Защита прав детей в международных семейных конфликтах

Международная защита прав детей в период вооруженных конфликтов

Аннотация: В данной статье рассмотрена актуальная проблема современного времени. Международная защита прав детей является одной из важнейших отраслей современного международного права. Прежде всего, хочу отметить, что дети это беззащитная часть населения. Дети относятся к не комбатантам. Поэтому, они должны защищаться всеми нормами международного права. Согласно, ст.1 Конвенции ООН «О правах ребенка» от 20 ноября 1989 года отмечается, что «ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста». Таким образом, все дети до 18-летного возраста, пострадавшие в период вооруженного конфликта, подлежат защите в области здравоохранения, культуры, образования.

Для начала раскроем понятие «ребенок”. В ст. 1 Конвенции ООН «О правах ребенка» от 20 ноября 1989 года определено, что «ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста» [1], [2]. Детство самый лучший период жизни каждого человека. И в этот период жизни, не должны нарушаться права в отношении лиц, не достигших 18-летнего возраста. При рождении ребенка международным законодательством и национальным законодательством гарантируется право на жизнь, право на свободу и на личную неприкосновенность, право на уважение личной и семейной жизни и т.п.

Согласно Международному пакту «о гражданских и политических правах» от 16 декабря 1966 года, касающихся прав человека ст. 24 п.1 сказано, что «каждый ребенок без всякой дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, национального или социального происхождения, имущественного положения или рождения имеет право на такие меры защиты, которые требуются в его положении как малолетнего со стороны его семьи, общества и государства» [3].

Глобальный вопрос о защите прав детей встал после второй мировой войны. Именно во время воруженных конфликтов, первыми жертвами являются дети. Дети составляют до 50% жертв войны из числа гражданского населения. Это очень высокий показатель.

Первым шагом для решения проблемы, стало создание Детского фонда ООН под названием ЮНИСЕФ. ЮНИСЕФ должен оказывать помощь всем детям, без дискриминации в отношении расы, пола, религии, национальности и политических убеждений. Основная функция ЮНИСЕФ помощь правительствам развивающихся стран в виде поставок оборудования для школ, продуктов питания, медикаментов, предоставления стипендий для преподавателей.

Прошлый 2014 год стал годом ужаса, страха и отчаяния для миллионов детей, заявил Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ). В связи с ухудшением конфликтов по всему миру дети оказались перед лицом экстре­мального насилия и его последствий. По расчетам в настоящее время 230 миллионов детей живут в странах и на территориях, пострадавших от вооруженных конфликтов. По данным ЮНИСЕФ 15 миллио­нов детей оказались в зоне жестоких конфликтов в Центральной Африканской Республике, Ираке, Южном Судане, Государстве Палестина, Сирии и Украине, включая детей, которые стали вынужден­ными переселенцами или живут как беженцы [4].

В последнее время большое количество детей умерло или остались калеками во время вооруженных конфликтов. По разным оценкам на сегодняшний день число пострадавших детей составляют от 300 до 500тыс. лиц до 18 лет. Многие дети остаются сиротами. Свыше 10 млн. детей переживают и перенесли тяжелую психологическую травму.

Конвенция ООН «О правах ребенка» 1989 г. обязывает участников принимать все меры для обеспече­ния того, чтобы лица, не достигшие 15-летнего возраста, не принимали прямого участия в вооруженном конфликте [5]. В 2000 г. к этой же Конвенции был принят Факультативный протокол, в соответствии с которым, вышеуказанный возраст увеличился до 18 лет, норма о прямом участии в вооруженном конф­ликте была дополнена и теперь запрещает даже косвенный характер участия детей в вооруженном конфликте.

IV Женевская конвенция запрещает выносить смертный приговор в отношении лиц, не достигших 18­летнего возраста (ст. 68). Статья 76 указывает, что «в отношении несовершеннолетних, содержащихся в заключении на оккупированной территории, должен приниматься во внимание специальный режим, они должны быть, по возможности, отделены от остальных заключенных» [6].

Таким образом, IV Женевская конвенция «о защите гражданского населения» впервые юридически закрепила принцип защиты детей как части гражданского населения во время вооруженных конфликтов международного характера.

Еще одной глобальной проблемой является терроризм и борьба с ним. В результате террористических актов гибнет много гражданского населения, в том числе дети до 18 лет.

