Защита и реализация прав детей сирот

Права детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей

В публикации содержатся основополагающие привилегии детей, которые остались без опеки и попечительства родителей, и меры их государственной поддержки.

Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей — одна из главных задач по поддержке населения страны. Именно поэтому законы в этой области постоянно совершенствуется.

К данной группе лиц можно отнести тех людей, у которых родители погибли либо были лишены родительских прав.

Гарантии в области получения образования для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Гарантии детям в области образования установлены в следующих законодательных актах:

  • Федеральный Закон № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г. (ч. 5 ст. 36, ч. 5, 7-9 ст. 71, ч. 6 ст. 86, ч. 14 ст. 108);
  • Закон г. Москвы № 61 от 30 ноября 2005 г. (ст. ст. 8 и 15);
  • Федеральный Закон № 159-ФЗ от 21 декабря 1996 г. (ст. 6);
  • Нормы, утвержденные Постановлением Правительства РФ № 1117 от 18 сентября 2017 г.;
  • Правила, утвержденные Постановлением Правительства РФ № 1116 от 18 сентября 2017 г. (п. 3 и 4);
  • Вопросы № 25-29 в Информации Минюста РФ от 20 июля 2015г.

Среди этих гарантий следующие:

Гарантии в трудовой сфере для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Гарантии по труду, предоставляемые детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, определены в Трудовом Кодексе РФ (п. п. 1, 2 ч. 1 ст. 81), Федеральном Законе № 159-ФЗ (ст. 9), Законе № 1032-1 от 19 апреля 1991 г. (ст. 34.1) и в Законе № 61 (ст. 14):

  1. Гарантия проведения профессиональной ориентации и диагностики профпригодности органами службы занятости для детей в возрасте от 14 до 18 лет с учетом состояния здоровья;
  2. Если ребенок зарегистрирован в службе занятости, ищет работу впервые и проходит профессиональное обучение по направлению службы занятости, во время обучения ему гарантированно выплачивается пособие по безработице и стипендия. Пособие выплачивается в течение полугода, размер пособия соответствует среднему уровню заработной платы в данном субъекте РФ. Стипендия при обучении ребенка по направлению службы занятости выплачивается в таком же размере;
  3. Если ребенок-сирота попадает под сокращение штатов или увольнение в связи с ликвидацией предприятия, ему гарантировано профессиональное обучение с последующим трудоустройством за счет работодателей или из правопреемников;
  4. В Москве образовательные учреждения, в которых проходили обучение дети-сироты или дети, оставшиеся без попечения родителей, обязаны оказать своим выпускникам содействие в трудоустройстве.

Гарантии в области здравоохранения для детей, оставшихся без попечения родителей и детей сирот

Гарантии в здравоохранении предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в соответствии с Приказом ФСБ РФ № 73 от 16 февраля 2012 г., ст. 11 Закона № 61, ст. 7 Закона № 159-ФЗ и Ответами на вопросы граждан, связанными с обеспечением прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (ответы № 30 и 31):

1. Гарантии на бесплатное получение медицинской помощи в медицинских учреждениях государственной и муниципальной системы здравоохранения за счет федерального бюджета в соответствии с порядком, установленным законодательством:

  • Проведение диспансеризации;
  • Проведение регулярных медицинских осмотров;
  • Проведение оздоровления;
  • Высокотехнологичная медицинская помощь;
  • Лечение за границей РФ

2. Гарантии на получение путевок в организации отдыха и оздоровления детей, а при наличии медицинских показаний – в санаторно-курортные организации с обеспечением бесплатного проезда к месту отдыха или лечения и обратно;

3. Для Москвы дети в период обучения в государственных образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования гарантировано получают бесплатные медицинские препараты по назначению врача.

Нематериальные права

Защита прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также заключается в получении иных преимуществ. Предоставляемые государством возможности не выражаются в денежном или ином осязаемом понимании, но они не менее важны, чем описанные выше. Согласно нормам СК РФ, статусные дети наравне с другими могут:

  • Получать бесплатное образование в средних, профессионально-технических и высших учебных заведениях. Студенты ПТУ и ВУЗов имеют достаточное для жизни, приобретения одежды, литературы, а также для формирования накоплений материальное обеспечение из федерального бюджета (нормы из ФЗ №159).
  • Пользоваться возможностью бесплатного медицинского обслуживания. В структуру этого права входит гарантия срочной госпитализации при необходимости, обязанность опекунов дважды в год приводить детей на плановый осмотр, а также реальное оздоровление в детских спортивных лагерях каждое лето.
  • Иметь льготы при трудоустройстве. Сироты после окончания учебного заведения получают выходное пособие в размере двух прожиточных минимумов. Если выпускник не находит работу, он становится клиентом центра занятости и оформляет выплату по безработице на 6 месяцев. Кроме этого, особа осваивает порядок составления резюме, ищет варианты трудоустройства. В случае ликвидации (реорганизации) предприятия особа из числа сирот может воспользоваться право пройти бесплатное переобучение.

