Учебное пособие / А.А. Бикеев, М.В. Васильев, Л.С. Кириллова. — М.: Статут, 2015. — 144 c.
  4. Михайленко, Е. В. Менеджмент в юриспруденции / Е.В. Михайленко. — М.: НОУ ВПО Московский психолого-социальный университет, МОДЭК, 2012. — 280 c.
  5. Борисов, А. Н. Защита от принудительной ликвидации юридического лица по искам государственных органов / А.Н. Борисов. — М.: «Юридический Дом «Юстицинформ», 2007. — 272 c.
  6. Выявление фактов жестокого обращения с детьми
    Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here