Согласно Конституции Республики Казахстан на первом месте стоит жизнь человека. Следует отметить, что в Казахстане каждый имеет право на жизнь, на личную неприкосновенность, что никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство или наказанию. В ст.8 говорится, что «Казахстан уважает принципы и нормы международного права../’ [7]. Это доказывает, что Казахстан всегда придерживается принципов и норм международного права в области защиты прав детей. Казахстан, учитывая приоритет общепризнанных принципов международ­ного права, 8 июня 1994 г. ратифицировал Конвенцию «О правах ребенка1989 года», тем самым принял на себя обязательства по приведению своего законодательства в соответствие с конвенцией.

На сегодняшний день в Республике Казахстан принято свыше 45 нормативных актов, которые регулируют права и гарантии детей и подростков. Основными являются указы Президента Республики Казахстан «О государственной программе «Здоровье народа”, «О государственной программе «Образова­ние”, распоряжение Президента «О концепции государственной молодежной политики Республики Казахстан”, законы Республики Казахстан «О браке и семье”, «Об образовании”, Кодекс «Об администра­тивных правонарушениях”.

[2]

Таким образом, защита прав детей на сегодняшней день является очень актуальной проблемой, требующим особого внимания и обеспечения практического применения, имеющихся международно­правовых норм, направленных на защиту их прав. Следует отметить, что хочется дальнейшего развития организаций, занимающихся вопросами защиты и интересов детей. А также, чтобы перед каждым госу­дарством одной из главных целей, связанных с защитой прав человека, стояла защита прав детей.

Читайте так же:  Как правильно составить заявление на раздел имущества

Слово педагога


Оформить заявку

«Защита прав детей в международных семейных конфликтах»

Для размещения доклада в электронном сборнике необходимо:

1. Оформить заявку и получить номер счёта —>>>.
2. Оплатить редакционный сбор 230 руб. —>>>.
3. Загрузить доклад —>>>.
4. Дождаться проверки доклада (не более 8-ми часов).
5. Скачать свидетельство, нажав кнопку «Документ» в верхнем меню сайта.

Вопросы защиты прав детей в международных конфликтах на африканском континенте

АННОТАЦИЯ. В статье рассматриваются аспекты защиты прав детей в международных вооруженных конфликтах. Приводиться краткий анализ Докладов Генерального Секретаря ООН по вопросам защиты прав детей на Африканском континенте. Положение и участие детей в вооруженных конфликтах одни из наиболее острых проблем на уровне международного права и гарантии защиты, уважения прав человека, в связи, с чем Комитетом по правам человека ООН была запущенна программа «Дети — а не солдаты».

Мы живем в эпоху перемен. Эти перемены обоснованы сменой политического и экономического баланса в мире. Это ощущается на всей жизнедеятельности человека в современном мире. Перемены имели место быть и в вооруженных конфликтах. Сейчас принято говорить, что война сменила облик. Высокие моральные ценности человечества теряют свои позиции в борьбе за интересы отдельных субъектов на международной арене. Самое удручающее в данной ситуации то, что в эту неравноправную борьбу стали вовлечены дети.

Согласно данным специального представителя Генерального секретаря Организации Объединенных Наций по вопросу о детях и вооруженных конфликтах в 2013 году в 23 конфликтных ситуациях по всему миру имели место случаи нарушения прав детей путем совершения противоправных деяний. Ежедневно в результате кровопролитных войн гибнут сотни детей, столько же получают ранения, тысячи из них остаются сиротами, впоследствии они оказываются в лагере беженцев, либо погибают от голода и болезней. [1]

Ужасающие факты нарушения прав детей стали обыденной частью вооруженных конфликтов. 10 ноября 2014 года радикальная исламистская группировка «Боко Харам» в одной из средних школ города Потискум в штате Йобе на северо-востоке Нигерии осуществила террористический акт в ходе которого погибли 48 и были ранены 79 человека, большинство из которых дети. [2] В этой Западноафриканской Республике, охваченной хаосом религиозного и социального противостояния между югом и севером, были и ранее зафиксированы факты насилия над детьми. К примеру 23 октября 2014 года теми же боевиками исламистской группировки «Боко Харам» были взяты в плен 60 женщин и девочек. [3]

Говоря о правах ребенка в вооруженном конфликте невозможно обойти стороной их прямое, порой насильственное, вовлечение в участие в боевых действиях. Вовлечение детей в вооруженные конфликты является грубейшим нарушением международного гуманитарного права о статусе «ребенка», так же нарушением статьи 19 Конвенции о правах ребенка, которая гласит : « Государства-участники принимают все необходимые законодательные, административные, социальные и просветительные меры с целью защиты ребенка от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление, со стороны родителей, законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребенке». [4] Прямое участие детей дает им статус «детей-солдат» легитимность, которого оспорима принципами международного права.