Кому положено жилье от государства

Воплощением в жизнь прав на жилище занимаются органы муниципалитета, разрабатывающие определенные программы.

На получение жилья могут рассчитывать следующие лица из числа детей — сирот:

  • дети –сироты после 18 лет и достижения дееспособности;
  • лица, которым еще не исполнилось восемнадцать лет, но по установленным причинам они являются дееспособными;
  • лица, окончившие техникум либо ВУЗ или отслужившие срок воинской службы;
  • лица, отбывшие наказание за преступление в колониях для несовершеннолетних.

При этом, должно соблюдаться условие отсутствия жилого помещения у всех выше перечисленных лиц либо отсутствие возможности в нем находиться.

Иные формы поддержки

Защита имущественных прав детей, оставшихся без родительского воспитания и поддержки, безусловно, весьма важна. Однако одну из первостепенных ролей в нормальной адаптации к социуму играет воспитание ребенка-сироты, эмоциональные и психологические условия его жизни. Для защиты сферы личных прав ребенка законодатель закрепил в законе такие базовые нормы, как:

  • право близких родственников на попечительство над ребенком, потерявшим возможность воспитываться родителями;
  • право самого ребенка проживать в нормальных условиях как с точки зрения материальной составляющей, так и психологической, для чего функционируют специальные органы, контролирующие соблюдение данных прав ребенка;
  • защита от неправомерных действий его опекуна или попечителя, что также контролируется указанным выше органом власти;
  • право выступать на процессах и в учреждениях, где рассматривается его судьба, в том числе об установлении опекунства над ним и т.д.

С наступлением совершеннолетия при поиске места работы данные граждане также имеют дополнительные льготы, связанные с получением пособия по безработице в увеличенном размере. Касается данное право лишь тех, кто занимается поиском работы впервые. При необходимости уволить или сократить гражданина, бывшего сиротой, работодатель обязан оказать ему всякое содействие в получении другой работы в своей или в иной организации.

Права детей, оставшихся без попечения родителей

Социальную защиту детей сирот и детей, которые растут без матери и отца, берут на себя органы власти. Эти люди имеют возможность получать льготы в таких областях, как:

  • образование;
  • медицина;
  • трудовая деятельность.
Читайте так же:  Развод дети с мамой

Право на образование

Все граждане страны используют свою возможность на получение бесплатного школьного образования. Но дети, не имеющие родителей, обладают особыми привилегиями в отношении дальнейшего получения образования. Так, они могут обучаться в университетах, институтах и техникумах на безвозмездной основе. В то время, как другие абитуриенты зачисляются на бюджет по итогам конкурса исходя из количества таких мест, учитывая предыдущие заслуги.

Кроме того, если в процессе обучения у лица, не достигшего двадцатитрехлетнего возраста, не становится родителей, то его переводят с коммерческой формы обучения на бюджетную.

Помимо этого они могут рассчитывать на второе образование на бюджетной основе.

Помимо получения самого образования, они обеспечиваются стипендий в повышенном размере (успеваемость и другие достижения не играют роли), бесплатным проживанием в общежитии (вне очереди), льготными проездными билетами, выплатами на покупку одежды, канцтоваров, учебников и прочих необходимостей для обучения. А во время прохождения производственной либо преддипломной практики им платится стопроцентная зарплата.

Право на медицинское обслуживание

В области медицины этим детям гарантируется бесплатность услуг. Медикаменты, необходимые такому лицу, предоставляются также на безвозмездной основе. Проводимые операции осуществляются за счет денежных средств государства.

Также им даются путевки в санатории и лечебно-оздоровительные лагеря для укрепления иммунитета и здоровья в целом.

Право детей сирот на трудовую деятельность

По завершению обучения в техникуме или ВУЗе выпускники могут получать пособие в период следующих шести месяцев с момента окончания. Размер такого пособия приравнивается к среднемесячной заработной плате региона проживания этого гражданина. Для оформления такого пособия необходимо обращаться в учреждения, осуществляющие социальную поддержку граждан страны.

Работодатель в случае ликвидации своего юридического лица оплачивает курсы повышения квалификации.

Особенности назначения пенсии сиротам до и после 23 лет

Пенсия гражданам, росшим без матери и отца, назначается до достижения им совершеннолетнего возраста. Для студентов – очников данный возраст увеличивается до двадцати трех лет.

Величина социальной пенсии фиксированная и подлежит индексации. Для круглых сирот размер в два раза превышает размер выплаты для иждивенцев, потерявших одного из родителей.

Досрочное прекращение выплаты пенсии прекращается при приобретении официального дохода в связи с выходом на работу получателя такой пенсии.

Полномочия специальных органов по защите прав и интересов

Реальная гарантия соблюдения равных стартовых условий в жизни для сирот и лиц, которые воспитывались в обычной семье, невозможна без реализации системной государственной политики. Задача органов состоит в соблюдении баланса прав между сиротами и лицами, которые воспитывались в семьях. Согласно нормам ст.121 СК РФ, их функции следующие:

  • защита прав статусных лиц;
  • выявление попавших в сложные жизненные обстоятельства;
  • поддержка постоянного контакта с руководителями органов самоорганизации населения, педагогическими коллективами и другими группами людей, которые могут владеть информацией о неблагополучных семьях;
  • устройство в различные формы воспитания, которые функционируют в РФ;
  • проверка соблюдения всех прав и обеспечения жилищных условий сирот;
  • подготовка проекта и отправка обращения в прокуратуру.


Пункты ст.123 СК РФ предусматривают, что муниципальные органы устраивают детей как в семейные виды (ПС, удочерение, опекунство), так и в образовательные учреждения (интернаты). Безусловно, сегодня в приоритете усыновление, потому что у детей есть возможность обрести новых родителей, которые покажут достойный жизненный пример. Другие семейные образования также развиваются. Службы по делам несовершеннолетних стараются ограничить устройство малолетних в интернаты, потому что несовершеннолетние должны оставаться в семьях. Прокуратура также занимается мероприятиями по охране прав несовершеннолетних детей. Основные задачи органа таковы:
  • представительство интересов в суде;
  • судебное решение вопроса о лишении родительских прав по отношению к их неполнолетним детям;
  • проверка соблюдения законов на территории государства.

Российское законодательство

Созданная в нашем государстве система нормативно-правовых актов позволяет реально защитить права сирот. В список главных законов и норм для статусных детей входят:

  • Конституция РФ (ст.7);
  • СК РФ (ст. 54, 56, 60, 121 — 123, 148, главы 19 — 22, 13);
  • ГК РФ (статьи 36 и 37);
  • ФЗ № 159 «О дополнительных гарантиях»;
  • ФЗ «Об опеке и попечительстве»;
  • Приказ Минобразования РФ от 16 февраля 1993г «О порядке выплаты денежных средств на детей, находящихся под опекой (попечительством)»;
  • Гражданский процессуальный кодекс РФ (ст. 45).

Права детей-сирот в РФ защищены должным образом. Основная общественная функция органов власти состоит в минимизации негативного влияния окружающей асоциальной среды на развитие ребенка. Органы опеки и попечительства успешно справляются с этим заданием. Конечно, уровень выполнения законов не всегда соответствует ожиданиям, потому что организовать контроль в сельской местности сложно из-за значительной удаленности некоторых населенных пунктов от районных центров, но в целом ситуация с защитой сиротских прав в стране контролируема.

«Нормативно-правовое обеспечение деятельности по реализации личностных и имущественных прав детей-сирот в современных условиях работы детского дома»
статья по теме

Социально-правовая защита детства — одно из направлений международной и российской государственной политики, которое обеспечивает детям в соотвествии с их потребностями нормальные условия для жизни и развития, образования, охраны здоровья, защиты чести и достоинства, активного участия во всех сферах жизнедеятельности.

Гарантии обеспечения условий жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

1. Гарантия права на устройство в семью на воспитание

Дети указанной категории могут реализовать данное право следующими способами:

  • Дети до 14 лет имеют право на устройство в семью под опеку, в приемную семью или патронатную семью;
  • Дети от 14 до 18 лет имеют право на устройство в семью под попечительство, в приемную семью или патронатную семью;
  • Устройство в семью на воспитание (усыновление или удочерение);
  • До момента реализации данного права, если возможности организовать прием в семью пока нет, детям гарантируется временное пребывание в организации для детей-сирот, согласно СК РФ (п. 1 ст. 123, ст. ст. 152, 155.1), а также ст. 12 Закона г. Москвы № 12 от 14 апреля 2010 г.
Читайте так же:  Куда звонить по защите прав детей

При этом Семейный кодекс РФ (п. 3 ст. 124, п. 5 ст. 145) не допускает для братьев и сестер усыновление или передачу под опеку разным лицам, за исключением случаев, когда такое разделение отвечает интересам детей.

Также Семейный кодекс РФ (п. 1 ст. 132, п. 4 ст. 145) гарантирует учет мнения ребенка при передаче его в семью под опеку и попечительство. С момента, когда ребенку исполнится 10 лет, получение его согласия при усыновлении или передаче под опеку и попечительство обязательно.

Также Семейный кодекс РФ гарантирует сохранение тайны усыновления (см. ст. 139). Разглашение тайны усыновления влечет за собой уголовную ответственность по ст. 155 УК РФ.