Прежде чем анализировать вопрос о том, кто такие «дети-солдаты» и затрагивать нормативно-правовые аспекты, остановимся на реальных фактах, которые происходили на Африканском континенте за последний год.

Южный Судан

Демократическая Республика Конго

Демократическая Республика Конго знаменательна первым в истории человечества приговором, вынесенным Международным Уголовным Судом в отношении бывшего лидера Союза конголезских патриотов Томаса Лубанги. Томас Лубанга признан виновным в военном преступлении в виде набора и вербовки детей в возрасте до пятнадцати лет в состав вооруженных сил и их использовании для активного участия в боевых действиях в период с 1 сентября 2002 г. по 13 августа 2003 г. Он был приговорен к 14 годам лишения свободы. Многие правозащитники назвали данный приговор историческим и данью памяти погибшим детям-солдатам. [6] Однако свершение правосудия пока не дало желаемых результатов.

Сомали

В этом восточноафриканском государстве, наряду с другими странами, так же остро стоит вопрос о безопасности и благосостоянии детей. Статистика ООН показывает, что за период с начала 2014 года были зарегистрированы 166 случаев нарушения прав детей, затронувших 154 ребенка (112 мальчиков и 42 девочки). В Сомали находятся более 218 000 очень плохо питающихся детей, включая 44 000 детей, которые испытывают острую нехватку продовольствия и находятся на грани смерти. Имеют место вспышки инфекционных заболеваний, которые ежедневно продолжают уносить детские жизни. Ситуация по контролю защиты прав детей осложняется позицией властей к ратификации «Конвенции о правах ребенка». Согласно статистическим данным последних годов Сомали занимает первое место по количеству детей-солдат насильно завербованных для участия в вооруженных столкновениях. [9]

В сентябре текущего года международная правозащитная организация Human Rights Watch опубликовала резонансный доклад, в котором сомалийские женщины, проживающие в лагерях около столицы Сомали Могадишо, заявили, что стали жертвами актов насилия со стороны солдат вооруженных сил Африканского союза, финансируемых ООН. «Некоторые женщины, которых изнасиловали, заявили, что солдаты давали им деньги или еду после акта, пытаясь выдать нападение за оплаченный секс», — говорится в докладе. Правозащитники уточнили, что товары для «оплаты» солдаты брали из фонда продовольственной помощи. Обвинения основаны на показаниях 21-й женщины и 12 летней девочки. [10]

Читайте так же:  При регистрации ребенка забирают свидетельство о рождении

Что касается Сомали, то государство по-прежнему остается зоной, в которой гибнут дети, а правозащитным организациям с трудом удается собрать элементарные данные о положении детей в зонах вооруженных конфликтов.

Поскольку мы стали говорить о вкладе ООН в международную нормативно-правовую защиту интересов детей, невозможно не остановить внимание на деятельности Комитета по защите прав детей в лице специального представителя Генерального секретаря по вопросу о детях и вооруженных конфликтах – Госпожи Лейлы Зерруги.

Обобщая все вышесказанное, хочется подчеркнуть, что международное сообщество с момента принятия факультативного протокола к «Конвенции о правах ребенка» в 2000 году, касающегося участия детей в вооруженных конфликтах, словно переосмыслило значимость защиты детства и ребенка — как будущего человечества. После долгих лет анализа и модулирования норм правовой защиты, ООН наконец, весной 2014 года, запустила глобальную кампанию «Дети, а не солдаты» на Африканском континенте. Цель, которой: к 2016 году прекратить практику мобилизации детей в национальную армию и другие вооруженные отряды. Тем самым подарив надежду тысячам детей- солдат. «Все дети заслуживают защиты, а не эксплуатации. Они должны находиться в школах, а не в рядах армии или вооруженных групп», — сказала Госпожа Зерруги … [13]

Проблемы международной защиты прав детей во время вооруженного конфликта

В данной статье рассматриваются проблемы международной защиты прав детей во время вооруженных конфликтов и вопросы определения минимального возраста детей, ставших непосредственными участниками вооруженных конфликтов. Вопрос защиты прав детей в ходе вооруженных конфликтов становится все более важным, требующим внимания и развития новых подходов и обеспечения практического применения существующих правил, направленных на защиту детей

В настоящее время проблема защиты жертв войны не теряет своей актуальности. Вопрос защиты прав ребенка во время вооруженного конфликта становится все более актуальным, требующим пристального внимания, разработки новых подходов и обеспечению практического применения уже имеющихся норм призванных защищать детей. Здесь следует подчеркнуть, что проблема правового статуса ребенка во время вооруженных конфликтов носит комплексный характер и включает в себя целый ряд отдельных аспектов: общих и связанных с отдельными категориями детей, ставших участниками конфликта. Это дети, вовлеченные в вооруженный конфликт в качестве его непосредственных участников, т.е. детисолдаты, дети, разлученные со своими семьями, дети-беженцы, дети-заключенные.

Можно до бесконечности перечислять множество факторов, которые непосредственным образом влияют на общее состояние защищенности детей в современных обществах. В целом, международное сообщество и настоящее время всерьез озабочено бедственным положением детей во многих регионах мира из-за социально-экономических потрясений, непрекращающихся вооруженных столкновений, стихийных бедствий, голода и болезней.

Наиболее насущными проблемами во время вооруженного конфликта являются следующие:

  • Вербовка детей для участия в вооруженных конфликтах, в качестве солдат;
  • Разлука детей с родителями в результате вооруженного конфликта;
  • Приостановление получения образования.

Наиболее часто дети призываются на военную службу в таких государствах, как Алжир, Ангола, Демократическая Республика Конго, Либерия, Руанда, Судан и Уганда. Происходит это путем вербовки, похищения детей с целью вовлечения в ряды вооруженных формирований, а также под принуждением. Известны также многочисленные случаи так называемого «добровольного» участия ребенка в военных действиях [1, С. 221].

В международном гуманитарном праве возраст призыва в вооруженные силы и принятия участия в военных действиях установлен в 15 лет (ст. 38 Конвенции о правах ребенка, ст. 77 Дополнительного протокола I к Женевским конвенциям 1949 г., ст. 4 Дополнительного протокола II к Женевским конвенциям 1949 г.).

Дополнительный протокол – I 1977 года, обязывает стороны, находящиеся в конфликте, предпринимать все возможные меры для того, чтобы дети, не достигшие 15 летнего возраста, не принимали непосредственного участия в военных действиях.

Конвенция 2182 МОТ, Африканская хартия о правах и благополучии ребенка установили запрет на вербовку и принятие в вооруженные силы лиц с 18 лет. Римский статут Международного уголовного суда определяет порог в 15 лет как границу возможного использования детей качестве солдат. Факультативный протокол к Конвенции о правах ребенка говорит, о 18 годах, однако допускает установление государствами другого минимального возраста для добровольного участия детей в вооруженных силах.

Практика показывает, что многочисленные международные документы в области защиты прав ребенка, в том числе – Конвенция о правах ребенка 1989 года (вступила в силу в 1990 году) и Факультативный Протокол к ней 2000 года, не являются той нормативной базой, которая обеспечивала бы эффективную защиту прав ребенка.

Первым международным документом по правам человека, к которому присоединился Казахстан, была Конвенция о правах ребенка. Конвенция основной договор, отражающий широкий круг гражданских, политических, экономических и социальных прав детей. Одним из четырех принципов заключенных в конвенции, является право ребенка на жизнь, выживание и развитие [2, С. 338].

Существующие международно-правовые акты, регулирующие положение ребенка во время вооруженного конфликта, отражают комплексность проблемы. Это Всеобщая декларация прав человека 1948 года, Женевские конвенции 1949 года, в особенности IV, Дополнительные протоколы к ним 1977 года, международные соглашения о запрещении определенных видов оружия, Конвенция о правовом статусе беженцев 1951 года и Протокол к ней 1967 года, Конвенция МОТ №182 о запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда 1999 года, а также Конвенция о правах ребенка 1989 года, Римский статут Международного уголовного суда 1998 года, Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 года и многие другие. В рамках международных региональных организаций, а также специализированных учреждений ООН также заключены различные соглашения, регулирующие правовой статус ребенка в вооруженном конфликте.

Читайте так же:  Практика раздела имущества гражданский брак

Несмотря на ряд недостатков, Факультативный протокол к Конвенции о правах ребенка явился важным шагом на пути обеспечения защиты детей от участия в вооруженных конфликтах. Протокол налагает на государства обязательства обеспечить не только эффективное осуществление предусмотренных им положений, но и демобилизацию детей, а также их реабилитацию и интеграцию в общество (ст. 6), равно как и обязательство сотрудничать друг с другом в данных целях (ст. 7) [4]. Контроль за исполнением обязательств, взятых на себя государствами по данному Протоколу, осуществляет Комитет по правам ребенка, который является контрольным органом в отношении самой Конвенции о правах ребенка [5, С. 142-144.].