2. Гарантии, сохраняющиеся для ребенка при устройстве его в семью на воспитание

Ребенок, получивший в связи со смертью родителей право на получение пенсии и соответствующих пособий, согласно СК РФ (п. 1 ст. 137, ст. 138), сохраняет это право и после усыновления, если на момент усыновления право действовало.

Права, которые сохраняются за детьми, перешедшими под опеку или попечительство, гарантируются в соответствии с СК РФ (п. 1 ст. 55, ст. 148) и с Постановлением Правительства РФ № 548 от 28 июня 2013 г.. К таким правам относятся:

  • Право на общение со своими родственниками;
  • Право на получение алиментов, денежных пособий и социальных выплат;
  • Право собственности на жилое помещение или право пользования жилым помещением. Если данные права у ребенка отсутствуют, ему гарантируется право на получение жилого помещения и право на регистрацию в нем согласно жилищному законодательству и условиям договора социального найма жилого помещения;
  • Право на содержание. Размер и порядок выплаты содержания определяется требованиями законодательства субъектов РФ. Средства на содержание выделяются и выплачиваются ежемесячно, если только опекуны и попечители не назначаются по заявлению родителей ребенка.

3. Гарантии, которые имеют воспитанники организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Ребенок, для которого на настоящий момент нет возможности для передачи его на воспитание в семью, имеет гарантию направления в организацию для детей-сирот, находящуюся ближе всего к его месту жительства. В некоторых случаях, например, когда привычная социальная среда оказывает на ребенка негативное воздействие или если в субъекте РФ, в котором проживает ребенок, такая организация отсутствует, согласно с п. п. 17, 18 Положения, Утвержденного Постановлением Правительства РФ № 481 от 24 мая 2014 г., организация для детей-сирот, в которую будет направлен ребенок, может находиться в другом субъекте РФ.

Дети, являющиеся братьями, сестрами или имеющие другую родственную связь, будут направлены в одну организацию для детей-сирот и размещены в одной группе, если только это не противоречит их собственным интересам (см. п. 16 Положения № 481).

Дети, направленные на воспитание в организацию для детей-сирот, сохраняют право на полное обеспечение со стороны государства, в том числе право на бесплатное питание, одежду, обувь, бесплатное общежитие, медицинское обслуживание, образование и мягкий инвентарь, согласно п. 26 Положения № 481).

Кроме данных гарантий, организация для детей-сирот гарантирует обеспечение необходимых условий для общения детей со своими родственниками, если только это общение не противоречит законным интересам детей и не запрещено органами опеки и попечительства. Согласно п. 49 Положения № 481 и Письму Минобрнауки № 07-3446 от 15 августа 2016 г. общение детей, находящихся на воспитании в организации для детей-сирот, может быть разрешено в том числе и с родителями, ограниченными в родительских правах или лишенными родительских прав, если только органы опеки и попечительства дали согласие на это общение и оно не влияет на ребенка негативно.

Видео (кликните для воспроизведения).

Ребенок, находящийся на воспитании в организации для детей-сирот, может быть передан временно, на срок не более 3 месяцев в семью. Этот срок в соответствии с СК РФ (п. 4 ст. 155.2) и п. 4 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ № 432 от 19 мая 2009 г. может быть увеличен до полугода, но только в исключительных случаях, например, для прохождения курса лечения или при выезде на отдых или на каникулы на территории Российской Федерации.

Скачать:

Вложение Размер
material.docx 17.4 КБ

Что закреплено в законодательстве РФ

Значимость защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, следует, прежде всего, из нормы основного закона нашей страны – Конституции о том, что государством защищается семья и детство, в том числе путем предоставления дополнительных льгот в области образования, социального обеспечения и пр.

Наиболее полную конкретизацию данной категории прав законодатель закрепил в федеральном законе от 21.12.1996 за №159-ФЗ. Но регулируется этот вопрос и иными нормативными актами, будь то закон о занятости населения, о пенсиях, об образовании или некоторых других.

Необходимость дополнительного регулирования прав и законных интересов детей, лишенных родительского воспитания, с точки зрения закона, вызвана отсутствием соответствующей финансовой поддержки со стороны родителей, и ущемлением (по сравнению с детьми из полных семей) возможностей по адаптации в социуме, реализации себя в нем.

Хотя закон и разделяет понятия «ребенок-сирота» и «ребенок, оставшийся без попечения родителей», данные категории имеют практически идентичный набор дополнительных прав, потому разделение их в контексте рассматриваемой темы нецелесообразно.

Законодательные нормы

Права детей-сирот в РФ разъясняются нормами статьи 148 СК РФ. Обездоленные особы очень часто предоставлены сами себе и не защищены. Законодательное закрепление прав является способом защиты несовершеннолетних и обеспечением их безопасности. Основные юридические гарантии для детей, которые потеряли своих родителей по причине смерти либо из-за асоциального поведения матери, отца, можно поделить на такие группы:

Читайте так же:  Наследство ребенка после развода родителей


Права ребенка как особы необходимо разъяснить более детально. Основные возможности сирот и подопечных регламентированы нормами ст.148 СК РФ. Одна из наиболее важных гарантий – уважение собственного достоинства сироты. Даже если ребенок еще маленький и не достиг еще какого-то социального статуса в обществе, нельзя его притеснять или обижать, а также организовывать воспитательный процесс в жесткой форме. Кроме этого, к основным субъектным правам малолетнего можно отнести:
  • Противодействие преступному поведению опекунов. Репортажи новостных телеканалов пестрят сообщениями о насилии в чужих семьях. Дети очень часто тяжело работают на огородах, их плохо кормят.
  • Получать воспитание и жизненные уроки в семье опекуна, проживать с ним. По сути, такая возможность является реализацией права особы на жизнь вместе с родителями (ст. 54 СК РФ). Сирота обеспечивается гарантированным жильем до 16 лет, а в последующие 2 года (до достижения совершеннолетия) место жительства лишенного родительской опеки согласовывается сторонами. Человек может остаться и дальше вместе с приемной семьей.
  • Возможность общаться с биологическими родственниками. Никто не может ограничить свободу общения с мамой, папой и другими близкими, особенно в подростковый период. Каждый человек должен знать свою родословную и имеет право лично решать с кем поддерживать отношения после выхода из приемной семьи.
  • Выражать собственное мнение в вопросах, которые касаются личности ребенка и любых моментах быта, развития (нормы ст.57 СК РФ).
  • Обеспеченность основными условиями для проживания, воспитания и формирования навыков.


Прокуратура и органы по опекунству обязаны следить за материальной обеспеченностью, думать про формирование финансовой основы его жизни после совершеннолетия. Нормы ст.148 СК РФ гарантируют реализацию и соблюдение основных имущественных прав сироты. Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, в плане сохранности жилья включает систему норм:

Куда обращаться за защитой прав

Представление законных интересов лиц, росших без отца и матери,осуществляет:

  • комиссия по делам несовершеннолетних;
  • ЦСЗН;
  • учреждение образования;
  • школа – интернат;
  • детский дом семейного типа;
  • другие организации для детей сирот и детей, росших без отца и матери.

Контролирующие органы

  • орган опеки и попечительства;
  • орган по делам молодежи;
  • подразделениями по делам несовершеннолетних органов внутренних дел;
  • другие органы либо подразделения, осуществляющие выявление детей, оставшихся без попечения родителей.

Защита прав детей, оставшихся без попечения родителей

Сиротство – крайне актуальная проблема современного российского социума. С каждым годом количество сирот в нашей стране увеличивается, потому что социальные вопросы не решаются. Еще один важный вопрос касается соблюдения прав детей, лишенных родительской опеки – очень часто воспитанники в приемных семьях не счастливы. Какие возможности имеют сироты?

Какие гарантии имеют дети-сироты и дети без попечения родителей в области налогообложения

Налоговый кодекс РФ предусматривает в п. 26 ст. 217, п. 3 ст. 333.29 и пп. 9 п. 3 ст. 333.35 следующие льготы по уплате налогов и сборов для детей рассматриваемой категории:

  • Доходы, получаемые детьми в виде благотворительной помощи, независимо от того, из какого источника они поступили, освобождены от обложения налогом на доходы физических лиц;
  • При оформлении паспорта гражданина РФ и при приеме в гражданство России дети-сироты освобождены от уплаты государственной пошлины;

Налоговый Кодекс РФ в абз. 2 п. 2 ст. 387, п. 2 ст. 399 предусматривает возможность установления дополнительных налоговых льгот, например, освобождение от уплаты налога на землю или полное освобождение от уплаты НДФЛ за счет регионального бюджета в соответствии с местным законодательством.

Мы перечислили примерный перечень социальных гарантий, установленный для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей федеральным законодательством. Кроме этого, местное законодательство субъектов РФ может предусматривать дополнительные меры поддержки в области законодательства для данной категории граждан.

Например, в Москве в качестве таких дополнительных мер предоставляется единовременная компенсационная выплата, которая выплачивается детям по окончании пребывания в специализированных учреждениях г. Москвы для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Размер этой выплаты в соответствии со ст. 9 Закона г. Москвы от 30 ноября 2005 г. № 61 составляет 24 000 руб. Такая же выплата предусмотрена при окончании нахождения в приемной семье, на патронатном воспитании и при прекращении попечительства по достижении ребенком возраста 18 лет.

Защита прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

В целях защиты прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, а равно и детей-сирот (две эти категории практически приравнены в правах соответствующим законом) государством закрепляется на законодательном уровне ряд дополнительных льгот и гарантий. Кроме этого, регулируются способы защиты прав данной категории лиц, которые были тем или иным образом нарушены. Прав за такими гражданами закрепляется действительно много, но для того, чтобы ими воспользоваться, необходимо тщательным образом разбираться, при каких условиях и в каком порядке их можно реализовать, а также какие действия предпринять в случае отказа в этом.