IV Женевская конвенция предусматривает общую защиту детей как лиц, не принимающих участия в военных действиях. Согласно Конвенции дети, как часть гражданского населения, подпадают под действие всех положений, касающихся обращения с покровительствуемыми лицами, которые определяют основной принцип гуманного обращения с людьми, включающий уважение к жизни, физическую и психическую неприкосновенность, уважение человеческого достоинства, запрещение оскорбительного и унижающего обращения, запрещение осуждения и применения наказания без суда (ст. 3). В отношении детей, как и всего гражданского населения, запрещаются пытки, телесные наказания, медицинские и научные опыты, коллективные наказания, репрессалии, меры запугивания или террора, взятие заложников, незаконное депортирование и т.д. (ст. 13, 27, 30-34, 147).

[1]

IV Женевская конвенция содержит также специальные положения о защите детей от последствий военных действий. В соответствии со статьей 14 Конвенции дети до 15 лет и матери детей до 7 лет подпадают под категории гражданского населения, для которых могут создаваться специальные санитарные или безопасные зоны. Аналогичным образом дети и роженицы входят в категорию гражданских лиц, которые должны быть эвакуированы из осажденных или находящихся в окружении зон (ст. 17). Согласно статье 23 Конвенции должен разрешаться свободный пропуск посылок, предназначенных для детей до 15 лет и рожениц.

На оккупированных территориях дети, не достигшие 15 лет, беременные женщины и матери детей до 7 лет должны продолжать пользоваться любыми преимуществами в отношении питания, медицинского ухода и защиты от последствий войны, которые предоставлялись им в соответствии с мерами, принятыми до оккупации (ст. 50). В этой же статье предусматривается, что оккупирующая держава обязана содействовать работе учреждений, попечению которых вверены дети на оккупированной территории. Интернированные беременные женщины и дети до 15 лет должны получать дополнительное питание в соответствии с их физиологическими потребностями (ст. 89). Статья 38 содержит положение, что дети до 15 лет и матери с детьми до 7 лет, принадлежащие к стороне противника, пользуются специальными преимуществами в той же степени, что и граждане данного государства.

Согласно Конвенции стороны обязываются «принимать необходимые меры, чтобы дети до 15 лет, осиротевшие или разлученные со своими семьями вследствие войны, не были предоставлены сами себе и чтобы облегчить при всех обстоятельствах их содержание, выполнение обязанностей, связанных с их религией, и их воспитание» (ст. 24). Оккупирующая держава должна способствовать установлению личности детей и регистрации их родственных связей, она не имеет права изменять семейное или гражданское состояние детей (ст. 50). Женевская конвенция признает, что каждая из находящихся в конфликте сторон должна облегчать розыск, проводимый членами разлученных войной семей с целью установления связи друг с другом, а по возможности, и воссоединения. Каждое лицо, находящееся на территории участвующей в конфликте стороны или на оккупированной территории, имеет право сообщать о себе членам своей семьи, где бы они ни находились (ст. 25, 26) [6].

Женевская конвенция запрещает выносить смертный приговор в отношении лиц, не достигших 18летнего возраста (ст. 68). Статья 76 указывает, что в отношении несовершеннолетних, содержащихся в заключении на оккупированной территории, должен приниматься во внимание специальный режим, они должны быть, по возможности, отделены от остальных заключенных.

В Дополнительном протоколе 1 впервые был четко сформулирован принцип особой защиты детей во время международных вооруженных конфликтов: «Дети пользуются особым уважением и им обеспечивается защита от любого рода непристойных посягательств. Стороны, находящиеся в конфликте, обеспечивают им защиту и помощь, которые им требуются ввиду их возраста или по любой другой причине» (ст. В Дополнительный протокол 2 включено подобное положение и в отношении вооруженных конфликтов немеждународного характера. Статья 4 (п. 3) гласит, что «детям обеспечиваются необходимые забота и помощь».

Важнейшей задачей мирового сообщества является в данном аспекте окончательное закрепление минимального возраста непосредственного участника вооруженного конфликта 18 лет, а также, что, возможно, еще важнее, отлаженная система контроля за соблюдением данных норм. Необходимо государствам на международном уровне разработать международные нормы регулирующие вопросы по устранению привлечения детей к участию в вооруженных конфликтах.