Льготы, пособия и другие выплаты

Сироты получают пенсию. Она делится на трудовую и социальную. Первая рассчитывается по стажу работы одного из родителей, а вторая устанавливается правительством региона.

Если отец и мать лишены своих прав в отношении ребенка, то по решению суда назначаются алименты.

Органами власти на местах также назначаются выплаты. Так, например, для граждан Москвы, относящихся к этой группе, установлена разовая материальная помощь в размере 30000 руб., а также ежемесячная помощь в размере 10000 руб.

Многие субъекты страны представляют право безвозмездно посещать музеи, зоопарки, различные выставки, кружки и секции, зачисляться вне очереди в детские сады. Плата также не взымается.

Какие гарантии в судопроизводстве предусмотрены для детей-сирот

Кроме предоставления гарантии социальной поддержки детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, В соответствии с Федеральным Законом № 159-ФЗ (ст. 10) и законом «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации», детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, гарантирована бесплатная юридическая помощь.

[3]

Как реализуется предоставление жилья на практике

Жилищные права детей сирот реализуются посредством представления им на условии договора найма специализируемого помещения на 5 лет. По прошествии этих лет при наличии должных оснований этот договор может продляться ещё на пять лет. Во всех остальных случаях квартира, выданная сироте, убирается из перечня специализируемого помещения и заключается бессрочный договор социального найма. Чтобы получить квартиру или иное жилое помещение необходимо подать заявку на включение его в список.

Читайте так же:  В каком возрасте ребенок легче переносит развод

Заявление и документы

Документы должны подаваться в орган,осуществляющий опеку и попечительство, а также в орган власти муниципалитета по месту проживания. К таким документам относятся:

  • заявление установленной формы;
  • паспорт;
  • документ, являющийся подтверждением относительно регистрации (регистрация, выписка, справка);
  • свидетельство о браке и о рождении детей;
  • документ, который подтверждает факт отсутствия жилища (справка, выписка);
  • диплом, аттестат, воинский билет и т.д.;
  • справка о составе семьи.

Об очереди для сирот

Для получения жилья требуется встать в очередь из таких же категорий граждан. Список с очередью формируется заранее до исполнения 18 лет. Подать заявление должен опекун или попечитель в течение пары месяцев после четырнадцатилетия ребенка. Либо он может сделать это самостоятельно в случаях досрочного признания его дееспособности.

Виды социальной помощи детям сиротам

Для защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей, оказывается социальная помощь в таких областях как:

  • образование;
  • медицина;
  • трудоустройство;
  • приобретение жилища;
  • единовременная и ежемесячная денежная помощь.

Предварительный просмотр:

«Нормативно-правовое обеспечение деятельности по реализации

личностных и имущественных прав детей-сирот в современных

условиях работы детского дома»

В качестве базовой ценности нашего общества, которое стремится стать гражданским, признается семья , как основной социальный институт и дети, которым предстоит жить в России. Детство – самая светлая и беззаботная пора в жизни человека, но, к сожалению, многие дети лишены этого счастья в силу разных обстоятельств. Изменение социально-экономической ситуации в стране за последние десять лет привело к значительному росту количества детей-сирот. Резкое снижение жизненного уровня для многих семей становится причиной асоциальной жизни. При этом больше всего страдает самый незащищенный слой общества – дети. И в этом случае общество и государство берет на себя заботу о развитии и воспитании таких детей. Социально-правовая защита детства – одно из направлений международной и российской государственной политики, которое обеспечивает детям в соответствии с их потребностями нормальные условия для жизни и развития, образования, охраны здоровья, защиты чести и достоинства, активного участия во всех сферах жизнедеятельности.

[1]

Сокращение социального сиротства и улучшение ситуации в сфере обеспечения прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, – одно из приоритетных направлений деятельности органов государственной власти Российской Федерации. Право каждого ребенка жить и воспитываться в семье закреплено Конвенцией ООН «О правах ребенка», Конституцией и Семейным Кодексом Российской Федерации. Постоянно принимаются нормативные правовые акты, затрагивающие интересы детей, включая федеральные законы, указы Президента, Постановления Правительства РФ. Конвенция ООН о правах ребенка, вступившая в силу для Российской Федерации как правопреемника СССР 15 сентября 1990 года, гарантирует детям, которые временно или постоянно лишены своего семейного окружения или которые в собственных наилучших интересах не могут оставаться в таком окружении, право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством. Основные подходы к решению проблемы сиротства государством уже определены. Прежде всего, это сохранение кровной семьи ребёнка, предотвращение ситуации отказа родителей от детей и устройство детей, оставшихся без родительского попечения, в новые семьи.

Одним из приоритетных объектов социальной защиты со стороны государства является категория детей, чьи возможности в силу объективных причин – состояния здоровья, психики, отсутствия семейного окружения весьма ограничены. Статистические данные о состоянии и положении детства в Российской Федерации в последние годы показывают явную динамику ухудшения положения детства в целом и отдельных категорий детей, наиболее уязвимых в социальном плане, таких как: дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, дети, имеющие физические и (или) психические недостатки в развитии.

[2]

Актуальность данной темы обуславливается тем, что дети-сироты и дети, лишенные роди-тельского попечения — это особая категория, чей правовой статус значительно отличается от статуса других групп детей. Для выпускников детских домов, имеющих низкий уровень со-циальной компетентности по причине ограниченности контактов с внешним миром, обедненности условий для приобретения собственного опыта перехода во взрослую жизнь несет в себе множество проблем. Если не обеспечить защиту законных прав и интересов данной категории детей, то, выйдя из стен детского дома, они будут испытывать большие затруднения, оказавшись один на один с самостоятельной жизнью. Именно по этой причине возникает опасность усиления тенденции потомственного сиротства и криминализации среди выпускников сиротских учреждений.

Государство и общество должны выступить гарантом социальной защищенности детей, не способных защищать свои права и законные интересы установленным законом способом и взять на себя ответственность по обеспечению им условий для нормальной жизни как во время пребывания в государственных учреждениях, так и после выпуска из этих учреждений, компенсируя тем самым в достаточно полной мере отсутствие родительской заботы. От того, насколько эффективно защищены в государстве права детей, зависит будущее государства.

Важная роль в решении этой задачи отводится образовательным учреждениям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: детским домам и школам-интернатам. Во время пребывания в образовательном учреждении ребенок должен быть обеспечен соответствующими условиями для жизни, учебы, адаптации к социальной среде, иметь возможность быть устроенным в семью. При выпуске из учреждения выпускник должен быть обеспечен жильем, денежными средствами согласно установленным нормам, возможностью получить профессиональное образование, иметь пакет личных документов, быть социально адаптированным. Только в этом случае вхождение в самостоятельную жизнь будет для выпускников менее болезненным.

Основные подходы к осуществлению социально-правовой защиты

детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Функции, которые социальный педагог выполняет в своей профессиональной деятель-ности, представляют собой относительно самостоятельные, различные по характеру, но в то же время тесно взаимосвязанные виды деятельности, которые в совокупности обеспечивают достижение целей и качественных результатов деятельности:

Правозащитная функция – основная функция в деятельности социального педагога в учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Качественное выполнение именно этой функции обеспечивает несовершеннолетним гражданские права, право на жилье, право на получение пособий, пенсий, алиментов, право быть устроенными в семью, правовое просвещение.

Выполнение всех функций, а правозащитной в особенности, требует от социального педагога конкретных знаний, умений и определенных профессиональных личностных качеств.

Гарантии социальной поддержки детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Государство, руководствуясь принципом защиты детей и необходимостью предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без родительского попечения, полноценного развития всех сфер их жизни – физической, психической, социальной и духовно-нравственной, предоставляет соответствующие гарантии социальной поддержки детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей для обеспечения достойных условий жизни, достойного образования и мер защиты здоровья.

Читайте так же:  Раздел земельного участка с постройками

Данные гарантии предусматриваются законодательством субъектов РФ и, кроме обозначенных выше сфер жизни, осуществляются также для обеспечения детям достойных условий труда, защиты их прав и законных интересов в суде, для обеспечения их жильем и предоставления льгот при уплате налогов и сборов. Рассмотрим виды гарантий, предоставляемых детям-сиротам и детям без попечения родителей.

Жилищные и имущественные права

Одной из важнейших сфер защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является имущественная, и в первую очередь жилищная. Очевидно, что дети, опека над которыми со стороны родителей не осуществляется (по причине их смерти или лишения прав), не могут проживать в жилом помещении, в котором проживали до возникновения подобных обстоятельств. Защита имущественных прав таких граждан предусматривается законом в виде следующих рычагов:

  • за сиротой сохраняются все права на помещение, в котором он проживал на законных основаниях (будь то право пользования или право собственности), так что он может вернуться в него по достижении совершеннолетнего возраста;
  • государственный орган субъекта РФ, которым выполняется защита жилищных правтаких граждан, обязан осуществлять контроль за сохранностью их недвижимого имущества, а также формировать соответствующие списки из таких детей начиная с 14-летнего возраста;
  • при отсутствии жилогопомещения, где сироты могут проживать в нормальных санитарных и технически пригодных условиях, орган власти субъекта должен предоставить такому гражданину квартиру или дом по нормам предоставления, отвечающим средней степени благоустроенности;
  • жилье первоначально хотя и передается по договору специализированного найма, но при желании ребенка-сироты по истечении 5 лет он может заключить договор социального найма на такой объект недвижимости, что по действующему законодательству позволяет его приватизировать (бесплатно получить в собственность).