  1. НикофоновК.Правовые аспекты защиты детейв вооруженных конфликтах // Московский журнал международного права.2007№4.
  2. СабитоваА.А.Охрана материнстваи детства: международный аспект // Материалы международной научно-практической конвенции «Развитие гражданского общества в Казахстане: конституционно-правовое обеспечение».27 февраля 2007 г.
  3. НикофоновК.Правовые аспекты защиты детейв вооруженных конфликтах // Московский журнал международного права.2007№4.
  4. Факультативный протоколот 25 мая 2000 года к Конвенции о правах ребенка, касающемся участия детей в вооруженных конфликтах.
  5. ПиотухО.А.Международно-правовая защита детейвовремя вооруженных конфликтов//Российский ежегодникмеждународногоправа.Специальныйвыпуск.– СПб.,
  6. СтаровойтовО.Защита детейв период вооруженных конфликтов. Белорусский журнал международного права и международных отношений 1999 №3.

Информация по вопросам защиты прав и интересов детей в международных семейных конфликтах

Российская Федерация выступает государством-участником двух многосторонних международных договоров, разработанных Гаагской конференцией по международному частному праву по вопросам защиты прав и интересов детей в международных семейных конфликтах: Конвенции о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей от 25 октября 1980 года и Конвенции о юрисдикции, применимом праве, признании, исполнении и сотрудничестве в отношении родительской ответственности и мер по защите детей от 19 октября 1996 года.

Читайте так же:  Потеря свидетельства о рождении ребенка как восстановить
Видео (кликните для воспроизведения).

Конвенция 1980 года регулирует вопросы, связанные с незаконным перемещением детей и их возвращением в государство постоянного места проживания. Конвенция 1996 года имеет более широкую сферу действия и, помимо механизма возвращения ребенка, также затрагивает вопросы определения юрисдикции государства, установления места нахождения несовершеннолетнего на территории иностранного государства, принятия срочных мер защиты в отношении несовершеннолетних, признания и исполнения решений иностранных судов.

Постановлениями Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2011 г. № 1097 и от 15 ноября 2012 г. № 1169 центральным органом, исполняющим обязанности, возложенные указанными конвенциями, выступает Министерство просвещения Российской Федерации.

Иные новости по теме

Жители Вологодской области выбирают голосового помощника

Более 30 тысяч жителей области ежемесячно передают показания электросчётчика через голосового помощника Показания приборов учёта …

Ассоциация юристов России проводит Всероссийский единый день оказания бесплатной юридической помощи.

В Белозерском районе правовые консультации можно получить Далее…

Оплатить счёт за свет теперь можно ВКонтакте

Заплатить за электроэнергию жители Вологодской области теперь могут и в социальной сети «Вконтакте». Платежи принимаются …

Защита прав детей в международных семейных конфликтах

В эпоху глобализации количество трансграничных, или так называемых смешанных, браков стремительно растёт. Как и в случае с обычными семьями, трансграничные браки иногда распадаются, и возникает проблема общения обоих родителей с ребёнком, которая не всегда решается миром. Важно, чтобы в такой ситуации родители помнили, что дети в их конфликт вовлечены помимо своей воли, последствия принимаемых родителями решений отражаются на ребёнке и наносят ему непоправимый вред.

Для эффективного разрешения споров о воспитании детей между родителями, которые являются гражданами или проживают на территории разных государств, Гаагской конференцией по международному частному праву были разработаны Конвенция о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей и Конвенция о юрисдикции, применимом праве, признании, исполнении и сотрудничестве в отношении родительской ответственности и мер по защите детей. Россия стала участницей обеих этих Конвенций.

Реализация предполагает оказание гражданам помощи в случаях незаконного перемещения или удержания детей на территории Российской Федерации или за её пределами. Помощь гражданам оказывается также в случае необходимости обеспечения прав опеки или доступа к детям.

Реализуемые мероприятия

Для постоянного повышения профессионального уровня помощи, оказываемой гражданам в конфликтных ситуациях, связанных с международным похищением или незаконным удержанием детей, на системной основе проводятся следующие мероприятия:

  • курсы повышения квалификации специалистов;
  • научно-практические конференции;
  • заседания Российско-Французской комиссии по защите прав детей в семейных конфликтах.

Согласно постановлениям Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2011 г. № 1097 и от 15 ноября 2012 г. № 1169 (в редакции постановления Правительства РФ от 19 декабря 2018 г. № 1586) центральным органом, отправляющим обязанности, возложенные на центральные органы Конвенцией о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей от 25 октября 1980 г. и Конвенцией о юрисдикции, применимом праве, признании, исполнении и сотрудничестве в отношении родительской ответственности и мер по защите детей от 19 октября 1996 г., определено Министерство просвещения Российской Федерации.

Функции по операционной деятельности в связи отправлением обязанностей Центрального органа в Министерстве исполняются отделом нормативного регулирования в сфере опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей.

Контакты для дополнительной информации:

  • Терехина Ирина Олеговна – директор Департамента, тел.: +7 (495) 587-01-10, доб. 3450; адрес электронной почты: [email protected]
  • Аккуратова Анастасия Павловна – начальник отдела нормативного регулирования в сфере опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан Департамента, тел.: +7 (495) 587-01-10, доб. 3463.
  • Фролов Игорь Дмитриевич – советник отдела нормативного регулирования в сфере опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан Департамента, тел.: +7 (495) 587-01-10, доб. 3464; адрес электронной почты: [email protected]

Режим работы Департамента: понедельник – пятница, 9:00– 8:00; обед: 12:00–13:00.

Личный приём граждан специалистами Департамента осуществляется в рабочее время по адресу: г. Москва, ул. Каретный Ряд, д. 2.

Приём специалистами Департамента иностранных граждан и лиц без гражданства осуществляется по предварительному согласованию с представителями Департамента.

Информация по Конвенциям также размещена на информационном стенде Минпросвещения России, который находится по адресу: г. Москва, ул. Каретный Ряд, д. 2.

Информация о договаривающихся государствах, признание которыми присоединения к Конвенциям Российской Федерации в установленном порядке вступило в силу, размещена на официальном сайте Гаагской конференции по международному частному праву в сети Интернет по адресу: hcch.net.

Запросы в рамках Конвенций составляются на русском языке, к ним прилагаются документы, подтверждающие права опеки над несовершеннолетним ребёнком (свидетельство о рождении), документы, удостоверяющие, что местом постоянного проживания ребёнка является Российская Федерация (справка из органов регистрационного учёта о месте жительства несовершеннолетнего или справка из образовательного/воспитательного учреждения, учреждений здравоохранения о постановке на учёт несовершеннолетнего), а также другие документы (решение суда, паспортные данные, фотографии), которые вы считаете необходимым приложить. В соответствии с требованиями Конвенций запрос и прилагаемые документы сопровождаются переводом на официальный язык запрашиваемого государства.

Вместе с тем Конвенции содержат положения, предусматривающие возможность разрешения семейных споров с помощью альтернативного (внесудебного) способа – процедуры медиации. Работу в части организации и обеспечения медиативных процедур ведёт подведомственное Министерству просвещения Российской Федерации учреждение – ФГБУ «Федеральный институт медиации».

Читайте так же:  Получение свидетельства о разводе по решению суда

Защита прав детей в международных конфликтах

Гаагские Детские конвенции 1980 и 1996 годов

Российская Федерация является государством-участником двух многосторонних международных договоров, разработанных Гаагской конференцией по международному частному праву по вопросам защиты прав и интересов детей в международных семейных конфликтах: Конвенции и гражданско-правовых аспектах похищения детей от 25 октября 1980 года (Конвенция 1980 года) и Конвенции о юрисдикции, применимом праве, признании, исполнении и сотрудничестве в отношении родительской ответственности и мер по защите детей от 19 октября 1996 года (Конвенция 1996 года)

Гаагских Детские конвенции были разработаны в течение последних двадцати пяти лет, основополагающая цель заключается в том, чтобы обеспечить практическую технику, с тем чтобы государства, которые разделяют общую заинтересованность в защите детей могли сотрудничать друг с другом, чтобы сделать это.

Государства — участники настоящей Конвенции, твердо убежденные в том, что интересы детей являются проблемой первостепенного значения в вопросах, касающихся опеки над ними, желая защитить детей в международном масштабе от вредных последствий их незаконного перемещения или удержания и установить процедуры, обеспечивающие их незамедлительное возвращение в государство их постоянного проживания, а также обеспечить защиту прав доступа.

Памятка для оказания содействия родителю, ребенок которого был перемещен или удерживается на территории иностранного государства (Конвенция 1980 года)

Условия для обращения

1. Ребенок перемещен на территорию иностранного государства, указанного в списке (см. приложение).
2. С даты перемещения или удержания не прошло более 1 года.
3. Ребенок не достиг 16-летнего возраста.