Медицина и образование

Важнейшими отраслями, где требуется проявить особую защиту прав и интересов детей-сирот со стороны государства, являются медицина и образование. В целях реализации права ребенка-сироты на образование правовая база в РФ устанавливает также дополнительные привилегии для граждан данной категории, в том числе:

  • возможность поступления в учебное заведение на льготных условиях — бесплатно и не в порядке общей очереди при положительном (минимально требуемом) прохождении вступительных испытаний и при наличии соответствующей квоты (оплаченные государством места);
  • получение детьми-сиротами (и лицами до 23 лет, утратившими попечительство родителей) специальной стипендии в дополнение к общей;
  • выплата данным гражданам ежегодного пособия в целях покупки ими учебников, тетрадей и принадлежностей для письма;
  • получение бесплатного питания в учебном заведении;
  • компенсация проезда на городском транспорте;
  • возможность бесплатно пройти подготовительные курсы для поступления в учебное заведение для получения профессии.

Не обходит стороной государство и защиту законных интересов детей, лишенных родительского воспитания и материальной поддержки, в медицине. Так, прохождение всех медицинских процедур, стационарное лечение, операционное вмешательство, лечение за пределами границ нашей страны осуществляется для них на полностью бесплатной основе, за счет государственных средств.

Помимо этого, в законодательстве закрепляется право таких лиц на ежегодное оздоровление в специализированных учреждениях (различных профилакториях, пансионатах, санаториях). В этих целях для них не просто должны предоставляться бесплатные путевки, но и оплачиваться проезд к месту прохождения оздоровления. По усмотрению таких граждан оплату они могут получить как накануне поездки, так и попросить компенсировать собственные затраты на покупку билетов.

Региональные программы

Федеральным законодателем помимо указанных способов защиты прав детей-сирот устанавливается обязанность властей субъектов РФ разрабатывать и реализовывать соответствующую региональную программу. В подобной целевой программе не только конкретизируется процедура реализации прав таких граждан, установленных на общероссийском уровне, но и предусматривается установление дополнительных рычагов защиты.

В зависимости от субъекта таким детям предоставляется различный набор дополнительных прав и способов их реализации. В настоящее время подобные проекты в регионах разрабатываются, как правило, на основе федеральной программы «Социальная поддержка граждан». Они устанавливают процедуру получения жилья, порядок и размеры социальных выплат детям-сиротам, различные пособия и гарантии, реализуемые на территории субъекта мероприятия, направленные на поддержку данной категории граждан.

Видео (кликните для воспроизведения).

Например, лидирующие позиции среди регионов центральной России по защите прав детей-сирот занимает Костромская область. Программа этого субъекта включает в себя, в том числе подпрограммы:

  • профилактики социального сиротства;
  • развитие семейнозамещающих форм воспитания детей;
  • «Семья для каждого ребенка»;
  • по поддержке детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
  • профилактики правонарушений среди данной категории лиц и др.

Как видно, все предусмотренные программы не требуют серьезных финансовых затрат, но приносят хорошие дивиденды в виде сокращения числа сирот. Более богатые регионы устанавливают дополнительные финансовые выплаты, что тоже благотворно влияет на сферу защиту прав лиц из числа данной категории.

На уровне закона, права детей-сирот действительно гарантируются и защищены, но на практике зачастую возникают ситуации нарушения прав сирот, отказа в их реализации. Органы опеки, призванные служить интересам таких детей, часто, умышленно или нет, не справляются со своими обязанностями. Потому важно не просто знать свои права, но и иметь информацию, в какой орган обратиться в случае невозможности их реализации. Таковыми в нашей стране являются судебные инстанции и прокуратуры, способные также обратиться при необходимости в суд в защиту прав представляемого гражданина.

Источники

Литература


  1. Котенев А. А., Лекарев С. В. Современный энциклопедический словарь по безопасности. Секьюрити; Ягуар — М., 2013. — 504 c.

  2. Дмитриева, Т.Б. Клиническая и судебная подростковая психиатрия / Т.Б. Дмитриева. — М.: Медицинское Информационное Агентство (МИА), 2017. — 981 c.

  3. Малько, А. В. Теория государства и права в вопросах и ответах. Учебно-метадитеческое пособие / А.В. Малько. — М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2015. — 352 c.
  4. Бастрыкин, А.И. Актуальные проблемы теории государства и права. Учебное пособие / А.И. Бастрыкин. — М.: Юнити-Дана, 2014. — 237 c.
  5. Басовский, Л.Е. История и методология экономической науки. Учебное пособие. Гриф МО РФ / Л.Е. Басовский. — М.: ИНФРА-М, 2017. — 773 c.
  6. Защита и реализация прав детей сирот
    Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here