Ребенок был перемещен или удерживается на территории иностранного государства ⇒

[3]

Подготовка обращения и приложение пакета документов

1. Заполненная форма заявления о возвращении/об осуществлении права доступа.
2. Копии документов, подтверждающих права опеки над несовершеннолетним ребенком (н-р, свидетельство о рождении, распоряжение об установлении опеки и др.).
3. Копии документов, подтверждающих, что местом постоянного проживания ребенка является Российская Федерация (н-р, справка из органов регистрационного учета о месте жительства несовершеннолетнего или справка из образовательного/воспитательного учреждения, учреждений здравоохранения о постановке на учет несовершеннолетнего и д.).
4. Иные документы на усмотрение заявителя (н-р, решение суда, паспортные данные, фотографии ребенка и др.).

Заявление и прилагаемые к нему документы должны быть переведены на официальный язык иностранного государства или на английский язык (нотариально удостоверенный перевод не обязателен).

Адрес для отправления документов:
Минпросвещения России, 127006, Россия, г. Москва, ул. Каретный ряд, д. 2.

Контактная информация:
Фролов Игорь Дмитриевич – советник Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей.
E-mail: [email protected]
Тел.: +7 (495) 587-01-10 доб. 3464

Срок рассмотрения обращения – 30 дней.

При наличии согласия обоих родителей есть возможность мирного разрешения спора путем применения процедуры МЕДИАЦИИ на безвозмездной основе при помощи профессионального медиатора Дополнительная информация доступна на официальном сайте ФГБУ «Федеральный институт медиации».

Памятка по оказанию содействия родителю, ребенок которого находится на территории иностранного государства (Конвенция 1996 года)

Условия для обращения:

1. Ребенок не достиг 18-летнего возраста.
2. Ребенок находится на территории одного из указанных иностранных государств.

Ситуации, при которых родитель вправе обратиться в Минпросвещения России (при наличии одной или нескольких одновременно):

1. Есть решение российского суда об определении места жительства ребенка / о порядке общения с ребенком.
2. Один из родителей препятствует общению с ребенком.
3. Наличие обоснованных опасений за жизнь и здоровье ребенка в иностранном государстве.
4. Местонахождение ребенка неизвестно.

Подготовка обращения и приложение пакета документов:

1. Заполненная форма заявления о возвращении/об осуществлении права доступа.
2. Копии документов, подтверждающих права опеки над несовершеннолетним ребенком (н-р, свидетельство о рождении, распоряжение об установлении опеки и др.).
3. Копии документов, подтверждающих, что местом постоянного проживания ребенка является Российская Федерация (н-р, справка из органов регистрационного учета о месте жительства несовершеннолетнего или справка из образовательного/воспитательного учреждения, учреждений здравоохранения о постановке на учет несовершеннолетнего и д.).

4. Иные документы на усмотрение заявителя (н-р, решение суда, паспортные данные, фотографии ребенка и др.).

Заявление и прилагаемые к нему документы должны быть переведены на официальный язык иностранного государства или на английский язык (нотариально удостоверенный перевод не обязателен).

Адрес для отправления документов:
Минпросвещения России, 127006, Россия, г. Москва, ул. Каретный ряд, д. 2.

Контактная информация:
Фролов Игорь Дмитриевич – советник Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей.
E-mail: [email protected]
Тел.: +7 (495) 587-01-10 доб. 3464

Срок рассмотрения обращения – 30 дней.

Видео (кликните для воспроизведения).

При наличии согласия обоих родителей есть возможность мирного разрешения спора путем применения процедуры МЕДИАЦИИ на безвозмездной основе при помощи профессионального медиатора.

Источники

Литература


  1. Гельфер, Я. М. История и методология термодинамики и статистической физики / Я.М. Гельфер. — Москва: СПб. [и др.] : Питер, 2013. — 536 c.

  2. Гамзатов, М.Г. Английские юридические пословицы, поговорки, фразеологизмы и их русские соответствия; СПб: Филологический факультет СПбГУ, 2011. — 142 c.

  3. Наумов, С.Г. Доверенность: часто задаваемые вопросы, образцы документов; М.: Юрайт, 2011. — 169 c.
  4. Яблочков, Т. Гражданская ответственность дуэлянтов / Т. Яблочков. — М.: Типо-лiтография Т-ва Владимиръ Чичеринъ в Москве, 2018. — 686 c.
  5. Ваш домашний адвокат. Экстренная юридическая помощь. Советы Юриста. — М.: Мир книги, 2004. — 448 c.
  6. Защита прав детей в международных семейных конфликтах
    Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here